Во, страсть-то какая!!!
В детстве меня безмерно печалило, что обложка содержанию не соответствует. Там было вот что:
Тоже интересно, но все же птицы, даже австралийские, не столь круты, как гориллы, согласитесь?
Кукабарра, один из символов Австралии
Аборигенка
Знаменитые шалашники
Попугаи, кореллы, вероятно (не перечитал сейчас рассказ, а на память уже не помню)
И, конечно, эму
Это не были научно-популярные характеристики видов, а полноценные художественные рассказы, даже более художественные, чем у Сетон-Томпсона, которого я тогда уже знал чуть не наизусть. Собственно там речь шла больше о людях, а биологически точные описания птиц были чем-то вроде двигателя сюжета.
Интересно было также, что нигде ничего об авторе я не слышал (не читал). Догадывался, что «чеглок» — псевдоним. Как фамилия она мне не встречалась, а как название одного из мелких соколов была на слуху. У меня по крайней мере.
Только сегодня, что-то перекладывая на полке, в «стопицотый» раз взял её в руки и впервые вспомнил про возможности интернета.
У-у… Мощный был дяденька. Меньшевик, теософ, друг Луначарского и Ватагина, с которым совершил 6-тилетнее кругосветное путешествие по всем частям света, кроме Антарктиды. Там и собрав материал для своих многочисленных, хотя и не очень объемистых книг. Впрочем, как можно судить по библиографии, он и родную природу не забывал. Пересказывать всю статью из вики я не буду, кому интересно — ознакомьтесь самостоятельно. Замечу только, что некоторые мои подозрения тоже оправдались: арестовали его в конце концов за всякие несоветские занятия. Отделался он в общем как бы легко — ссылкой. Но на 65-м году жизни и из Крыма — в Мурманскую область. Откуда он и исчез (ушел) в 1942 году, и никто не знает, как он окончил жизнь. Издавать же его перестали ещё раньше, в 1929 году. Книга, которая у меня — 1925 г.
В выходных данных указано, что обложка — Ватагина, то есть негр с обезьяной — того (взята с другой книжки той же серии кем-то из самодеятельных переплетчиков-починщиков), а вот про рисунки в тексте не сказано, да и стиль не ватагинский. Можно предположить, что иллюстрировала её, как и многие другие, жена писателя, художница Нина Артемьевна.
Меня всегда интересовали рассказы о животных, перечитала почти всего Даррелла, и детям своим читала. Писать о животных с таким юмором мог только Даррелл. Как мы хохотали над его рассказами! Все эти книги стоят до сих пор на полках, надеюсь, может внуки когда-нибудь захотят почитать… Хотя сомневаюсь.
У нас дома тоже есть несколько раритетов, одна из них — вот эта небольшая тонкая книжица без обложки (она не сохранилась), 1914 года издания, еще с буквой «ъ», как раз вашего, Барон, любимого Томпсона. В ней всего 32 страницы и 3 иллюстрации. Фамилия художника, увы, неизвестна, была видимо, на несохранившейся обложке…
А это оставшаяся задняя часть обложки.