Подскажите, что не так с рассадой томатов? Почему она так выглядит?

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Подскажите, пожалуйста, посадили рассаду томатов Пинк уникум в купленный грунт «Богатырь», на сегодняшний день прошло 11 дней, и вот что-то перестал нравиться вид рассады, семядольные листочки бледнеют, кое-какие увядают, некоторые закручиваются немного, у других кончики подсыхают, а у некоторых такой вид, будто лист затянули поясом по середине. Что за симптомы, что делаем не так? Солнечного света маловато, досвечиваем лампами





У вас есть свой дачный вопрос? Задайте его нашим экспертам и опытным дачникам.
Задать вопрос

Вопрос размещен в разделах: вопросы, томаты, рассада, , ,
47 комментариев   спасибо за вопрос 1 в избранном 3168 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор вопроса:
Добавили вопрос в избранное
zolotarev1994 zolotarev1994
Все ответы и комментарии (47)
В таком возрасте рассада часто поражается черной ножкой, поищите инфу как с ней справляться. Для более точной диагностики можно уже явно погибший росточек выдернуть и проверить корешок. По моему опыту, с черной ножкой бороться бесполезно, ее надо предупреждать, здесь спасет только очень умеренный полив, чуть излишек воды приводит к заболеванию. Хотя тут на сайте есть знающие люди, которые умеют лечить такое.
Не вижу признаков черной ножки даже в первом приближении. Излишне вытягивается, это да.
Золотарев, Вашим томатам очень не хватает света. Нужна подсветка в течение 10-14 часов. И не хватает питания. Возможно, они еще сидят в прохладном помещении. Их надо подкормить настоем коровяка, настояв 1 часть коровяка в шести частях воды: в 3-х литрах воды взболтать пол-литра коровяка, или подкормить птичьим пометом, настояв в пропорции 1:16-18. Если такой возможности нет, то, растворив в 1 литре воды 10-12 граммов азофоски, или нитроаммофоски, или 15 граммов нитрофоски. Поливать надо, но не обильно.
Температура 19 градусов, свет включён с 8 до 21:00. Готовым раствором гумата нельзя подкормить? Првда на бутылке написано при наличии 3-4 настоящих листьев
А что за свет? На такой стадии подкармливать бессмысленно, корневой толком нет, пока корни не нарастят, питаются за счёт запаса в семядолях. Может семена не очень были? Тогда есть смысл подкормить по листу.
И семена хорошие, голландские, из хорошего магазина)
А перетяжки и скрутки на листиках от семенной оболочки, плохо снималась.
Тааак, свет значит 3 сберегающие лампы на 2 кв.м. подвешены на высоте 50 см от листов. Не помню по сколько ватт, не дома сейчас, чтоб посмотреть. А насчёт перетяжек и снимания ничего такого не замечал
Полностью согласен, но не поленюсь еще раз написать, чтобы рассаду поливали регулятором роста «Атлет». Иногда на вытягивание рассады влияет несколько факторов, а в домашних условиях не всегда есть возможность все правильно организовать. С Атлетом проще сгладить все углы.
Да, купил атлет, но на упаковке написано использовать при наличии 3-4 настоящих листов. А у нас они только проклевываются. Вот и не знаю что делать, боимся навредить
Я пользуюсь, когда вижу перерастание, и ничего криминального не происходит. Саженцы замедляют рост. И судя по всему, активно растет корневая.
Могу предложить еще корневин или гетероауксин. Стимулирет увеличение корневой системы.
Понял одно, что нужно было садить все в один ящик, а не каждую семечку в свой стакан. Семена хорошие, голландская селекция, из 250 — 5 не взошли, но мне кажется, в куче им было бы проще.
Золотарев, Вы вольны прислушаться к любому комментарию, из многих выбирать любой совет. Просто я вижу, что Ваша рассада уже полностью использовала запас питания из семени. Корни пока слабые и из бедной почвы не могут обеспечить питанием всходы. Им нужно помочь рекомендуемой подкормкой. Потом, Вы пишете — свет включен с 8 до 21 часа. Потолочный свет рассаде не помощник, он слишком слаб. Я пишу о специальной подсветке, вот такой как на фотографии. Я вижу — от того, что в комнате темно (темно для рассады, а не для нас!), она почти на 90 градусов повернула головку к окну — к свету. Если нет специальной подсветки, как на фото, желательно сделать. У меня лампы дневного света, теперь уже есть специальные фитолампы. Лучше сделать подсветку с такими лампами. Потом Атлетом подкармливают, чтобы рассада не вытягивалась, а тут какое вытягивание, она не растет, пока очень рано до Атлета! Начнет вытягиваться, тогда можно подкармливать Атлетом.

