Для чего и почему на Руси белили печку?
Давайте пофантазируем и порассуждаем. Мои личные предположения:
+ Известь закрывает щели и не дает продуктам горения поступать в дом.
+ На белой печке сразу видно, где утечка.
+ В домах были небольшие окна, а белый цвет — это дополнительное отражение света.
+ Почему известь? — она не трескается при перепадах температуры, и красок в те времена не было, или они были дорогими.
Это только мои личные предположения.
А как вы считаете, для чего и почему на Руси белили печи?
Сразу для информации — темный цвет имеет бОльшую теплоотдачу, а белый цвет печки, пусть не много, но меньше отдает тепло.
Это может быть полезным:
У вас есть свой дачный вопрос? Задайте его нашим экспертам и опытным дачникам.
Задать вопрос
Задать вопрос
Печь всегда не только отопительный прибор, но и сакральное место в доме.
С печью много примет связано. В ней или под ней живет домовой, могут гостевать души умерших родственников, печь это оберег от злых сил...
Может, просто печь делали чистой и красивой в этих целях?
Белый цвет показатель чистоты, опрятности. К побелке печи относились с особой ответственностью. Избегали белить как новую, так и старую печь в понедельник, субботу, а также в те дни, когда месяц был на ущербе. Нарушение подобного запрета, согласно поверью, могло принести в дом несчастье.
Белили печь побелкой, которую готовили из толченого и просеянного мела, смешанного со снятым (обезжиренным) коровьим молоком. Для того чтобы убрать желтизну, в меловой раствор добавляли немного бельевой синьки или какого-либо другого синего красителя, например чернила, краски для ткани и т. п. Молочно- меловая побелка используется с успехом и до сих пор. Чтобы избежать в будущем появления трещин, перед побелкой на поверхность печи наклеивают один или два слоя марли. Белая печь слишком маркая. Проходило какое-то время, и она постепенно грязнилась и покрывалась копотью. Аккуратная хозяйка постоянно поддерживала белизну печи, время от времени подбеливая ее. Чаще всего печь белили к праздникам, особенно к таким, как Пасха и Рождество. Перед Пасхой белить печь можно было только в Чистый четверг на Страстной неделе. В это же время мыли с песком пол и деревянный потолок.
Обсуждение в нашей группе вКонтакте:
Лидия Харламова: всё очень просто-на белом из-за дыма видны трещины-чтобы не было пожара-печку надл ремонтировать именно в том местеЕва Вейде: Угодить Домовому, задобрить). И не только белили и белят, но и росписью украшают, изразцами, узорами… У русских домового иногда называли голбешником (от слова голбец — перегородка за печью). Голбец для голбешника (домового) — излюбленное место в доме. Зачастую голбешника именуют особо почтительно: «У русских хозяин, избенной большак, дедушко-браток, братанушко, доброхотушко, хозяйнушко мохнатый, кормилец»[11]. «Голбешник живёт в избе под печью, именно в деревянном срубе печи со стороны подполья» (Даль).
Валентина Баранова: Белю грязь, а с ней всю напасть(так приговаривала моя бабушка)
Владимир Грознов:побелка несла функцию сторожа и белили вначале трубы на чердаках Они являлись первоисточником опасности… копоть на белом это сигнал… в дальнейшем начали как то разнообразить оформляя рисунком, но функция осталась той же… так что бабайки о домовых это поздний Ренесанс...
Галина Синявская:Печь занимала в избе особое место — она и грела и кормила… А белили, чтобы от белого было светлее и еще, как моя бабушка говорила, чтобы нечисть прогнать...
Галина Синявская:да и в целях противопожарных тоже, конечно...
Алевтина Мареева: Ева, Не поняла, где у печи деревянный сруб? На чём она стоит, может быть?
Ева Вейде: Алевтина, «Голбешник живёт в избе под печью, именно в деревянном срубе печи со стороны подполья»
Ann Demina: Всё правильно белили прежде всего боров на чердаке, чтобы видеть следы дыма))а печи в России в 19 начале 20 века были в основном Не из готового кирпича, а из глины, и их, конечно надо белить))эти печи очень прочны и кое где стоят до сих пор с 20-х, 30-х годов)))
Владимир Грознов: печи из глины обмазывали не просто мелом а с добавлением свежего коровяка Получалась эмульсионная смесь (стяжка) до 70 годов нашего столетия за неимения клеевых добавок мастера в мел добавляли чуть синьки и детский кал… побелка была долговечной и прекрасной белизны Кому то слышать это противно но это так (реставраторы пользовались этим способом… Лубок возник гораздо позже и нес чисто эстетическую функцию