Козы на Далекой Солнечной поляне
В начале января 2018 года экспедиция козы Маруськи успешно достигла Дальней Солнечной поляны в лесу за скользкой дорогой и замерзшим болотом. Последние подробности с места события: в пятницу, 12 января в 12.11 члены экспедиции радостно принялись насыщать желудки хвоей, кустиками брусники и черники на Солнечной поляне, таким образом отмечая свое невероятное достижение, упорство и волю к победе.
Подготовка к экспедиции и тренировки
В экспедиции участвовал весь наличный состав козьих: двадцать шесть покрытых коз (из них одиннадцать первокоток) и два козла. Козлы десятимесячные и еще стадо не водят, и не известно, поведут ли еще. Поэтому в стаде за самого главного – Маруся, бессменный рулевой.У нее вполне неплохо получается. А впрочем, самая авторитетная личность в стаде – я. Размерами – больше всех, раздаю иногда макароны, и к тому же пока никого не бодаю и не отнимаю еду. Поэтому следует считать меня настоящим пастухом, ведь зимой провожу со стадом почти все время, пока козы на улице. Вполне можно считать, что животных понимаю телепатически, и никто даже не потерялся еще, а козы вообще мне сильно доверяют.
Совсем недалеко от дома
С первокотками была проблема, впрочем, и не проблема, а трудность взросления. Для них эта зима – первая, снег и мороз – в новинку. Родились они в прошлом марте и, конечно же, никто из них и не помнит мартовского и апрельского снега и холодов. Зато в памяти отложилось лето с обилием травы и листьев. Впрочем, за осень они освоили все приемы сгрызания коры с деревьев и хвои с сосен и совсем не бедствовали.
Трудность была в том, что взрослые козы отлично идут за мной или за Марусей, и их можно водить хоть до дороги, хоть до болот с брусникой, черникой и хвоей. И знают, что идем не просто копыта стоптать, а с толком. А вот молодежь доходила до первых ивовых кустов и буквально прилипала к ним. Они как будто не ели последние сто лет, такие голодные – грызут кору, как бобры. Им и не приходит в голову, что совсем недалеко есть отличные и вкусные кусты брусники и черники.
Сосновая гора и козы
Можно сколько угодно давать сена на ночь и перед выходом на прогулку, но первокотки почти весь декабрь доходили до первых встречных кустов ивы и залипали там надолго. Ну, и все остальные персонажи присоединялись грызть ивы – стадо есть стадо. А ходить подальше, километра за три-четыре, не удавалось.
Только в начале января молодежь поняла, что ивы не стоят такого пристального внимания, и даже в зимнем мире есть много чего сожрать вкусненького. Ну, а мне как раз это и нужно было, ведь потеряв время на ивах, все стадо не успеет дойти до новых и нетронутых мест на болотах.
Спуск с Сосновой горы
За дорогу ходить – проблема в том плане, что есть четыре козы, которые боятся скользких поверхностей. Боятся не только льда на лужах, протоках и прудках, но и гололед на дороге принимают за нечто хрупкое, ненадежное. Дескать, можем провалиться, и как вы тогда без нас?
Вот эти четыре козы-бояки: президент Маруся, Фея и черненькие близняшки Барак и Мишель. Они боятся дороги, даже если бы там был только намек на гололед. Помогает один прием – схватить за рога Маруську и тащить ее силой. От страха она замирает и с проникновенным ужасом на морде едет на копытах, как на коньках, но через несколько моих шагов понимает, что лучше уж быстрей бежать самой, и буквально «выстреливает» к противоположной обочине. Остальные три козы боятся меньше и кое-как, с криком, воплями и причитаниями, буквально переползают скользкую дорогу и устремляются за ушедшим вперед стадом.
Прошли козы и протоптали тропинку
Рогастики весьма издалека слышат приближение автомобиля. Мой домик стоит практически у дороги, до нее по прямой – двести метров. Дорога грунтовая, районного значения. Машины ездят примерно раз в час, сейчас, впрочем, пошли лесовозы, и движение стало интенсивным. За все четыре года с животными не было проблем – никто не попал под колеса, с дороги уходят загодя и там особенно не засиживаются. Даже мелкие козлята стараются перебегать дорогу быстро, деловито и не оглядываясь. И бежать подальше от нее!
Старт
Где-то далеко, за горой, дорогой, болотом и лесом, есть Далекая Солнечная поляна. Как-то мы с козами её видели, но с тех пор прошло больше года, и в ту сторону если и ходили, то недалеко и коротко. До нее около трех километров, вокруг выпилен лес, и потом, видно, был пожар. Сейчас там растет много лесной зимней зелени, и к тому же прекрасные заросли осинника.По пятницам надо обязательно совершать значимые события. В прошлую – спилил огромную ракиту, и козы её грызли почти два дня. Как-то ездил в пятницу в магазин, а ещё в одну – так вообще в посёлок за десять км. Путешествия такие не очень радуют, но вот сходить к Далёкой Солнечной поляне вместе с животными – весьма интересно и запомнится надолго.
Маруся, та самая, которая боится переходить скользкую дорогу
Ну, и идём же туда не просто так, развлечения ради. На Солнечной поляне растут брусника с черникой, сосны с елками, а также там рядом – замечательные массивы молодых осинников. На Солнечную поляну козы идут с явными гастрономическими интересами.
С утра прочитал Багире лекцию о пользе ловли мышей. Ловить мышей не только важно для кошачьего здоровья, но и экономически весьма выгодно. Багира регулярно отлавливает грызунов, буквально каждую ночь. И, конечно же, только лишь потому, что мои лекции регулярны и очень нравятся ей. Да и мыши сами лезут в теплый дом, надо только не дрыхнуть на диване.
Преодоление небольшого оврага
В нашей сегодняшней экспедиции Багира не принимает участия по причине важных дел дома, но козы по пути к Солнечной поляне пройдут мимо лисьей норы. У кошки с лисой давняя неприязнь. Думаю, они обе считают эту территорию своей и мышей на ней – тоже. Мыши – просто ресурс для выращивания котят и лисят, и здесь мы имеем дело со спором двух хозяйствующих лиц.
Как-то посоветовал Багире поймать лису. Ведь ей весьма легко сделать это! Лиса сама бежит к кошке, ее не надо догонять и выковыривать из норы. И к тому же по лисе очень трудно промахнуться когтями, она больше мыши в несколько раз. Лупи себе лапами, даже можно наугад лупить – все равно на коготь лису подцепишь.
Тем более есть большой опыт по ловле всяких разных позвоночных. Но пока лиса не поймана, вижу ее мелькание иногда утром в окна. Она грязно-рыжевато-серая, и мне как-то обещали $30 за качественное фото лисы. Но пока вообще никакого фото лисы нет. Она очень осторожная.
Багира утром мечтает поймать лису
Утром мне важно не проспать. Зимой можно спать и спать, козы в запуске, и доить их не надо. Такое вот разгильдяйство приводит к тому, что встаю в полдевятого, а бывает – даже в девять. В девять как раз рассветает, и замечательно пахнет зеленый чай, и все еще притягивающим теплом отдает печка. Утренняя зимняя безмятежность в деревне имеет стопроцентный рейтинг. Даже на улицу трудно выходить, поэтому еле-еле, потягиваясь и зевая, как-то выползаем из хлева к десяти часам на зимние просторы.
В хлеву тепло, пахнет спокойствием, сеном и козами. В кормушках есть немного сена – толстые стебли, которые едят самыми последними. Кто-то из копытных еще поспал бы, а Белка – так и вообще выходить не хочет. Она не любит мороза и снега, хотя этой зимой и морозов нет, и снега – так, около нуля бродит температура. Сена осталось еще на две таких зимы.
Перед переходом скользкой дороги
От деревни идем стройной колонной к ближайшей роще. Трава замерзла и хрустит. По дороге козки хватают замерзшие травинки, в самой роще грызут ивы, но не долго. За рощей – Сосновая гора, и поднявшись на нее, нам надо пройти километр вдоль дороги, а потом дорогу перейти.
Дорога и редкие машины на ней отпугивают зверей, и тут точно не будет волков. Волков, впрочем, в нашем районе вроде как нет. В любом случае следов не видел, хотя редкий день не посещаю с козами близлежащие болота, лес и вырубки. Бывает, и на пять километров уходим от дома. А леса пилят много, но вот вывозить его с делянок – проблема. Вся область беспросветно залита дождями.
Лесная дорога на Далекую Солнечную поляну
Коз привлекают обочины дорог, и они часто стремятся туда, если тишина и не слышно автомобилей. Все дело в молодой поросли осин и ракит, которую можно откусывать иногда под корень. Кора осины на морозе пахнет зеленой грушей, что весьма аппетитно. Копытные грызут ее с удовольствием и наслаждаясь.
Переход дороги поэтому проходит вполне, как спецоперация. Стадо надо собрать в кучу на одной обочине, чтобы стояли и грызли что-нибудь. Как только все соберутся, и если не слышно автомобиля – то всей кучей сразу резко и быстро перемещаться. Не забывать про Марусю и тянуть ее за рога, а также наблюдать за ее последователями в части боязни скользкой дороги.
Козы в лесу
Выбор места для перехода дороги очень важен. Мы с козами переходим дорогу там, где нас максимально далеко видно. Подальше от поворотов и горок. Впрочем, по самому верху горки тоже можно пройти, лишь бы коз было видно издалека, и водитель мог планировать снижение скорости или остановку.
Возле моей деревни нет знаков «Населенный пункт» на белом фоне или «Животные на дороге», и поэтому в возможном ДТП будет виноват погонщик (пастух), то есть я. Да и вообще мне никак не улыбается, чтобы мои копытные пострадали от автомобилей.
Фея грызет осинку
После перехода дороги в лес идет накатанная колея, по которой когда-то возили лес. Если нет нефти и газа в районе или области, то тогда, согласно обычаю, пилят лес и возят за границу, так принято. Лесная дорога спокойная и заброшенная, но, пройдя метров двести, слышим отчаянный многоголосый собачий лай.
Охотники
Часто слышу выстрелы в окрестных лесах. Лают собаки, и лай такой – загоняющий. Через мою деревню иногда проезжают колонны «Нив» и уазиков с охотниками. Даже было несколько анекдотичных историй и общений. Охотничьих собак-лаек козы почти перестали бояться, поняв, что они довольно трусливы.Охотников в нашем районе много. Поэтому и нет волков, спасибо охотникам. Бывает, приезжают еще те «охотнички». Эти больше попить водки и пострелять по сторонам, все равно куда, хоть и в коз. Такие опасны, и опасно еще и то, что они могут быть сотрудниками полиции, прокуратуры и других чиновничьих органов. С такими и были у меня две очень смешные истории в прошлом. Водка как-то не вяжется с охотой.
Начало солнечной поляны
Далекий собачий лай настораживает коз. И только присутствие человека рядом успокаивает их. Сами животные зимой без меня не отошли бы от дома и на полкилометра. Зимой они боятся леса и группируются возле построек. Человек для них – прежде всего защита. Еду они как-нибудь худо-бедно и сами найдут, а вот отбиться от волков не смогут.
Финишный этап
Собачий лай далеко от нас, явно больше километра. Козы идут по накатанной года два назад колее и хватают сосновую хвою. Через метров сто начинаются редкие кустики брусники, и чем дальше в лес, тем они гуще и ядреней. Потом среди них появятся ветви черники, и дорога через полтора километра выведет на большой участок вырубки. Посередине этой вырубки мы и достигнем нашей цели – Далекой Солнечной поляны.Ее не вырубили, потому как вывозить отсюда лес невозможно – поляна окружена речкой-топью, и даже в лютые морозы тут не пройдет трактор или грузовик. Он провалится, и видно по рельефу, что такие попытки были раньше.
Осинник очень порадует моих животных
Козам надо обеспечить разнообразие рациона. Сегодня, например, хвоя, кусты черники и брусники, сено, ракиты. Завтра – ракиты, сено, кусты черники и брусники, хвоя. Очень разнообразно и полезно. На Солнечной поляне козы молотят челюстями, как комбайны.
Законы, лесники и пильщики леса
Можно ли в лесу выгуливать коз? Это очень загадочный вопрос. Те, кто пилит лес и возит его, – обычные рабочие из поселка. Коза для них – вполне экзотика, а лес – лес не их. Они просто получают деньги за свою работу, и им все равно. Они официально не оформлены, оплата происходит сдельно, знают только имя бригадира. Все довольны. Как правило, они хорошие и добрые люди, могут дать козам кусок хлеба из своего обеда или погладить животное.Лора обгрызает ракиту
Знакомый лесник (инспектор из лесхоза) заявил, что по-правильному надо заключать договор аренды для выпаса коз, но свободных участков нет. Насчет животных лучше разговаривать сразу с конкретными арендаторами, и уже они там сами решат. Если не понятно, надо ехать в контору, там подробнее расскажут. В общем – пусть козы ходят, но чтобы не грызли кору елок и сосен, а также не пугали охотников. А так – ну, ходят, ну, жрут. Козы же! Куда их, бестолочей рогатых, девать?
Как-то давно уже ездил в контору лесхоза, но там совсем подозрительно сытно и тихо. А насчет арендаторов трудно понять систему. Несколько юрлиц с похожими названиями, есть субарендаторы и даже суперсубарендаторы. Лезть и разбираться в системе не стоит пока. Коз не выгоняют с болот метлами – и уже хорошо.
Ошалевшая Дашка и вся козья бригада на Солнечной поляне
Закон Псковской области о содержании и защите домашних животных и другие законы нашей области о животных напоминают творения четвероклассника-троечника с описанием простейших «должен, должны, должно» на три листика А-4. Как-то прочитал – и ничего не осталось в памяти. Разве то, что упор на свиней делается. Про коз и овец упоминаний нет.
Домой!
Часа в два дня козы наелись по два раза, раздулись как шарики и хотят в тепло. До дома нам идти примерно час. Как дойдем, выдам им сена, принесу воды и попою. Выпьют около шестидесяти литров. Закрою хлев. Потом принесу дров и воды в дом. Меня ждет теплый вечер, уютный домик и ужин. А на сон грядущий включу себе аудиокнигу. Еще один зимний день прошел, и скоро весна. А весной будут козлята, зеленая трава и продолжение счастья. Моего личного персонального каждодневного счастья.Здоровья вам и вашим животным! Спасибо, что прочитали.
И напоследок – немного видео коз на Далекой Солнечной поляне.
Вот коза Самосвал собирает бруснику
Коза зимой
Ну, Багира не забыта, просто дома осталась