У меня Три лампы дневного света висят на высоте 50 см, рассада помещена на двух кв.м. Тёмно, потому что выключил свет, чтобы сфотографировать. У нас таких ламп нету а вот подкормку заеду куплю
Золотарев, лампы должны висеть над рассадой в минимальном расстоянии. Этот минимум: только, чтобы тепло от ламп не чувствовала рассада. Вспомните школьную физику: «Сила света уменьшается, как квадрат расстояния». Отдалили 2 раза лампы, а сила света уменьшилась в 4 (!) раза. 50 см это слишком высоко. Лампы должны быть регулируемые по высоте: по мере роста рассады их приходится поднимать. Прислушайтесь к каждому совету, но не принимайте каждый совет к действию, подумайте — а подходит ли этот совет к Вашему случаю. Учитесь различать, кто дает дельный совет, а кто где-то, что-то вычитал и пишет. НЕ подходят мои советы (советы других) к Вашему случаю — отбрасывайте смело.
Вообщем не успели с Вами здесь поговорить, а жена принесла такое средство, в нашем магазине местном посоветовали, комплексное удобрение, что скажете? Думаю очень даже не плохо будет, 15 мл на 5 литров и под корень


Золотарев, я не знаю, что за состав в этой посуде, как я могу советовать что-то? Рассада бывает разная, с рассадой бывают разные случаи, в одном случае одно надо предпринимать, в другом — другое. Потом, к рекламам я отношусь с большой осторожностью, не совсем доверяю. Я Вам посоветовал по видению Вашей рассады, для Вашей рассады. Но рассада Ваша, Вы можете чем желаете опрыскивать.
Спасибо Вам за то, что уделяете время. Прислушиваюсь, действительно, к каждому совету, потому что впервые с женой посадили помидоры, для выращивания в теплице. Уж очень хочется, чтоб все получилось, но опыта маловато
Имхо, свет висит очень высоко. И не тот который нужен. Но самое важное — слишком высоко.
И посуда мелкая. У таких сеянцев корень сантиметров 10-12. А они буквально когтями по столу скребут)
Их надо (и можно) перевалить в более глубокие горшки.
Ну о чём Вы? Какое питание? Какие горшки? Какие 10-12 см. Вообще выращиваю на минимальном слое, без подкормок… Судя по информации комментов выше, действительно мало света.

Вот проверял свои семена на всхожесть.
Вот проверял свои семена на всхожесть.

Надеюсь, видно, сколько грунта на пятнадцать растений? 3 сантиметра максимум… без подкормок коровяком и др. 0,5 литра максимум! И это на пятнадцать поделить?
Надеюсь видно сколько грунта на пятнадцать растений?3 сантиметра максимум...без подкормок коровяком и др.0,5 литра максимум!И это на пятнадцать поделить?
Миша, а ты что до высадки в грунт в такой таре их держишь? Или будешь пикировать?
Уже пикировал! Я имею в виду, что не обязательно сразу по вёдрам сеять Вообще эти были тест-эксперимент, не для посадки, но жена настояла, чтоб оставил немного (жалко ей, понимаешь...).Оставил три штуки… остальные соседи забрали.
Сейчас по отдельным горшкам сидят, потом буду увеличивать объём… как обычно, всё по ситуации… корм, тепло, холод…
Мне просто интересно, ну это как диагноз поставить, как ребус, подумать, предположить… и вдвойне приятно, если мои догадки-советы помогут людям! И совсем не считаю, что прав именно я! Просто что приходит на ум, то и выдаю Иногда правильно… иногда нет… Может показаться, что я умничаю, а на самом деле только учусь… не уверен, вот и вступаю в разговоры, чтобы не пропустить чего важного.
Миша, все поняла! А то я уж было испугалась, что все неправильно делаю
Всё правильно!
Не надо путать теплое с мягким. Земля разная, сорта разные. И ещё вопрос, когда вы с них получите помидоры. Вы лучше для эксперимента, чтобы сравнить, рядом другим — создайте условия, и посмотрите что получится. Ведро земли, на каждый сеянец, море света и тепла. Или вы думаете, что ни у кого последышей не бывало? Только вот большая уверенность, что помидоров с них будет мало, если вообще будут.
Может и не будет А может и будет чего. Кто знает?
Потому что проверено. И неоднократно. Для нас важны сроки сбора урожая, а не выживаемость ботвы в нечеловеческих условиях. Это проверено и на последышах, и на обломышах, и на отрезышах. Да — покорители Эвереста плачут в сторонке от зависти способности томата выжить. Но от этого корень у него не становится короче. В сеянцах его рост умножь в 2 раза — вот длина корня.
Всё ясно и понятно Даже и сказать нечего Поплачу в сторонке Жаль, что про длину не аэро-, не гидропоники не знают Да и сам томаты и огурцы, перцы и баклажаны выращиваю в ограниченном объёме (вынужден, что делать?)

Вот объём.
Вот объём.

Овощи в малом объёме.
Овощи в малом объёме.
Вам и сказали, что в стаканах выращивают.
Класс! Выращивают, но не все
Михаил, а ведь судя по фоткам, вашим помидоркам не хватает фосфора!
Может быть! Ориентируетесь на цвет? Ну тогда могу порекомендовать не верить мифам… Как раз цвет вполне здоровый, более того именно такой цвет для меня и есть норма! А то что кто-то пишет, что из-за холода плохо фосфор и пр.усваиваются… Так практика показывает обратное.
Вы подождите хлопать в ладоши. Цыплят по осени считают. Огрызки вырастить, это не ведрами с куста собирать.
Тут народ и в стаканах с водой выращивает, до созревания. Но это не урожай. Это так — игра в песочнице
Спасибо, Леон! Слёзно прошу научить собирать вёдрами с куста! И как получить не огрызки, а плоды? Как? Или сам не знаешь? Поделись опытом! Ну очень интересно… Хотелось бы по осени вёдра посчитать… честно!
За одно условие могу ручаться головой — смените климат. И все у вас получится.
Спасибо! За ценный совет...
Леон, как легко сказано: «Смените климат». Вроде как: «Подкормите коровяком!» Действительно ценный (драгоценный) совет.
Ничего необычного в нем нет. Это распространенный опыт. Чаще всего народ перебирается на юга с пенсией. Но и так возможно, сам заглядывал на предмет недвиги. Вполне себе адекватные цены. Не у моря естественно, но там и земли нет. Вон народ в Сочах рассказывает, как бывает. Что отпугнуло? Не поверите — затык с водой. Практически повсеместный. Это конечно жестко там. Однако — есть и другая, более практически значимая причина. Угадайте с трех раз какая (подсказка — нет, не работа)
Перечитала комменты, ещё раз поразглядывала фотки… по-моему, вполне жизнеспособные сеянцы.
Соглашусь с теми, кто пишет, что этим семядолям не хватает света. И на этот раз не соглашусь с Франсом Хасановичем, что в покупном грунте уже нет питательных веществ для рассады.
Другое дело, что при нехватке света и переливах почвы питание хуже усваивается.
Я свои проклюнувшиеся досвечиваю чуть ли не круглосуточно, если за окном нет солнца.
А без солнца у меня даже на листьях неприхотливой пеларгонии наблюдается хлороз.
Заметила, что лучше себя чувствуют те сеянцы, под стаканчиками и торфотаблетками которых постелена фольга. Впрочем, фольга у меня свисает отовсюду. ))
Елена, а Вы еще раз посмотрите на цвет листьев, если бы одно, или два растения имели бы такой цвет. Покупной грунт...., да если он добросовестно подготовлен. Этот грунт при внимательном взгляде похож на грунт, как будто экскаватором, где выкопали, погрузили в самосвал, привезли и затарили в красивые мешки… Внимательнее посмотрите как на растения, так и на грунт. А подкормить надо, только не всем подряд, как пишет Светлана, чем то одним.
Последний раз редактировалось
Уже 20 лет выращиваю томаты и согласен с Еленой, вполне жизнеспособные сеянцы. Кроме перегноя, золы, настоя крапивы и фитоспорина, ничего не применяю. В этом году приобрел фитолампу.
Восторгу не было предела. На этих фото томаты ни разу не видели ни солнца, ни дневного света. Лампу повесил 27 февраля. Под лампой они находятся 14 дней. Горит с 6 утра до 22 вечера. Температура 19 градусов. Завтра буду распикировывать в отдельные одноразовые стаканы 0,5 л. Земля своя, с огорода.

10.03.2018
10.03.2018

13.03.2018
13.03.2018

10.03.2018
10.03.2018
13.03.2018
13.03.2018

10.03.2018
10.03.2018

13.03.2018
13.03.2018

13.03.2018
13.03.2018

Примерно вот так
Примерно вот так

13.03.2018
13.03.2018









Мне кажется, что не надо ничего сейчас делать с рассадой, через неделю всё выправится, корни нарастут, стволики потолстеют и настоящие листочки появятся. А то, что некоторые листочки перекручены, так это семечко плохо снималось, ничего страшного. А подкармливая всем подряд и поливая атлетом можно совсем загубить всходы, уж если и подкармливать, то после пикировки и то не сразу. Но это только моё мнение.
zolotarev1994, 11 дней прошло с момента посева или со дня всходов? Если со дня посева и если Вы их после всхода не сразу выставили на свет, а какое-то время держали укрытыми и в темноте, то именно в первый день растения и могли вытянуться. Я бы просто подсыпала земли в стаканчики и поставила под лампу. Они тогда частично выправятся.
А не может быть, что в грунте дело? У меня опыт неудачный нынче получился, посеяла проверить на всхожесть в готовый грунт(обычно разбавляю его с землей огородной).Взошли прекрасно, но недельки через две стали погибать.Так и не поняла причины, на грунт грешу.
А бывает ещё, что корням кислорода не хватает. Это смотря какой грунт. Конечно, главное — свет. Но и нехватка воздуха тоже существенная проблема.
Как с этим бороться.

Пожалуйста, оставьте комментарий

Внимание! Если у вас есть свой вопрос, задайте его отдельно, в специальной форме
Или через: