О проращивании картофеля в темноте и на свету. Сезон 2018 года

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Мой опыт по проращиванию в темноте клубней картофеля не претендует на научное исследование. Любой дачный эксперимент имеет цель одну и незыблемую — с меньшими затратами вырастить, собрать, тут же использовать либо сохранить свой урожай подольше и без потерь. Свой же труд, к сожалению, оцениваем редко, в список затрат ставим его на последнее место.

Проросшие на свету клубни
Проросшие на свету клубни

Сейчас много видеосоветов с различными методами выращивания картофеля, но ещё больше споров по проращиванию клубней. Вот и мы не отстали от мирового сообщества. После обсуждения в апреле 2018 года статьи Наташи Петровой Тёмные дела: как проращивать картошку — в темноте или на свету? решила попробовать подготовить клубни картофеля к посадке в темноте.

К этому времени посадочный материал — клубни нескольких сортов — уже лежал в ящиках целый месяц. Из подвала клубни попали в баню, получив небольшой кратковременный шок при температуре остывающей бани. Затем очутились в помещении, где для них необходимо найти температуру от +12ºC до +15ºC. Ящики стояли друг на друге, иногда менялись местами верхние с нижними. Из-за сухости воздуха опрыскиваю либо раствором НВ-101 (1 капля на 0,5 л воды), либо просто водой. За 2 недели до посадки ящики переносятся на неотапливаемую веранду и, накрытые плотной, не пропускающей свет тканью, ждут своего часа. Так они привыкают к условиям, в которых окажутся в скором времени. Эти же клубни (на фото) прорастали при температуре +20ºC и пониженной влажности, поэтому сморщились.

23 апреля 2018 года
23 апреля 2018 года

За две недели в темноте толстые и упругие ростки немного побелеют, что нам и требуется, заодно и отбракуются клубни с дефектами на ростках. Если бы опрыскивала чаще, то есть влажность была бы выше, то клубни были бы оплетены корешками.

Есть вариант проращивания в обратном порядке:
  • 2-3 недели подержать в темном месте при температуре +10...12ºC, ростки должны достигнуть 1 см;
  • вновь тепловой шок (какой может придумать сам дачник);
  • проращивание на свету в течение 4-6 недель при температуре до 15ºC.

Для проращивания в темноте отобрала клубни сорта 'Адретта', среднераннего и привычного.

4 апреля 2018 года. Адретта
4 апреля 2018 года. 'Адретта'

13 штук — для грядки-короба длиной 3 м. Подсыпала в полиэтиленовые мешки по горсти земли для рассады, смешав её с сухой травой и торфом.

Адретта для проращивания готова
'Адретта' для проращивания готова

Нарезка такой травы осталась от мульчирования рассады в феврале-марте. Смочила чуть-чуть всю смесь в пакетах опрыскивателем водой с НВ-101 (1 капля на 0,5 л воды). Поставила в тёмное место с комнатной температурой. Надо сказать, что самым трудным оказалось найти именно темное место с температурой выше, чем бывает на уровне пола старого деревенского дома, в темном месте под кроватью холодно. В любом случае ростки к 23 апреля были не более 10 см, достаточно крепкие, на некоторых образовались корни.

За неделю до 1 мая в пакетах уже были клубки с корнями.

Ростки клубней
Ростки клубней

Для меня не нужен был ранний картофель, это достаточно просто объяснить тем, что урожай наш хранится в добротном подвале, клубни долго лежат в спящем состоянии. Ещё и поэтому таким клубням требуется тепловой удар. Поэтому важнее было не получение раннего урожая, а выяснение, какой же величины окажется урожай. Будет ли разница, насколько она будет существенна? Апрель и даже май не всегда теплые, температура почвы далеко ниже +10ºC, при такой температуре картофель развиваться не будет. В теплой же грядке-коробе, подготовленной с осени, высадить можно, что и сделано было 1 мая.

Все свои сорта сажаем в разное время, без авральных работ, нам так удобно, часто и в июне. Почва суглинистая, в коробах она преображается в лучшую сторону с каждым годом. Об этом писала здесь:
Картофель глазами меня… Как сажала и сорта выбирала. Часть 1, Картофель глазами меня… Как сажала и сорта выбирала. Часть 2.

