Первая подкормка клубники после зимы

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
После зимы важно вовремя подкормить клубнику, чтобы она хорошо развивалась в дальнейшем. Я пошагово рассказываю, как я делаю первую подкормку клубники.

1 шаг
Очистить кусты от сухих листьев. Убрать сорняк, если такой имеется. Убрать землю от основания куста или шейки куста. Хорошо полностью снять слой земли на один-два сантиметра. Следует следить, чтобы шейка куста была не засыпана землей и не мокла, иначе куст будет подгнивать.

Очистить куст от сухих листьев
Очистить куст от сухих листьев

2 шаг
Развести в ведре воды три спичечных коробка мочевины. Я сторонник органического земледелия (ОЗ). И, как известно, ОЗ говорит «нет» минеральным удобрениям! Я не использую навоз и помет ни в каком виде, не делаю жидкого удобрения для первого полива клубники. Но один раз после зимы я все же проливаю клубнику минеральным удобрением, чтобы дать ей сил, и чтобы скорее моя клубничка просыпалась и развивалась после зимы. Интересно мнение Семидачников ...:-))

Готовим удобрение
Готовим удобрение

3 шаг
Поливаю по поллитра под каждый кустик. Хорошо поливать на сырую землю, так скорее усваивается любое удобрение. Я поливала под дождем, идеальная ситуация!

Полив под каждый куст
Полив под каждый куст

Мульчирую каждый куст древесной золой. Зола — это прекрасное калийное удобрение и хорошая защита от нежелательных насекомых.

Зола под каждый кустик
Зола под каждый кустик

4 шаг
Всю грядку мульчирую перепревшей хвоей из леса. Такая мульча очень хорошо подходит для нашей известковой почвы. Мульчировать грядку с клубникой надо обязательно, но мульчу стоит выбирать в зависимости от состава почвы и климата.

Мульча их леса
Мульча из леса

Первая подкормка клубники закончена.

Есть у меня грядка под укрывным материалом. Я посадила эту грядку осенью и сегодня кустики отстают в росте от такой же осенней посадки в грунт. Буду наблюдать.

Клубника на укрывном материале
Клубника на укрывном материале

Это моя первая посадка на укрывной материал. А вот первая весенняя обработка оказалась совсем простой! Я разлила раствор мочевины по укрывному материалу.

Первая подкормка клубники на укрывном материале
Первая подкормка клубники на укрывном материале

Я показываю все эти шаги в ролике на своем канале:


Запись размещена в разделах: , клубника, , , , земляника садовая,
247 комментариев 150 спасибо за запись 215 в избранном 534157 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор записи:
Добавили запись в избранное
valentina_smirnova_71 Валентина Смирнова и еще 214 человек


Комментарии (247)
Золой посыпать в тот же день, что и азотным удобрением, или должен быть перерыв между подкормками?
Я делаю все в раз! Не показала в ролике, а зря не показала, золу стоит перемешать с землей, чтобы корка не образовалась. Дела. в раз, чтоб в этот же день и мульчей закрыть. Но не будет большой беды, если вы сделаете это раздельно. Главное сделать все вовремя. Хорошо для этих работ подходит дождливая, сырая весенняя погодка.......
У меня кислая почва по всем признакам и песчаная. Вода не задерживается вообще. Осенью подкармливала куриным пометом. Чем мне весной подкормить и замульчировать?
В прошлом году сухой травой мульчировала, дождей было мало, поэтому не гнила клубничка, была чистенькая. Один минус — с семенами была трава и проросла((
У меня тоже кислая почва и песчаная -без всякого страха мульчирую по весне хвоей, которую сгребаю после зимы на участке( у меня в лесу участок).Клубника не боится хвои, не забывайте, что ее прародители вышли из леса.
Валентина, у нас такая же кислая и песчаная почва. Если есть возможность, мульчируйте свою клубничку соломой, проливайте настоем золы: стакан золы на ведро воды настаивала 1-2 часа и подливала под каждый кустик. От соломы земля постепенно становится легче и не закисляется.
Спасибо, надо пробовать
Я все время золой посыпаю клубнику. Полила в этом году раствором куриного помета 1/10
При такой кислой почве не стоит использовать хвою. Закрывать землю надо обязательно, испарение мульча уменьшает, земля дольше остается влажной! Хороша конечно солома сухая, но где ж ее взять дачнику......… Используйте опилки, щепу. Но не забывайте, что при перегнивании этот материал забирает азот из почвы, а значит, нужно дополнительно вносить азот или просто перемешать предварительно опилки или щепу с мочевиной. На песчаных почвах хорошо на дно теплой или умной грядки укладывать мелкие ветки, которые остаются после обрезки. Они-то влагу и удержат.
Вот сегодня 6.04.2017, как обещал, знакомлю вас, какая у нас «весна» в с. Зелёная роща на сегодняшний день. Слово весна приходится брать в кавычки, так как её не видно пока. Фото первое, я поставил палку на снег пока, на втором фото уже эту палку воткнул до земли – торчит 6-7 см. Толщина снега в лесу — где-то 1 метр, и это 6 апреля! Да, там, на снегу написано 4 апреля, это мы каждый день дату пишем, просто надпись от 4 числа, а фото сегодня.

прогулка по зимнему лесу. вот такая палка.
прогулка по зимнему лесу. вот такая палка.

Вот я её утопил до земли. Наверное, снега на целый метр.
Вот я её утопил до земли. Наверное снега на целый метр.

Сегодня нас мало.
Сегодня нас мало.

Мы уже из леса пришли и я одного «путешественника сфотографировал около его дома»
Мы уже из леса пришли и я одного "путешественника сфотографировал около его дома"

Да, впечатляет! а как вы не провалились в снег? Палку утопили, а сами рядом стоите — и ничего?
Представляю, сколько воды по весне будет, всё растёт без полива! А у нас засуха… приходится из дома воду носить поливать, пока летний водопровод не заработал.
 
Так видите же, мы на тропинке, которую за зиму за зиму утоптали мы и еще снегоходы -охотники. Если быть ещё точнее, сейчас на снегу образовался наст, который держит лёгкого человека. Поверхность снега на солнце подтаивает, за ночь все остывает и образуется так называемый наст крепкий.
Понятно. Спасибо вам за фотографии. Интересно было посмотреть,
а вот наша Волга страдает из-за отсутствия воды. Волжская ГЭС воду не даёт, наши ильменя и ерики засыхают, рыбе негде нереститься, вобла исчезает… Депутаты бьются, но пока результата нет.
Спасибо! Впечатлило.......… согласна, что для 6 апреля! снежно… Привет всей компании из Крыма!
А я снова отклонилась от темы садово-ОГОродной… В Оливе есть вилла Штирлица, дом-музей Юлиана Семенова, это недалеко от Фороса и значит и Севастополя. Мы живем в Севастополе, и мы впервые попали в этот музей. Очарованы! Как у друга в гостях побывали! Я на память сделала ролик. Вот ссылка Олива. Юлиан Семенов/Что посмотреть в Крыму
Красота, а у нас абрикосы цветут и персик!!!
Завидуем! Мечта — посмотреть цветение персиков! А мы в Сургуте 26 апреля пробиваемся к теплице, снега по пояс!
Завидуем ! Мечта - посмотреть цветени персиков ! А мы в Сургуте 26 апреля пробиваемся к теплице, снега по пояс!
Зато как красиво пробиваетесь!!!
Я тоже с Сургута, сейчас в Крыму. Скучаю за снегом. У нас в этом году ни снежинки!
Добрый вечер. Прочитала и статью, и комментарии. Но хотелось бы уточнить, правильно ли я поняла. Если мульчировать опилками, то их нужно пролить азотсодержащими удобрениями, вы говорили о мочевине, она подойдёт для этой цели? А как тогда быть с золой? Её вносить до мульчирования или после? И каким раствором мочевины пролить опилки?
Анастасия, желательно свежими опилками не мульчировать. Если есть опилки, то их в течение года не использовать, чтобы прогнили и поменялся цвет. А насчет золы ничего не могу сказать, так как в клубнике не применяю. Золу в основном применяю при посадке рассады помидор и картофеля. С уважением, Халил.

В 2016 году осенью впервые замульчировал скошенной газонной травой. А так, в течение пяти лет выращивал клубнику и не мульчировал

Поливаю клубнику по бороздкам и удобряю только навозом перегноем. Хим.удобрением не увлекаюсь, ведь клубнику выращиваю для внуков.

Поливаю клубнику по бороздкам и удобряю только навозом перегноем.Хим.удобрением не увлекаюсь,ведь клубнику выращиваю для внуков.

В бороздке навоз укладывал осеню 2016 года.
В бороздке навоз укладывал осеню 2016 года.

На этих фото клубника без мульчи.
На этих фото клубника без мульчи.




Такие были плоды.
Такие были плоды.




Здесь клубника 2015 года.
Здесь клубника 2015 года.





Я на этой картинке насчитал приблизительно четыре десятка кустов клубники, а сколько всего? Думаю попробовать такую же грядочку выделить (и какой размер клубничного участка всего приблизительно..) Я могу перемещать из травы в перекоп. пару сотен кустиков… флянцев, правда, раньше они ударно зарастали)))
Александр, размер участка точно не скажу, приблизительно 10 на 6 м., длина грядок около шести метров, в каждом ряду по 10 кустиков, может где и 11-12. Я как-то не придерживаюсь определённого числа. Мое стремление вырастить урожай.
Я почему спрашиваю, пытался активно высаживать клубнику--из травянистого питомника во вскопанное, но потом травка активно всё это съедала, и клубника уходила в глубокое диссидентское подполье, но сохранялась в таком диком партизанском готовом состоянии. Теперь есть некоторая уверенность, надежда, что на перекопанный процеллофанированный участок если поставить клубнику, то она опередит сорняки.: 6 на 10 в переводе на мой язык это две ленты 3 на 10, обычно столько перекапывается за день, есть квадраты типа 7 — на семь. У Вас получается 10 на десять всего сотня кустиков. Это есть, правда разных и непредсказуемых сортов (кто-то давно, кто-то докупался, кто-то из усов разных лет). Мне как экспериментатору понравилось вставлять клубнику везде, где не мешает, и получалось в разных неожиданных местах находились ягоды и целые полянки. Особенно скептическими содачниками )))
Халил, Большое спасибо, мне Ваши ягоды напомнили детство… на даче пока такой интенсивности достичь не удавалось. ВАЖНО, что это именно клубника в классическом понимании этого слова (не земляника)))
Александр, по-моему, в основном в садах растет именно окультуренная земляника. Которую мы привыкли называть клубникой. Именно клубника — редко встречается.
На нижнем фото, наверное, как раз тот случай, когда под ягоды надо подложить хвою, чтобы не подгнили )))
Александр, Вы правы, буду подкладывать солому или сухую траву. С хвоей проблема, рядом нет хвойного леса. Или же как на фото скошенной газонной травой.
Халил, удачи. У меня был бы ещё соблазн подложить целлофан, но этого категорически не стоит — загниются, как насчёт картона, бумаги, фанеры? (это готовлюсь, потому что будет такая же ситуация (надеюсь).
Если у Вас климат жаркий, думаю, лучше подложить сухую траву, а если нет возможности, то положите картонку, можно и фанеру.
сезон от жаркого до холодного и слякотного, это за пять лет прямых моих личных наблюдений, там тоже лишнее трогать ягоды… наверное, картонка не помешает… книжка… хоть почитают ягоды
Прошу прощения, но на фото 07072015 малина, а не клубника
Да, Наталья, Вы правы это малина, просто попала фото и не обратил внимание. С уважением, Халил.





Здравствуйте, меня зовут Татьяна. У нас участок под Сергиевым Посадом, почва суглинистая. Прошлым летом клубнику мульчировала скошенной газонокосилкой травой. Косила утром, траву просушивала сразу же и вечером под клубнику. Моей клубничке это очень нравилось, за лето раза три подкладывала, слизней и сорняка не было.
Спасибо, Татьяна! Будем иметь ввиду.

Татьяна! Вы верно все делали! Трава, подсушенная, и землю от зноя закрыла, и слизней не собрала.....
Доброго времени суток! У меня закрались сомнения в помощи травяной мульчи от сорняков. Вот смотрела я видео (не ваше), там тоже клубника замульчирована газонной травой. Там же в грядке был посажен чеснок. И вот весной, сквозь мульчу этот чеснок прекрасно пророс. Вот тут сомнения и появились. Если чеснок пророс, почему сорняки не могут? Они даже сквозь бетон пробиваются, не то что сквозь траву. Объясните мне, пожалуйста, как возможно, что трава не пролезет.
Очень хочется верить, что не зря я в этом году запаслась щепой, натасканной в разных местах после сруба деревьев и их измельчения. Охотилась за ней по всем районам города.
Добрый вечер. Действительно, Ольга, многолетние сорняки, такие как осот, достаточно легко прорастают сквозь тонкую мульчу. Но вот однолетние даже не всходят. Им не хватает света. Но даже многолетние под мульчой становятся хлипкие и их легко выдернуть, так как корневая система формируется прямо под мульчой, где «самая вкуснятина» (влажно, много питательных веществ). Я мульчирую грядки три года, земля становится лучше, а у нас тяжелый суглинок, урожаи не то чтобы выше, но как то вкуснее, лучше хранится. Мне нравится.
Елена, спасибо, убедили. У меня земля не тяжелая, но бедная, песок. Поэтому в качестве плодородия, мульча хороша. А смутил меня именно вопрос сорняков
Утро наидобрейшее, утро понедельника!!!
И я отвечу. Чеснок по клубнике очень хорошо сажать. Он отпугивает вредителей. И самому чесноку нравится соседство с такой красавицей ягодкой.....… И сажать чеснок надо рано и глубоко. Осенью обязательно покажу, как я это делаю. Песчаная почва хорошо подходит для чеснока. Я в лунки ко всем клубневым добавляю песок, такая у нас земля тяжелая. Все буду показывать на своем Ютуб канале
Щепа сорняк уменьшит. И не в первый год, но постепенно вы поймете, как улучшается структура почвы. Только помните, что при перегнивании щепы будет нужен азот и его следует пополнять. Говоря проще, я щепу или опилки перемешиваю с азотный удобрением, а потом уже раскладываю по земле.
Ирина, чеснок по клубнике хорошо сажать. Но он для моей клубники особо пользы не приносит. У меня постоянно растет чеснок, и при перекопке чеснок не убираю, как говорят, круглый год находится чеснок с клубникой. И личинки майского жука появляются. То, что песчаная почва хороша для чеснока и лука, это да.
Утро доброе! Возможно вы путаете съедобный чеснок с проволочником или чесноком диким. Вот этот дикий чеснок много беды приносит на наши грядки. Я с ним борюсь не один год. Просто перекопка толку не даст. Хорошо сажать сидераты, они подавляют эту сорную траву. Такой дикий чеснок, если с ним не бороться забьет грядку и там будет рассадник для личинок вредителей. А наш обычный чеснок, посаженный с осени по клубнике, зачем в зиму-то оставлять. Мне хватает на всю зиму этого чеснока. И осенью новая посадка.
Сажаю обычный чеснок. А про дикий чеснок первый раз слышу от Вас. Сколько лет пожил, ни разу не видел дикий чеснок.
А как могут соотноситься лук и клубника (много севка), но не уверен в полезности такого соседства. ))
С клубникой очень хорошо дружит чеснок! Чеснок отпугивает вредителей, а Клубничка, така красавица, оч нравится Чесноку.....
Я всегда сажаю чеснок по клубнике в конце лета, когда еще тепло, сажаю глубоко, и хватает этого чеснока на зиму.
Я вот думаю… всадить клубнику в чеснок (озимый) или наоборот… но тут надо решать с содачниками, а они его очень чистят и лелеют (()) Есть площадь для экспериментов с клубникой и луком--севком (чеснок дорогой и его на эксперимент вряд ли пустят… хотя спросим пустят. ))
Ирина, доброго утра вам!!! вы пишете — щепу смешиваете с азотным удобрением… Подскажите чайнику, с каким удобрением?
Добавьте горсть мочевины или селитры, перемешайте и укладывайте обычным образом.....
спасибо, Ирина!
Тоже учусь, запоминаю — азотные удобрения, это (наверное) селитра, мочевина… )))
Верно!.. Только не сыпьте все сразу и много....… Хороши и комплексные удобрения амофоса, нитроамофос… все с фоска… Только не увлекайтесь !!!.. Можно вред причинить и исправлять будет почти невозможно
Хорошо что предупредили, наверное ограничусь оксидатом торфа, Ростометом (дрожжи для растений), пеплом, (пепла может быть много рядом туристские кострища)
Я переехала три года назад в свой дом, в сарае лежала селитра, я ее выкинула со словами-химии на моем огороде не будет! а сейчас она нужна, получается.
А помните, куда выкинули удобрения? Может ещё можно найти, или просто посмотреть какие урожаи на том месте
У меня чернозём. Говорят, что на чернозёме и палка растёт. Что уж говорить о сорняках по мульчей. Прекрасно растут сорняки из-под травяной мульчи.
В прошлом году мульчировала свежими опилками и стружками. ( У нас на работе идёт строительство деревянного объекта и я возила стружки-опилки мешками). Вот прополю клубнику, толстым слоем опилок-стружек засыплю, через неделю-две приезжаю — АУ! клубники за сорняками не видно. Больше скажу, завелись какие-то жучки как божьи коровки-только наоборот: чёрненькие с красными пятнышками. Ягоды были очень крупные, но все заселены этими жучками. Подозреваю, что это от опилок-стружек. Раньше же такого не было! Пролила землю раствором йода с водой, вроде жучки пропали. Не знаю, как в этом году будет. Думаю посадить клубнику почаще. Пусть уж лучше ягоды растут, чем сорняки.
В межах кладу толстый слой бумаги( применяла старые обои) или картона, сверху- скошенная трава. Какое-то время подержит.
Попробую в этом году чёрную толстую нетканку в клубнику, но уверена, что она слабо сдержит рост сорняков. Поэтому нужно что-то придумать, чтобы и под ней полоть.
Уверена, что все мои проблемы с сорняками в том, что нерегулярно бываю на даче, мало ухаживаю за растениями. Приедешь — и не знаешь за что хвататься. А выходные моментом пролетают.
Ооо… я вас понимаю! Я тоже дачник выходного дня. Приехал отдохнуть, и так наотдохнул, что спины не разогнуть.....
Вот тут-то и начинаешь думать… как же все-таки можно упростить весь этот процесс ухода за Растишками......
Мульча — хороший помощник, и укрывной материал тоже. Сегодня много создано для облегчения ухода за растениями. Я пробую и оставляю то, что подходит по климату и для нашей почвы. Первый раз посадила на укрывной материал клубнику прошлой осенью. На своем канале буду рассказывать и показывать, что из этого получится.
Также дачник день в неделю (50 поездок в год))
Доброго здоровья, Марина! Шесть лет назад я использовала рубероид, оставшийся после строительства. Очень понравилось, сорняки сдерживал года три, а черный-нетканый наоборот, очень не понравился, сорняки лезут, его легко поднимают, под ним земля спрессовывается, корешкам нет дыхания — наружу лезут, зимой все вымерзло.
Спанбонд для укрытия земли изобрели. Я осенью первый раз им укрыла клубнику. Поначалу без укрытия клубника была крупнее, сейчас одинаковая клубника и в открытом и закрытом грунте. Буду далее наблюдать. Ну и покажу конечно. И еще надо крепить этот материал к земле электродами для сверки, как скобой. Держит хорошо
Марина, мне Ваша ситуация очень знакома! Первый раз на молодом участке посадила клубнику в грядки, осенью замульчировала сломой. На следующий год весной только удалила старые листья, изредка поливала — урожай был неплохой. Но уже в середине лета сквозь солому (а слой был 10-15 см) стали пробиваться сорняки, старания по прополке и «легкому» выдергиванию желанных результатов не принесли. В следующем году в жиреющих сорняках клубнику было не найти. Поняла, что этот способ не избавляет от сорняков и работы по их удалению ничуть не уменьшает. Всю зиму анализировала опыт дачников по нетканому материалу, пленке и пришла к выводу: нетканый материал — пропускает воду и воздух — это большой плюс, т.к. все дожди работают на полив (пленка же требует капельного полива). В то же время, многие жалуются, что под ним образуется «бетон», рыхлить после дождей и полива нет возможности и земля излишне накаляется. Поэтому использовать нетканку «в одиночку» нельзя — корни клубнички застынут (в нашем суглинке — точно!). Но ведь можно воспрепятствовать образованию «бетона» с помощью мульчи по нетканке! Так и сделала: новые грядки клубники высадила на нетканый материал (грядки подняла на 15 см, во внутрь заложила органику), а сверху закрыла толстым слоем сена. Ни одного сорняка за лето не увидела, клубничка быстро принялась, под сеном постоянная влажность, не поливала вообще. В этом году, думаю, что будем с урожаем и без назойливых сорняков. Точно также оформила цветник и тоже обошлось без сорняков — цветы по всем признакам были довольны. Буду рада, если мой опыт будет полезен.
По поводу навоза: с его ценностью и питательностью поспорить сложно, но именно с навозом заносится огромное количество сорняков (что у нас и произошло, т.к. его вносили именно в грядки с клубникой и выросли такие сорняки, что у нас, например, сроду не росли), в навозе неплохо ферментируются и укрепляются семена сорняков. Навоз можно «приготовить» самостоятельно, а вернее найти ему замену: компостная куча в помощь — тот же процесс ферментации, только более длительный, но в «горячей» растительности погибают практически все семена сорняков, если они и попали туда при укосе.
Алла, СПЕЦИАЛИСТЫ аграрники во всеуслышание и везде говорят, что нельзя на садовом участке вносить свежий навоз, засорите сад. Это верно. Но некоторые товарищи почему то (уверен, по не знанию) советуют в саду вносить только свежий навоз, якобы разложение навоза и работа микроорганизмов пусть происходят в саду. Наше же, специалистов, твердое мнение, в саду надо вносить уже разложившийся навоз, еще лучше совсем перегной. Во-первых, в перегное (это конечная стадия разложения навоза, чёрная рассыпчатая масса) содержание питательных веществ больше всего. Во-вторых, эти питательные вещества уже хорошо доступны растениям, в-третьих перегной без ограничения можно применять везде, на любых почвенных разностях, под любые культуры и осенью и весной. И наконец в перегное уже нет живых семян сорняков. Ведь многие семена сорняков не теряя своей всхожести проходят весь желудочно-кишечный тракт многих животных. Таким образом, всходят не только осыпавшиеся от сена и соломы семена сорняков. Почему то начинающим садоводам долго, трудно доходят эти очень ценные советы специалистов, а советы, чтобы вносить свежий навоз доходят быстрее. Большей частью только тогда, когда засорили сад и лично убедились, что поступили не правильно.
Если есть возможность собирать навоз, в саду надо иметь две навозные площадки: в одной куче постепенно собирается навоз и растительные остатки, а вторая, уже без уплотнения, без утаптывания, заполненная куча, гниет в течение двух, а еще лучше трёх лет и потом используется и кучи меняются местами — заполняемой становится опустевшая площадка.

Две площадки.
Две площадки.
Франс Хасанович, спасибо! Действительно, так и было — навоз был не до конца «лежалый» и сорняки из него плодились как на дрожжах. Участок был молодой, опыта не было, и хотелось «срочно» подкормить и взрыхлить нашу больше глину, чем суглинок. За что и поплатились, но приобрели опыт и начали «думать»)))
А ведь новые грядки клубнички я посадила из саженцев, которые вырастила из Ваших семян!!! 100% всхожесть и очень хорошая сила роста! Спасибо Вам большое!!! Поэтому, когда смотрю на клубничку — всегда Вас вспоминаю! Также отлично прижились все Ваши саженцы смородины, малины, боярышника — заметно подросли за первый год!
Алла спасибо за добрые вести! Я очень рад.
Я думаю, дело тут в том, что свежи
Думаю, дело тут в том, что свежий навоз гораздо доступнее перегноя. Садоводу ведь хочется все поскорее, а перегноя ждать надо год. Поэтому многие и используют собранный тут же на поле навоз. )))
Oxsana, Можно поступить так. Обустроить две навозные площадки, размеры — какие сами планируете. Купить (собрать) свежий навоз и аккуратно сложить на одной площадке. И… пусть этот навоз, сложенный, два года перегнивает. А самим пользоваться другими органическими удобрениями, какими решили пользоваться пока: компостом, покупным, торфом, и т.д. А через два года пойдет оборот: одну кучу сложили, а на другой уже перегнивает — и пользуетесь. Вот и пошел непрерывный оборот.
Франс Хасанович, здравствуйте. Хотелось спросить у вас совета. Уже четвертый год я каждую зиму теряю свой ягодник. Дача уже более 30 лет, всегда была клубника и земляника. В этом году ягодные кусты погибли полностью. Землю выпирает после морозов и кусты все вымерзли. Что делать не знаю? Грядки у меня подняты, сорняков нет, все лето на клубнике провожу. Осенью обработала, положила перегной под кустики. Как и что можно сделать, чтобы земля при замерзании не поднималась вверх и не гибли кустики. Помогите советом, столько трудов пропадает? Спасибо.
Поэтому навоз замачивают в какой-нибудь подходящей ёмкости, настаивают несколько дней, разбавляют, обычно 1:10 и поливают этим настоем растения. Многие растюхи очень благодарны такой подкормке. И нет угрозы от семян сорных трав.
А каким слоем мульчу складывали? У меня сквозь скошенную травку по землянике очень хиленькие сорняки проглядывали и легко выпалывались.
Только когда соломы с поля привезли и заложила всю ягоду — у меня пшеница наросла — таким лесом ))) Но тоже легко пропололась и в ту же мульчу ушла ) Зато с мульчей окучивать не нужно ) земелька рыхлая и не сохнет.
Сажала землянику по черному спанбонду. Сорняк не пророс ни один, но дожди и поливы чересчур уплотнили почву. Разрезала спанбонд вдоль посередине грядки, подняла его и прорыхлила. Опустила ткань, а по разрезу положила доски.
У меня тоже такие же прожорливые жучки чуть продолговатой формы (фото их в интернете не могла найти) на клубнике завелись, хотя опилок никогда не было.
Добавлю только… правда ли, что клубника любит дрожжи? У меня нет времени на тщательное мульчирование и пропалывание… почвы очень кислые. Думаю добавить Оксидат торфа.
При кислых почвах следует вносить известь осенью под зиму и конечно сеять сидераты на всей свободной площади. А торф, конечно, хорош!
Не дрожжи, удобрение ОЗ органического земледелия, где есть дрожжи и сенная палочка. Такие удобрения ...… и ягодники и овощи любят
С сидератами… пелюшка (дикий горох), овёс, кукуруза, топинамбур, подсолнух… наверное, как-то нормализуют состав ))
Дрожжи есть и обычные пищевые, и специальные для Растений (Ростомет)
Конечно!.. Любая органика, заделанная в почву, только улучшает ее состав!
Ирина, спасибо за органику… но вот с минеральными удобрениями (Азот, Калий Фосфор, селитра и т.д.))) можно ли перестараться.))
Верно подметили! ...… Если маслом кашу не испортишь, т.е. органику в землю и будет польза, то минеральными удобрениями не стоит сильно увлекаться. Переизбыток минеральных удобрений приводит к накоплению нитратов в почве. Особенно осторожно надо быть с азотом
До этого моменты мы жёсткие органики — в смысле никакой химии, в т.ч. удобрений пять лет не было (выдержали от соблазнов). Из удобрений — перекопанные сидераты, с поля продукты деятельности овечек, коровок, лошадок, пепел как минерал, яичная скорлупа, оксидат торфа (вытяжка из природного торфа) компостное корыто… Но в этом сезоне так активно агитируют за азот-кальций-фосфор в пакетиках… что начинаем почти сдаваться )))
Александр, зря начинаете сдаваться. Ведь-это реклама, а для рекламы так красиво говоря, они за это деньги получаю, а Вы будете страдать. Мой девиз никакой химии. Только органика.
Вот осенью сеял чеснок и лук, темная полоса посажен чеснок и замульчирован навозом-перегноем, а светлая полоса навоз весной высажу туда рассаду перца и помидор.
Вот осенью сеял чеснок и лук,темная полоса посажен чеснок и замульчирован навозом-перегноем,а светлая полоса навоз весной высажу туда рассаду перца и помидор.

Хотя это фото Вы уже видели, в бороздках навоз и поливаю по бороздкам.И никакой химии.
Хотя это фото Вы уже видели,в бороздках навоз и поливаю по бороздкам.И никакой химии.
Шучу конечно, что значит: Вы будете сдаваться, страдать ??!!!
Я помню ситуацию в детстве, в деревне только навоз и был и всё на этом. Сейчас на этом сайте у многих нет доступа к навозу ни(или) по транспорту ни(или) по деньгам. У меня как раз нейтральная ситуация по времени, ходить ли по полю собирать эти продукты или ограничиться чем-то по-проще.
Для городских дачников навоз это ооочень проблематично! Думаю, что вы согласитесь. Последние годы я и не переживаю на этот счет! Сидераты очень хорошо меняют структуру почвы. Важно сеять на все свободные участки, и весной, и летом, и осенью, Все заделывать в почву без перекопки. В этом вопросе выручает чудо-лопата. Получается и быстро во времени, и физически не тяжело. Вот ролик о моей теперешней любимице чудо-лопате.
Я удобряю один раз под зиму минеральными удобрениями для осенней подкормки и еще раз для весенней подкормки с азотом по весне, и то через год. И то это не всегда стоит делать или делать с оговоркой… при очень истощенной и неплодородной земле. У нас как раз такая земля и есть. Но и переборщить здесь страшно. Ведь избыток минеральных удобрений ведет к накоплению нитратов в почве.
Конечно, навоз и краше, и полезней.
А какие седераты используете? У нас был неудачный опыт с Рапсом, не очень редька, только в прошлом году очень удачно полюшка (дикий горох) с овсом, так ещё и гороха насобирали рекордно. И как-то случайно самостоятельно увлёкся в этих целях подсолнухами и кукурузой, топинамбурами, бывает, вызревать не успевают, но много зелени. ))
Подсолнух, кукуруза, топинамбур дают много зелени, и эта зелень хорошая органика, ее стоит заделывать в почву. Но также стоит помнить, что эти культуры не являются сидератами.
Подсолнух на одно и то же место можно высевать только через 6 лет, иначе в земле будут накапливаться семена заразихи и возбудители болезней. Говоря по-простому, подсолнух не очень желанный гость на ОГОроде и сажают его по краю у забора. Поля, где рос подсолнух, паром стоят и сил набираются. Использовать как сидерат!!!.. только — нет. Зелень — да, всю в почву перегнивать.
Считается, что кукуруза, своими ферментами корней раскисляет почву, отпугивает почвенных вредителей. Я, зная это, пыталась сажать кукурузу для раскисления своей очень известковой почвы. Не дал опыт результат, т.к. почва сильно уплотняется после роста кукурузы. Просто асфальт, укатанный, осенью был. Отказалась.
Очень хорошо и быстро зеленую массу весной набирает горчица и фацелия. И одна польза, и зеленой массы огромное количество. Сажать стоит сразу после схода снега. Под зиму сею зерновые — овес или пшеницу вперемежку с витой.
 
Ирина, спасибо за предупреждение с кукурузой и подсолнухами… но пока делал по принципу лучше они чем сорняки )))
Александр, чушь это несусветная! Кукуруза и подсолнечное имеют очень сильную и глубоко проникающую корневую систему, а также дают огромную массу зелени. Очень многие глинистые и глеевые почвы делают плодородными именно этими сидератами! У кукурузы длина корня 3 метра, а у подсолнечника почти 6, корневая система стержневая, т.е. растет строго вниз! Каким образом сверху получается асфальт, если нет мочковатой поверхностной корневой системы? Да если бы и была, асфальта бы не сделала, а только разрыхлила бы поверхностный слой земли. Пока еще зима, почитайте труды Овсинского, у него все очень доходчиво написано! Или, если хочется еще и вопросы задать, подпишитесь на журнал Франса Хасановича, не тратьте время попусту. Еще есть огородник-новатор — Николай Курдюмов, у него есть сайт — наберите в поиске, это профессиональный агроном природник, у него, как и у Овсинского про сидератами очень много написано.
Успехов вам!
Ирина, прочитайте, что Вы пишете?! Вы «раскисляете» свою известковую почву! Это как? Нельзя так давать советы, по-моему.
Наталия… ну так бы категорично "… несусветная" не говорил бы, тут все учимся. Конечно, и по моему скромному опыту… тоже после кукурузы, подсолнухов никакого «асфальта не было». Приходится часто слышать в т.ч. и от «опытных», что они «высасывают» из почвы полезности. Но даже минимально: представить себе такой стержень пару метров как в высоту и корень в глубину, этот же корень и есть органика (если даже потом лень будет вкапывать вершки). Помимо рыхления почвы, удобрения там ещё много всего полезного делают Конечно, читаем литературу и сайты, и не одну зиму и не один год (()) Франса Хасановича тоже настоятельно рекомендую читать и советоваться.
… тоже обратил внимание на «раскисление известковой» почвы, это уже (наверное) из разряда оксюморонов ))
Александр, не так давно попался в руки агрожурнал, где профессионалы пишут о том, что, вопреки расхожему мнению, подсолнухи являются лучшим предшественником картофеля. Тоже поначалу удивилась, что, мол из почвы все высасывает и что потом вырастет)) Но вот если учесть количество витаминной органики от корней подсолнуха, да еще пользу от его глубинного рыхления, вполне можно представить, что так оно и есть. Потом также где-то в Интернете встречала хорошие отзывы такого севооборота — картофель вырастает качественный и урожайный. Сама не пробовала — не было возможности посадить море подсолнухов, но в этом году планирую, в качестве эксперимента, пару новых грядок (тяжелый суглинок) «облагородить» подсолнухом и в следующем году посадить там картофель.
Алла, Да. Помню по опыту с детства в деревне — нельзя было на то же место высаживать только картофель-помидоры (родственники — общее съедают и общие вредители). Важный принцип севооборота — высаживать на один участок представителей разных «племён» и возвращать на своё место через несколько лет, подсолнух (наверное картофелю никак не родственник, как и моим любимым тыквокабачкам). Их по-разному и комбинируем. Поэтому подсолнухи можно (нужно) всевать смело везде, и как пионера, и как сидерата (промежуточного чистильщика и подготовителя почвы. (учитывая относительную дешевизну семян, научился покупать — выбирать обычные пищевые из мешков… стаканами (())
Был неожиданный опыт, когда из одной лунки вырастал очень большой подсолнух и пару многометровых плетей тыкв с двумя большими плодами, причём из корыта, где земли было всего по колено))
вот то что почва после «кукурузы уплотняется», может она не виновата? что-то ещё?
По идее, кукуруза никак не должна способствовать уплотнению почвы — ее и ценят за то, что, благодаря длинному и мощному корневищу, она хорошо рыхлит почву, выносит на поверхность большое количество питательных элементов и влаги. Если поверхность не рыхлить на протяжении сезона, то, она, разумеется уплотнится, но нижние слои почвы кукурузой будут отлично взрыхлены. Кроме того, кукуруза хорошо сдерживает рост сорняков.
Даааааа! люблю Крота" :-)))
Сроду копать не любила. а с этой лопаткой — красота!
Очень верное решение! Хороших вам урожаев и уДачного Сезона 2017.....
Подкормка клубнки азотом вызовет позже серую гниль ягод
про минеральные есть такая популярная мудрость — лучше НЕдокормить, чем ПЕРЕкормить… аккуратно в общем!
Оксана… с минеральными удобрениями пока старались совсем избегать, но похоже с ними надо как с аптечными лекарствами… ровно столько-то грамм на такую площадь))
Вот в чём отличие обычных пивных дрожжей от спецрастительных ?))
Всё же в чём отличие обычных дрожжей от растительных ))
Перечитал стартовую статью. Большое спасибо за опыт и рекомендации. Всё же Под ОЗ (органическое земледелие), как обычно, понимается отказ от всякой химии в т.ч. растворов мочевины и т.д. И как раз главная диета: навоз--навоз и ещё раз навоз (!!!)
Да, важно про мульчирование, только у нас, наоборот, кислые почвы (можно ли в таком случае использовать хвою ?) Полностью согласны с пеплом (это и есть ОЗ).
Приходилось встречаться с противоположными мнениями про использование (продырявливание) покрытия под клубнику. Да, уничтожает сорняки--конкуренты, спасает почву от выветривания. НО ПОД ТАКИМ УКРЫТИЕМ ХОРОШО РАЗВОДЯТЬСЯ ВРЕДИТЕЛИ (слизни, плесень, тепло-уютно подземным мышевидным)) которые и съедают эту клубнику, вот тут нужен точный опыт.))
Я тоже встречала разные мнения про укрывной материал. Решила сама все испытать. На своем канале у меня есть обзор сада ежемесячный. Следите, я всегда показываю грядку с укрывным материалом. Будет окончательный вывод — сниму отдельный ролик.
Теперь про использование минеральных удобрений в ОЗ (органическом земледелии). Да, я на нашей скудной почве применяю минеральные удобрения под зиму и как первую подкормку весной. Не делаю из этого тайну и не кричу, что это уже не ОЗ. Я при случаи всегда стараюсь этот вопрос уточнять… И вот какой у меня был последний ответ от самого Курдюмова....
www.7dach.ru/Makta/klubnika-bez-mineralnyh-udobreniy-vyraschivanie-i-uhod-poluchenie-svoey-rassady-121344.html#comment432736
Для меня оч убедительно.....
Теперь про навоз. Нет-нет-и-нет… Не использует ОЗ навоз в привычном смысле. Какой навоз? Где его брать горожанину… Обходимся без него. А ОЗ объясняет почему… а может мне снять ролик… Нет навозу...????
Лично по моему опыту целлофанирование стало панацеей, если бы не мульчирование чёрной плёнкой, то не было бы моего дачного хозяйства. (может пару метровых грядок максимум).
Насчёт ОЗ, рад, что ответили. Я сам до конца не уверен, что и как тут правильно. У меня содачники уверены: навоз и только навоз, и эта фраза повторяется десятки раз ежедневно (ну по другому не видят и не представляют, это как без воды без воздуха) а всё остальное вредно (мягко говоря). И мне стоит огромных усилий ежедневно сдвигать эту глыбу суеверий.
Безусловно, в условия когда его негде взять надо искать заменители. Поймите правильно: горожанин не представляет где взять органику, а сельчанин не представляет вообще ничего кроме органики, вот такие крайности.
Я под влиянием многочисленных семидачных постов пока, наверное начну допускать, что использование азотных удобрений (селитра мочевина), калий, фосфор, комплексы включать в ЗОЖ. Ситуация напоминает споры: пить ли аптечные таблетные витамины или только брать А из морковки, Цэ из шиповника и т.д. Тоже крайне радикальные взгляды. Наверное всё зависит не от типа удобрений а правильной рецептуры и технологии использования. ))
Ой, Ирина, что убедительного, если в овощи, ягоды пичкаете химические удобрения (какой запах и вкус будет у тех ягод, которым пичкаете хим.удобрения, да никакого запаха и вкуса. А Вы попробуйте клубнику с магазина? )А навоз самое благородное удобрения с давних времен, и в нем есть все полезные микроэлементы. Только правильно надо использовать НАВОЗ. А насчет Курдюмовой, она выпускает ролики для рекламы. Все её ролики рекламного характера. С уважением, Халил.
Халил, вот, укрепляете в пользе навоза (горячё согласен))… но что делать… у кого к нему просто нет доступа??
Александр, Вы правы, навоз не всем доступен по финансовым соображениям. У нас навоза камаз стоил 2-3 года назад 4-5 тысяч. А в настоящее время 7 тысяч. Но у меня хобби, как у коллекционеров, чтоб огород был хорошим и полезным — за ценой не постою. Бывали споры с женой о затратах, но её убедил, растраты оправдывают себя. Да, бывает дорого, но оправдывает, а погоней за дешевизной мы не получаем того результата, которого ожидаем. Александр, это моё мнение и никому не навязываю. Как в народе говорят: «На вкус и цвет советчиков нет». И каждый делает по своим возможностям. С уважением, Халил.
Халил, говорилось о ситуации, ГДЕ ЕГО ВООБЩЕ невозможно достать ))
Халил, повторяю, речь идёт о ситуации, КОГДА НАВОЗА ПРОСТО НЕТ (ни за деньги, никак). Т.е. без минеральных удобрений вообще ничего бы не было (целина, песок и вода )(())
Саша, у меня ситуация: грядка по лаб. анализу зашкаливает все. Но растет плохо.
Как вариант подкормки: заброженные сорняки (особенно крапива и окопник хороши) как мульча.
Тогда да — растет как на дрожжах (стоп — да ведь и подкормка была на дрожжах, так что «как» можно сократить)
Ира, скажу по своему опыту, складывал в компостное корыто травку и т.д. и получилось очень похожее по цвету, запаху, вязкости на навоз. Интересно, как можно использовать дрожжи ))
Саша, я у Бублика читала, только там с ЭМ. Ну и сделала.
В бочку травы, воды, сладкое (для начального питания) и ЭМ (в другой раз делала дрожжи) И гнет положить, чтобы трава внизу была.
Постоит несколько дней, подкиснет — траву вытащить и на грядки. Сверху слегка полить, чтобы микроорганизмы в землю смыть.
В бочку — очередную порцию травы и воды добавить. Те остатки травы, которые в бочке «забылись» будут начальным кормом, пока свежая трава не подкиснет.
Конвейер на все лето. Только пованивает (соседи могут ворчать)
Растет: не видела бы сама — не поверила бы.
Сквасила так и обрезки от зеленой изгороди. Бирючина не очень хорошо перегнивает — веточки остались лежать как мульча, а листья быстро исчезли. Было несколько мешков — у нас метров 50 этой изгороди, если не больше.
То, что в сквашенном виде сложила в мешок под огурцы (посадила туда растюху, неудобно, что сохло быстро, нужно еще подумать), осенью почти все перегнило
Ирина, Берлин, Вы извините, комментировала Вчера в 19:52 тоже Ирина, но этот комментарий не к Вам, а Ирине Ереминой, Севастополь, просто невнимательно посмотрел. С уважением к Вам, Халил.
Халил, да я так и поняла!
В нашем поколении Ира и Лена — самые распространенные имена.
Александр, не знаю как у Вас в Белоруссии, а у нас везде рекламы, продаю навоз или навоз-перегной с доставкой. Лишь бы были финансы. А насчет минеральных удобрений, с юношества знаю, если только применять химические удобрения, земля со временем становиться непригодной и поэтому, если нет возможности удобрять навозом, то хотя бы давать земле торф. Не знаю, по-моему, в Белоруссии много мест заболоченных, а в болотах хороший торф. Это моё суждение. Как принято сейчас говорить, ничего личного — это бизнес. А моё мнение, ничего личного — это огород.
Александр, Мне не понятно Ваше предложение «говорилось о ситуации, ГДЕ ЕГО ВООБЩЕ невозможно достать». Вы задавали вопросы, я отвечал, и не понятно, что Вы хотите. И Вам Вопрос: ГДЕ ЕГО ВООБЩЕ невозможно достать? В каком регионе? Если это в Белоруссии, Вам уже ответил. Применяйте торф.
Халил, очень даже всё понятно . В Беларуси можно конечно всё достать, Да, больше нравится Оксидат Торфа (возможно изобретение — панацея), а так, следите внимательней за сайтом, люди пишут, что не могут достать Конечно по почте можно выписать… в любую точку Земного Шара. Только вот… как там с карантином на таможне, наверное не везде пропустят, наверное такие случаи бывают
Халил, По поводу торфа рядом нашёл болотце с камышами, но не представляю сколько его нужно, есть ли смысл носить в мешке, ведре, пакете или надо много? По поводу цены на навоз, подозреваю, что могут быть сезонные колебания, как и с овощами, скидками в магазинах… но мы понемногу с поля носим, получается пару вёдер за раз (бывает и шесть-десять), мешок, не машина, но точечно хватает под корни хватает, за сезон не торопясь можно пару соток заделать. ))
Замена навоза: навоз это что? — натуральное азотное удобрение. Откуда он берется — это переработанная скотом зелень с полей. Можно исключить в этом процессе живность: в 200 литровую бочку набиваем сорняковую траву 2/3 бочки. (можно добавить золы 2 лопаты). Заливаем водой, закрываем плёнкой сверху. Настаивается две недели. При использовании настоя разбавляем 1 к 10 (так как высокая концентрация азота получается). Можно для ускорения брожения добавить «бражку» — дрожжи + сахар или старое прокисшее варенье. Предупреждение: запах от бочки идет весьма неприятный, поэтому ставьте ее подальше от людей.
Oxana Masaylo, не буду с Вами спорить насчет того, что навоз — натуральное азотное удобрение. Но одно хочу сказать -  применение навоза, навоза-перегноя. Почва становится рыхлой, пушистой, ну как сказать, земля становится мягкой. Проверено опытом.

При выращивании клубники — в бороздке навоз-перегной, и поливаю по бороздке, то есть по навозу.
При выращивание клубники в бороздке навоз-перегной и поливаю по бороздке,то есть по навозу.




Огурцы выращиваю и применяю навоз
Огурцы,выращиваю и применяю навоз

При посадке картофеля в бороздке тоже навоз-перегной.
При посадке картофеля,в бороздке тоже навоз-перегной.

При посадке озимого чеснока и лука применяю навоз-перегной.Темная полоса — посажен чеснок и лук, замульчировал навозом-перегноем, светлая полоса — навоз, весной в эти полосы высажу рассаду перца и помидоров.
При посадке озимого чеснока и лука применяю навоз-перегной.Темная полоса посажен чеснок и лук замульчировал навозом-перегноем,светлая полоса навоз,весной в эти полосы высажу рассаду перца и помидор.

Вот так выглядит чеснок
Вот так выглядит  чеснок

А здесь лук.
А здесь лук.
Халил, полностью Вас поддерживаю! Просто выше Александр спрашивал — а что делать, если навоз недоступен??? вот и предложила вариант с заквашиванием травы.
Сами тоже ходим в поле навоз после коровок собирать, только у нас их совсем мало поблизости…
А у коллеги есть лошадки. Вот по весне поеду к ней за навозом, правда, муж очень сопротивляется возить навоз в салоне (хоть и в мешках). ))) Прицепчик ой как хочу! :-))) но пока нету. Придется втихаря от него в салоне возить ))
Но думаю, если есть на крыше багажник, можно мешками возить на верхнем багажнике. Но это Вам виднее в Ваших условиях. А землянику собираем, ходим по бороздке, то есть по навозу, и не так часто ходим… А если бороздка от хождения трамбуется — рыхлю вилами.

Вот такими инструментами пользуюсь при работе в огороде.
Вот такими инструментами пользуюсь при работе в огороде.

С этим приспособлением делаю лунки при посадки рассады.
С этим приспособлением делаю лунки при посадки рассады.

Примерно вот так.
Примерно вот так.

Вот такой общий вид огорода.
Вот такой общий вид огорода.





Какие Вы молодцы!!! Такой порядок в огороде!!! Любо-дорого посмотреть! У меня пока дикое поле и несколько грядок в уголке.
По инструментам требуется ликбез. Что за такие грабли с тремя треугольными зубцами? Инструменты самодельные????
Грабли трёхзубые для посадки чеснока и лука севок.Расстояние между зубьями по 15 см.
Примерно вот так получается три небольшие бороздки куда и сажаем чеснок и лук.Это фото просто показано как с теми граблями работат
Примерно вот так получается три небольшие бороздки куда и сажаем чеснок и лук.Это фото просто показано как с теми граблями работат



Вот так делаю бороздки для полива.Это тоже показ.
Вот так делаю бороздки для полива.Это тоже показ.

В основном окучивание и бороздки делаю, вот этим инструментом.По русский можно назвать мотыгой.Но эта не мотыга а называется по Среднеазиатской кетмень.В основном куют в кузни.Я приобрел в Ташкенте.Правда она тяжелее раза два чем мотыга, но работат с ним легко и для меня удобно.
В основном окучивание и бороздки делаю,вот этим инструментом.По русский можно назвать мотыгой.Но эта не мотыга а называется по Среднеазиатской кетмень.В основном куют в кузни.Я приобрел в Ташкенте.Правда она тяжелее раза два чем мотыга,но работат с ним легко и для меня удобно.

В течение сезона работаю с ним и не выпускаю с рук.
В течение сезона работаю с ним и не выпускаю с рук.

Ура! у меня теперь тоже есть такие 3-рогие грабельки!!! Муж вчера сделал. )))Спасибо за идею!
Oxana, хорошо, что идея пригодилось, очень рад за вас.

Собираем землянику и ходим по бороздке, если через некоторое время, бороздка у трамбуется, вилами прорыхлю.

Собираем землянику и ходим по бороздке,если через некоторое время,бороздка у трамбуется,вилами прорыхлю.
Оксан, лошадиный не пахнет, если сухой. Мы возим который год с концерты в салоне, и ничего…
А я покупаю конский навоз. Мне нравиться с ним работать. Коров совсем не осталось.
Халил! А как Вы землянику собираете??? межа-бороздка у Вас навоз-удобрение.
Вот молюсь БД (Богу Дачи), пересадил пару сот клубничин, разных по возрасту, расстояния в стопу по пять штучек в линии, получается где-то гряда два-три на десяток-два шагов (через пару дней почти все прижились). Разных возрастов от надцати лет до прошлосезонных, началась почти жара, а времени на полив нет, посмотрим что будет. ))

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: