Фотосъемка в темное время суток — заманчиво и сомнительно одновременно. А все потому, что многие начинающие фотографы не верят, что в таких сложных условиях можно получить достойные кадры. И совершенно напрасно! При владении определенными навыками ночная «фотоохота» может принести очень интересные результаты. Причем никакого специального оборудования вам не понадобится, необходим только фотоштатив, чтобы справляться с длинными выдержками в условиях недостаточного освещения.
Ночные тайны скрыты в любом саду, просто нужно уметь их увидеть и запечатлеть
Любые пейзажи, в том числе и садовые, в закатные или рассветные (и даже предрассветные) часы выглядят совсем по-другому, нежели днем, нередко гораздо более привлекательно и даже волшебно. Чаще всего именно в эти промежутки времени (их еще называют «золотыми часами»), когда облака загораются яркими красками, а на небе еще видны луна и звезды, фотографы и делают самые замечательные снимки. Почему бы и нам не запечатлеть наши сады в загадочной атмосфере темноты или сумерек? Причем сделать это можно не только летом, но и зимой, подчеркивая строгую графику древесных посадок.
Технические особенности ночной съемки
О штативе мы уже говорили, большинством камер снимать с рук в темноте без него не получится, ведь выдержки могут достигать нескольких десятков секунд.Режим съемки устанавливаем ручной, а можно — с приоритетом диафрагмы, выставляя нужное по замыслу значение (для пейзажей обычно в диапазоне f/8 — f/5,6, но это не догма), а величину выдержки для правильной экспозиции камера подбирает сама.
Важно: закрывая отверстие диафрагмы, мы получаем интересный оптический эффект — от ярких источников света в кадре будут исходить радиальные лучики.
От ярких источников света в кадре будут исходить радиальные лучики
Параметры светочувствительности матрицы ISO надо стараться выставить минимальные, 100 или, если позволяет камера, даже 50. Это позволит уменьшить цифровой шум на снимках, сделать их чище. В темноте автофокус работает неуверенно, поэтому целесообразно перевести камеру в режим ручной фокусировки.
Есть и другой вариант — настраиваться по жидкокристаллическому дисплею в режиме Live view, используя экран в качестве видоискателя. Это довольно удобно и позволяет сразу корректировать экспозицию.
При «ночной съемке» в поле зрения могут попадать совершенно разные по цветовой температуре источники света: облака, отражающие свет солнца, лучи восходящего солнца, луна, фонари, светящиеся окна домов.
При ночной съемке в поле зрения могут попадать совершенно разные по цветовой температуре источники света
Поэтому, настраивая баланс белого в камере, угадать правильный вариант бывает нелегко. Лучший выход из положения — снимать в формате RAW в режиме автоматического баланса белого. При последующей обработке изображения восстановить верные краски на снимке будет не так несложно.
И еще несколько полезных советов
При большом контрасте теней и светов в кадре может помочь использование такого приема, как брекетинг. Он позволяет сделать серию из нескольких последовательных кадров с разной экспозицией и позже сформировать из них собранное HDR-изображение. Важно: не забудьте отключить стабилизатор изображения как в камере, так и в объективе, тогда снимок со штатива станет более резким.Для преодоления «шевеленки» вместо кнопки спуска полезно пользоваться тросиком, пультом управления или таймером автоспуска.
Очень любопытные кадры можно сделать в садах, где устроено ландшафтное освещение участка. Оно заключается в подсветке садового дома, прочих сооружений и малых архитектурных форм, разных функциональных зон и фрагментов сада. С помощью уличных светильников или световых гирлянд освещаются дорожки, специально подсвечиваются кроны отдельных солитерных деревьев и кустарников, а также растительные группы. Ландшафтный свет может меняться по интенсивности и по цвету, создавая удивительные сказочные эффекты, которые прекрасно передаются на снимках.
Очень любопытные кадры можно сделать в садах, где устроено ландшафтное освещение участка
Завораживающие фото получаются и в сумерках, когда небо еще окрашено в теплые тона заходящим солнцем, а фонари уже включены. Если солнце еще не село за горизонт, можно успеть выбрать необычные ракурсы, снимая как по свету, так и в контровых лучах. И даже при полной темноте, в саду, где нет специального освещения, свет из окон дома позволяет сделать удивительно душевные, нежные снимки.
Завораживающие фото получаются в сумерках
Совет: во время фотосессии можно также использовать яркий фонарик, высвечивая при длинной выдержке отдельные растения или композиции. Такой прием называют «световая кисть». Применение подсветки каждый раз будет давать уникальное изображение садового пейзажа. А вот вспышка при ночной съемке сада нежелательна, поскольку обычно создает контрастную и плоскую картинку, и как следствие, приводит к гораздо более грубым результатам.
И еще одна подсказка: если в саду есть водоем, ручей, бассейн, значит, у вас есть прекрасная возможность поснимать ночные отражения. Источники света удвоятся, красоты станет еще больше. Если вода спокойная, можно получить отличные симметричные картины сада, в противном случае рябь или волна на воде будет давать невероятный калейдоскоп отраженных красок. Попробуйте сделать несколько снимков, приблизив камеру к самой воде — уверяю, эффект вам понравится!
Текст: А. Лысиков, к.б.н., член Союза фотохудожников России
Фото: А. Лысиков, ShutterStock/Fotodom.ru
Всем, кто осваивает премудрости садовой фотографии, рекомендуем просмотреть публикации:
- Да будет свет: учимся выбирать освещение при фотосъемке
- Секреты волшебного ракурса: выбираем точку съемки
- Как построить кадр, или Основы композиции в фотографии
- Волшебные фокусы: что такое фокусное расстояние объектива
- Главное — приоритет! Как «приручить» экспозицию, выдержку и диафрагму
- Наведите на резкость! Учимся делать четкие снимки
- Снимаем садовый пейзаж: секреты удачных фотографий
Колхозница зашла на огонёк