При выращивании без коробов нельзя было заглублять клубни, картофель мог задохнуться на тяжелой почве, поэтому выбрали способ выращивания под соломой, частично под сеном (в целях экономии соломы).

Посадка в теплую грядку 1 мая
Посадка в теплую грядку 1 мая

Разложила картофель на бок в лунку по уровню грунта, просто делая углубление рукой, добавляла на дно горсть горчичного жмыха, а эту горсть земли возвращала поверх клубня. Чтобы хотя бы как-то сравнить скорость прорастания и само развитие растений с разной подготовкой к посадке, одновременно в соседнюю грядку-короб также разложила клубни 'Адретты', полученные из семян в 2017 году.

Адретта из семян в 2017 году
'Адретта' из семян в 2017 году

Фото 11 сентября 2017 года. Клубни были осенью помыты, высушены, прозеленены. Проращивались на свету около 2 месяцев при комнатной температуре. Фото 2 марта 2018 года.

Ростки 2 марта 2018 года
Ростки 2 марта 2018 года

Лежат они в коробке из-под фиников, соответственно можно представить их размер.

Мини-клубни
Мини-клубни

Считается, что проращивание в темноте может выявить на ранней стадии болезни. Малейшее почернение на ростке или кожице клубня должно насторожить. Удалила клубень с почернением на длинном ростке, а также два клубенька с длинными тонкими ростками. На фото эти больные клубни видны

Мини-клубни
Мини-клубни

Тонкие нитевидные ростки видны на фото
Тонкие нитевидные ростки видны на фото

После посадки картофель присыпала слоем 6-8 см подгнившей соломы, сверху прикрыла сеном. 

16 мая
16 мая

Взошли, к моему разочарованию, с разницей в 4 дня. Но быстрее всё же те, которые проращивались в темноте. 21 мая был заморозок, я его «проворонила», не укрыла сверху короб. С вечера было полно мошкары, лягушки прыгали, ничего не предвещало понижение температуры. Синоптики спали. К 5-6 часам утра прошёл морозец. Это классика — обычно самое холодное время суток.  

Ростки "опалило" морозом
Ростки «опалило» морозом

ещё результат заморозка
Ещё результат заморозка

И ещё
И ещё

Мини-клубни не пострадали, так как были полностью укрыты сеном. 

Мини-клубни
Мини-клубни

Возвратные июньские заморозки, обычные для нас 8-10 июня, в прошедшем сезоне обошли нас стороной. Лето было нормальное, уход за картофелем оптимальный, полив был обязателен, так как высокая грядка требует дополнительного полива.

Сорт 'Адретта' относится к среднеранним сортам, цветёт обильно, белые цветы имеют пряный аромат, который можно уловить на расстоянии от грядки. Клубни образуются до цветения, растение обладает способностью очень быстро развиваться в первоначальный период. Клубни выровненные, округло-овальной формы, с характерным рисунком кожуры. Их можно собирать, приподняв сено при такой посадке, что я и делала.

Типичная шкурка и форма клубня Адретты
Типичная шкурка и форма клубня 'Адретты'

Несмотря на то что побеги были обморожены, весь картофель восстановился.

Собрала Адретту для варки
Собрала 'Адретту' для варки

Через 2 месяца после посадки картофель надо было убирать, этот сорт не любит долгого пребывания в земле. Ботву срезала за 2 недели до уборки.

Куст на пробу
Куст на пробу

Этим клубням надо было дать ещё возможность расти, поэтому к грядке подошли только через 2 недели. Сняли сено, видны ямки от крупных клубней на поверхности, которые я собирала раньше.

Короб с Адреттой, пророщенной в темноте
Короб с 'Адреттой', пророщенной в темноте

Сорт урожайный, отзывчивый на уход, полив, в этот раз он также хорошо показал себя. 

Убираем урожай
Убираем урожай

Кстати, урожай из мини-клубней получился отличный. Если бы была цель получить ранний урожай, безусловно, уход был бы более тщательным, я бы не допустила подмораживания растений.

С самого апреля я, вооружившись термометром, укрывным материалом и бутылями с горячей водой, помогала бы тёплой грядке выращивать картошку всего лишь для еды. Мы считали, что с пророщенными в темноте клубнями эту задачу нам выполнить будет легче, но клубни в обеих грядках развивались одинаково. Небольшое опережение во всходах было позже уравновешено развитием всех растений. Для тех, кто хочет получить молодые клубни раньше, стоит обратить внимание на сам процесс выращивания и сохранения от холода, обустройство теплой грядки. От белых, проросших в темном месте, или от крепких и зелёных, чуть побелевших побегов, также побывавших в темноте, размер урожая не зависит.

В условиях города можно проращивать клубни и в пакетах, и в 5-литровых бутылках, лишь бы были отверстия для вентиляции. Если хочется получить очень ранний урожай, то можно эти же проросшие клубни поместить во влажную смесь торфа и перегноя или земли. При температуре +16ºC корешки появятся через 2-3 дня. С этими корешками клубни можно сажать в теплую грядку. Выбор метода индивидуален, надо пробовать и искать свой способ.

Ads by

Чем привлекает яровизация клубней на свету

  • меньше места занимают клубни;
  • легче найти место для яровизации;
  • увидеть непригодные клубни можно так же, как и у тех, которые проросли в темноте;
  • ростки более крепкие, можно перекладывать, не боясь сломать;
  • оба способа одинаково не выявят скрытых болезней у клубней;
  • количество столонов не зависит от ростков, полученных в темноте и на свету;
  • количество ростков одинаково при этих двух способах.

Такой вывод сделала для себя, но, возможно, кто-то считает иначе. В любом случае, залог успеха урожая — добротный посадочный материал, подходящая именно для данного сорта здоровая почва, отсутствие болезней и вредителей, ровная погода без аномальных явлений, здоровье и настроение дачника и его труд в радость себе.

Адретта цветет белым
'Адретта' цветет белым. 2016 год

Та же Адретта
Та же 'Адретта'

Готовитесь к очередному картофельному сезону? Все будет традиционно — по отработанной схеме или вы не прочь поэкспериментировать? В любом случае вам будут интересны наши материалы: 

Запись размещена в разделах: , картофель, ,
36 комментариев 25 спасибо за запись 2 в избранном 36670 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор записи:
Добавили запись в избранное
YuliyaRomanenko Юлия Романенко и еще 1 человек


Комментарии (36)
Я всегда клубни картофеля для посадки доставала из подвала на веранду и там укрывала от солнца. 2 недели ящики с семенным картофелем находятся в тёплом помещении, через день я сбрызгиваю тёплой водичкой из пульверизатора. Через 2 недели снимаю покрывальце с ящиков и на 3 дня оставляю на солнышке. После этого высаживаю. Урожай и правда, зависит от семенного материала и от ухода за ним. 2 года назад урожай с 2 грядок картофеля был хорошим. И нам хватило на всё лето (с конца июня по сентябрь), и сыну давали. А вот в прошлом году очень плохо уродилась картошечка. С точно таких же грядок получили в три раза меньше клубней.
Татьяна, какой у вас интересный опыт получился! Сейчас тоже задумалась сделать короб или чуть поднятую грядку, чтобы сажать туда ранний картофель.
Наташа Петрова подвигла меня на «темное проращивание», спасибо ей. Иначе я бы не собралась, всё тянула бы, хотя очень хотела. Для тех, кто не хранит картофель, а использует его на даче, не столь важно, каким методом проращивать, главное, чтобы были корешки. Ведь раннее выращивание картошки использовали и в сов. время, помню, как на работе обсуждали, как родители выращивают. Конечно, это были единицы, у кого родители уезжали на дачу в конце марта. А сейчас есть и аккумуляторы тепла, и укрывные материалы разных производителей, всё гораздо легче.
Очень интересно. Спасибо, Татьяна. Выходит, без разницы, как проращивать картофель. Мои соседи его вообще не проращивают, сажают много и трактором с сажалкой, прямо из погреба… (Поэтому и не проращивают, что ростки точно пообламываются все). Когда сажают трактором, получаются сразу гребни и картоха в них. Она, конечно, подольше сидит в земле прорастает прям там, в темноте. Моя, обласканная, пророщенная быстро всходит.
НО я уезжаю, следующий заезд через 2-3 недели, потом опять через 2 недели, так до отпуска, до июля. Соседи за это время её всю протяпают от сорняков, приокучат, от колорадов обрабатывают, следят за ней. Моя же бедная, ждёт не дождётся, когда хозяйка соизволит за ней поухаживать. А хозяйка-то в первую очередь к огурцам, к помидорчикам.
Вот и получается, что кто ухаживает за картошкой, тот и получает урожай по-любому больше, чем те, кто наездами на дачи наведывается.
Согласна и «одобрямс»! Сами также ездили. Любое растение требует внимания, а урожай у нас раз в год: не удался урожай, сиди и жди 365 дней. Кстати, у нас непророщенную сажают единицы, много местных очень интересных огородников, поучиться можно у них. Здесь же опытные поля с делянками, бывший колхоз, занимается. Гл. агроном сама в коробах на своем огороде выращивает. Вообще-то хорошо хоть картошка растет здесь без проблем, хоть это радостно.
Татьяна, МОЛОДЕЦ! Красивая картошка. Мы с мужем с подвала достаём картошку. Перебираем и выбираем среднюю картошку. Раскладываем по ящикам. И ящики ставим друг на друга. Получается большая башня.))) В апреле проращиваем и в мае сажаем. И получается где то 25 длинных борозд. А у тебя интересно, в соломе растёт.
Лена, разная бывает. Два года подряд пытаюсь вырастить в коробе, который стоит на заболоченном месте. Есть у нас лужайка, на самом деле болотце, посередине участка. Вроде всё сделали на участке, добрались и до этого места. Даже сейчас там вода просачивается, мы же дорожки везде прочистили от снега. Сидераты приличной высоты были в коробе, дренаж из веток есть, земля хорошая, никак не получается. Нашествие слизней, правда, проволочника не было.
Странный вывод. К сожалению, совершенно не показан сравнительный результат. Например, вот грядка картошки, пророщенной в темноте — столько-то картофелин посажено, столько-то килограммов получено. А вот то же самое, но на грядке, где росла картошка, пророщенная на свету.
В интернете есть много информации о таких опытах, которые говорят о том, что гораздо больший урожай дает картошка, пророщенная в темноте, о том, что именно у такой картошки легко заметить фитофтору или другие заболевания, которые проявляются в виде черных кончиков ростков. Причем этому даются вполне логичные объяснения.
Т.Е. в целом и в частности ну очень неубедительно.
А сравнительный результат для чего? У меня такой урожай картофеля каждый год, что приходится сжимать посадки ежегодно. Больше, чем даёт Адретта (к примеру) — до 25-ти клубней, я не получу. Да и немцы бы удивились моему желанию. Остальное я объяснила. Так что так же категорично отвечу: хотите — проращивайте, пробуйте, увидите, какой сравнительный результат. Здесь же цель была — ранний картофель. Урожай же его достаточен, но не обсуждался. И посмотрите, если сочтёте нужным, конечно, на белорусском канале Процветок в Ютубе 3-х часовой вебинар по проращиванию картофеля. Очень популярно по поводу «легко заметных болезней»))) услышите от микробиолога.
Большое спасибо за ответ. Всегда интересно выслушать разные мнения. Прошу прощения, если была слишком категорична. Меньше всего хотела кого-нибудь обидеть.
А на белорусский канал обязательно загляну.
Всех вам благ и больших урожаев.
Спасибо, что написали. Меня не обидело ничего, немного тон удивил, но мы разобрались)) Наташа Петрова выращивает ранний картофель, я же сразу призналась, что он мне не нужен. Раньше я тоже млела от молодого картофеля, но ведь он по вкусу абсолютно одинаков в отличие от зрелого. Труды при проращивании+ювелирная посадка, чтоб не сломать+ защита от заморозков НЕ равны обычному проращиванию+посадке привычной, а результат — урожай -одинаков. Кстати, я ведь 2 недели перед посадкой (можно меньше)держу проросший на свету картофель в темноте в прохладном месте, так он легче адаптируется к жизни в земле. Ещё хочу сказать о том, что надо пробовать самим, картофель — он такой, на соседних участках один сорт даёт разный урожай.
Таня, я тоже раньше проращивала для того чтобы получить ранний урожай. Потом в пакеты молочные сажала, потом тряслась, чтобы не сломать, потом накрывала всячески чтобы не замерз, столько ненужной волокиты и нервов На что моя сестра все время говорила: такое чувство, что ты войну пережила и боишься, что есть будет нечего если картошка рано не вырастет Когда мне надоело ерундой заниматься я ей вняла и вот уже лет пять выращиваю в обычные сроки, и молодой картофель ненамного позже бывает чем «с танцами и бубном»
Ох, Марина, говорим о чём? О еде! Мы выращиваем потому ещё, что интересно. А вдруг можно меньше работать, чтоб лишний час-другой в лес сходить)) поэтому пробуем и так, и сяк. Любой свой опыт — на пользу. То, что мы стали больше картошки есть, чем в городе раньше, так это точно. Во-первых, я мяса не ем, во-вторых, условия хранения есть и отличные, в третьих — если сам вырастил, то обязательно есть будешь… Не выбрасывать же))) И сорта вкусные.
А если еще и муж белорус (мой случай), то если нет картошки на столе (в любом виде), то есть вроде и нечего
У нас она не гарнир, а полноценное блюдо, с мясом картофель не едим, чай не мальчик, здоровье надо беречь. Да ещё я с отказом от мяса внесла сумятицу. Дольше меня, говорит, прожить хочешь, значит тоже мясные блюда сокращу. Как тут не станешь выращивать овощи?!
Мы тоже любим выращивать картофель в коробах. А какая у Вас схема посадки?
В шахматном порядке. В 3-х метровую сажаем по 12-13 клубней. Урожайного сорта с разбегающимися столонами можно и 10 штук, получается лучше
Интересный опыт, спасибо! Тоже «озабочена» ранним картофелем, но за отсутствием короба — выращиваю через рассаду на насыпных рядках под лутрасилом. Использую для это ранние сорта — Весна розовая и Жуковский. По поводу проращивания — для меня предпочтительнее — на рассеянном свету. Длинные, тонкие проростки, получившиеся в темноте чаще обламываются ( во всяком случае — у меня), и заболевшие семена легче обнаружить.
Татьяна, а почему для раннего урожая Вы используете Адретту (она же, кажется, средне-ранняя ?) Из-за вкуса?
Да, Римма, нам она нравится по вкусу., урожайная и долго не вырождается. Здесь в округе почти все её выращивают, но не для первых блюд. При поливе в сухое лето она за 2 месяца готова.
Согласна! Адретта — одна из самых вкусных, тоже выращиваю ее!
Римма, Адретта растет вот так «стоймя». С внучкой делали опыт.

Франс Хасанович, добрый день, думаю, должны вы появиться, раз о любимой Адретте говорим!!! Если выращиваешь под мульчей, то она плети до 1,5 м отращивает, но макушки также вверх смотрят
Как же, как же! Только в обед жарили Адретту, гарниром ко второму.
Спасибо! У меня приблизительно так же, но не такая «ядреная», поскольку глина…
Татьяна! Отличная статья, спасибо!
Подскажите, а где можно приобрести этот сорт картофеля?
Давно, то есть с 2013 года не видела в продаже, в интернет-магазинах не было также. Читала, что немцы стали ее возрождать(публикация была года 2-3 назад). Они увлеклись новыми сортами, а ее упустили. Я ищу Свитанок, давно хочу попробовать, тоже не получается. Если оооочень надо, пришлю Адретту, не стесняйтесь, пишите.
Татьяна, спасибо за статью, в феврале я её пропустила, а сейчас почти как раз в тему, у меня один сорт начал расти в холодильнике, подожду до конца месяца и буду доставать.
Алла, так можно попробовать в теплом и темном месте хоть немного. Если немного, как у меня было, то это вполне можно. В пакетах с торфом или смеси с землей, 6-8 недель — как раз в мае посадить. А????
Пережду дней 10, немного потеплеет, чтобы выставить в лоджию.
Татьяна, мне точно к Вам с вопросом. В прошлом году я семенами картофель посеяла. Микс был. Но меня интересовали фиолетовые клубни. Собрала с десяток клубеньков, сантиметра 2 в диаметре. Прошляпила, она проросли. У нас, в Ленинградской области картофель тоже высаживают в начале мая. И также в начале июня возможны возвратные заморозки. Что делать? Теплую грядку я им смогу устроить, кур держим — полуперепревших опилок с пометом много.
А вообще с картофелем забавно у меня выходит. Когда обустраивала грядку для свеклы-моркови, с металлическим ограждением от хомяка, на дно грядки закладывала годичный компост. Ну а так как в компостнице сверху были очистки картофеля, они, оказавшись в земле, хоть и на самом дне, проросли. И в грядке с морковью, луком, чесноком и свеклой выросло пару кустов картофеля. Я удивилась, было несколько крупных картофелин, но я на него вообще никакого внимания не обращала. Эта грядка кроме воды ничего больше не получала. В прошлом году, руками перебирала всю землю, чтобы избавиться от крапивы, ее просто жуть как много там, картофелин не обнаружила. НО летом опять в этой грядке выросло 2 куста картофеля, да какого — ведро получилось! А в огороде, где картофель рос — и удобряла и поливала и укрывала — урожай такой смешной был, что очень огорчилась. Вот теперь думаю, что делать -может эту грядку картофелю «отдать»? Всё равно карбыш осенью учуял свеклу и морковь и легко добрался до сладких корнеплодов. Да, живу в деревне, есть свой «садовый домик» — места для рассады хватает. И температуру могу в нем регулировать.
У вас климат, как у Наташи Петровой, теплей нашего, влажно. Если проросли фиолетовые, то верно в темноте? Если так, то положите каждый в пакет, добавьте туда грунта, либо торфика, пусть растут белые, ведь 10 штук легко контролировать. Есть ли смысл в теплой грядке, можно ведь просто накрыть в холодные ночи. По поводу картофеля то тут, то там… Я в конце сезона тоже выкапываю и под яблонями, и за оградой под облепихой, и между коробами. Остались клубеньки с 2013 г., всходят, дают урожай даже в утрамбованной почве. То есть картошку «убить» трудно.
Я понимаю, что в горшке или в пакете можно растить, у меня сомнение только в том, что рано еще очень. Попробую еще недельку потянуть. Ах да, вот еще что — начали прорастать они в темноте, в коробке. А сейчас лежат на свету, при +15. Что касается климата, год на год не приходится. Лето 2018 было более чем благосклонным — и подсолнух созрел и кукуруза. И жарко было и осадков достаточно. Лето 2017 — сплошные дожди и холод, максимум +17. Ну и напоследок риторический вопрос — если картошку так сложно «убить», может тогда есть смысл сажать ее в зиму?
Как-то лет 20 назад я отцу этот вопрос задала, помогала ему выкапывать и грубо бросила клубни в разные ведра. Он сказал, что нельзя так относиться к ней, надо бережно класть. И еще, что год от года по-разному бывает, вдруг — раз — и нет ничего, как будто и не оставляли клубни. Оказалось, что он пробовал на 5 м оставить в зиму в течение нескольких лет… А по срокам: разве рано — 6-8 недель, в самый раз, в темноте они дадут много корней(как раз это и надо). Белые побеги все равно надо будет прятать или под мульчу или в грунт.
Приветствую вас, картофелеводы! Никто не пишет о собственном опыте отбора семенного материала. На семена отбираю картофель среднего размера сразу при выкапывании только с кустов, порадовавших меня своим урожаем. Около месяца, при приезде на дачу в выходные дни выношу в ящиках на солнышко. При наступлении заморозков увожу в подвал, на всю зиму в ящиках.
И Вам здравствуйте! Большинство так и делает, как Вы. Методы проращивания не особо влияют на урожай, если только на на сроки, кому хочется ранней картошки. Есть соседи, которые только 3 недели держат вынутую из подвала картошку на майском солнце, сажают и получают неплохой урожай. Я сажала много раз вообще не пророщенную, она всходила все равно. На семена, конечно, сразу отбираем, но еще раньше кусты отмечаю со здоровой ботвой. Всё бывает… С размерами посадочных клубней пока нет однозначного ответа. По-разному ведут себя разные сорта. Надо делиться опытом. В свете последних «сказочных» событий многие, заинтересуются, думаю, картофелеводством
Сейчас пока картофель у меня, изьятый из подвала, проращивается в темной и теплой кладовке потому, что еще минусовые температуры даже днем и снег выпадает, образовывая покров, хотя уже конец апреля. Как установится тепло, за неделю-две до посадки вывезу на дачу на солнечную веранду.

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: