Топ-5 сверхранних томатов

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
MarinaGerasimenko MarinaGerasimenko РЕДАКТОР
Марина Ярославская обл.
В условиях нашего очень короткого и часто далеко не жаркого лета ранние томаты всегда актуальны. Другие порой просто не успевают вызреть: холодные ночи, фитофтора — и прощай, урожай. 

В условиях нашего лета нужны ранние томаты - другие могут просто не вызреть. Фото автора
В условиях нашего лета нужны ранние томаты — другие могут просто не вызреть. Фото автора

Сейчас как раз самое время выбирать сорта к новому сезону, и я решила составить свой список «самых-самых» — ранних, надежных, урожайных, неприхотливых и вкусных — томатов. Выбирать отправилась в магазин Seedspost — там широкий ассортимент, представлены семена от разных производителей и, что мне особенно нравится на обновленном сайте магазина, отличная система фильтров, заметно облегчающих поиск нужных товаров. 

Вот что у меня в результате получилось... 

1. Томат 'Ямал 200'

Ставлю его на первое место, потому что сама выращивала и осталась довольна. Растения невысокие (до 40 см), коренастые, крепкие. Пишут, что этот томат не требует подвязки — но когда наливаются плоды, куст может и прилечь, так что опора лишней не будет. А вот пасынковать его действительно нет нужды, можно ограничиться удалением лишних листьев. 

'Ямал 200' в компании базилика, фото автора
'Ямал 200' в компании базилика, фото автора

Урожай созревает рано и дружно. Правда, мнения производителей о том, что такое «рано», варьируются от 83 до 95-100 дней от всходов до плодоношения. Я в днях не считала, однако до массового появления фитофторы 'Ямал 200' однозначно успевает порадовать помидорками, и это его большой плюс.

Сорт предназначен для выращивания в открытом грунте. В поликарбонатной теплице, что интересно, он чувствовал себя хуже, чем под открытым небом. И вот это — минус, поскольку у нас далеко не каждое лето выдается жарким, и помидоры на грядке — рискованный эксперимент, даже если они ультраскороспелые. Попробую на будущий год посадить 'Ямал 200' в деревянную теплицу под нетканый материал...

В магазине Seedspost этот сорт представляют два производителя
В магазине Seedspost этот сорт представляют два производителя. Фото с сайта магазина

В магазине Seedspost можно купить семена томата 'Ямал 200' от «Биотехники» или томата 'Ямал' от компании «Урожай удачи»

2. Томат 'Монгольский карлик'

Он в моем списке стоит на втором месте, потому что о нем я читала очень много хороших отзывов на сайте «7 дач». Например, вот тут: Поделитесь опытом выращивания томата Монгольский карлик — подробно описано в комментариях, кто и как выращивает этот сорт, высказаны разные мнения о нем.

Тем, кто хочет увидеть и узнать больше, могу также порекомендовать ролик Юлии Миняевой, посвященный 'Монгольскому карлику':



Меня впечатлила урожайность этого сорта и покорила его нетребовательность к уходу. Все-таки пасынкование и подвязка отнимают много времени, поэтому сорт, который не нуждается в подобных операциях, мне бесспорно нужен. В магазине Seedspost можно приобрести семена томата 'Монгольский карлик' от «Уральского дачника»

Семена томата 'Монгольский карлик' тоже можно купить в магазине Seedspost
Семена томата 'Монгольский карлик' тоже можно купить в магазине Seedspost. Фото с сайта магазина

Единственный нюанс: этот сорт, как и 'Ямал 200', предназначен для открытого грунта. По отзывам некоторых огородников, в теплице плоды трескаются. А значит, мне нужны еще ультраскороспелые сорта — такие, чтобы и в тепличных условиях хорошо себя чувствовали. 

3. Томат 'Любаша' F1

Думаю, это именно то, что нужно. В описании сорта указано, что до созревания плодов проходит 80-85 дней от появления всходов, и гибрид подходит как для открытого, так и для защищенного грунта. А на фото видно, что помидорки в теплице растут и плодоносят замечательно:

Томат Любаша F1 от компании "Партнер". Фото с сайта seedspost.ru, загружено покупателем
Томат Любаша F1 от компании «Партнер». Фото с сайта seedspost.ru, загружено покупателем

Правда, мнения покупателей в магазине Seedspost разделились: одни оценивают этот гибрид очень высоко, отмечая его высокую урожайность, неприхотливость, способность завязывать плоды даже в неблагоприятных условиях. Другие остались недовольны теми или иными характеристиками — что, впрочем, я склонна считать нормальным и естественным, особенно когда речь идет об оценке вкуса плодов.

Для получения объективного представления об этом томате можно почитать и отзывы наших огородников, которые его выращивали:

Также, думаю, будет полезной статья производителя этого гибрида Знакомьтесь — фантастический томат ЛЮБАША F1! и видео о томате 'Любаша' F1, размещенное на канале ЗемляНика:



В общем, думаю, в следующем сезоне этот гибрид точно займет свое место в моей теплице. А купить семена томата 'Любаша' F1 от компании «Партнер» можно все там же — в магазине Seedspost.

4. Томат 'Большая мамочка'

Четвертую строчку списка занимает сорт от компании «Гавриш», о котором в деталях и подробностях рассказывает статья 'Большая мамочка' — авторитет среди томатов. Почему дачники выбирают этот сорт. Всего 85-95 дней от всходов до первых крупных спелых плодов!

Отзывы семидачников, которые тестировали томат 'Большая мамочка', окончательно убедили меня в том, что он мне совершенно необходим — я тоже хочу такой урожай:

Фотографии Галины Сагитовой из ее отчета о тестировании меня просто потрясли! И сыграли, пожалуй, решающую роль в выборе этого сорта
Это фото Галины Сагитовой из отчета о тестировании — ее фотографии меня просто потрясли! И сыграли, пожалуй, решающую роль в выборе этого сорта


Меня вдохновило, что плоды крупные, а само растение при этом — невысокое (до 80 см). Ну вот устала я от дико прущих ввысь индетерминантных томатов, которые только успевай пасынковать да прищипывать, потому как от их бешеного роста в наших условиях толку мало. Мне по душе детерминантные сорта и гибриды с высокой урожайностью — такие как 'Большая мамочка', да.

Возможно, вам также будет интересно посмотреть видеосюжет об этом сорте на канале ЗемляНика:

 

А потом купить семена томата Большая мамочка от компании «Гавриш» в магазине Seedspost, чтобы в следующем сезоне тоже радоваться отменному урожаю. 

5. Томат 'Блиц' F1

Ставлю этот гибрид от «Гавриш» на пятую позицию своего списка. Чем именно он заслужил высокую оценку:
  • реальной скороспелостью: по словам производителя, 'Блиц' F1 начинает плодоносить через 80 дней после появления всходов;
  • универсальностью: подходит для выращивания в открытом грунте, в пленочных теплицах и в контейнерной культуре (на балконе или лоджии);
  • дружной отдачей урожая: это актуально, потому как запоздавшие плоды у нас часто страдают от фитофторы;
  • доверием к производителю: для меня это тоже важный критерий — к сожалению, не все компании радуют качеством продукции. 

Томат 'Блиц' F1 можно выращивать и в домашних условиях. Фото с сайта seedspost.ru, загружено покупателем
Томат 'Блиц' F1 можно выращивать и в домашних условиях. Фото с сайта seedspost.ru, загружено покупателем

Этот гибрид я тоже как-то раз сажала. Не скажу, чтобы он произвел на меня особое впечатление или чем-то запомнился, но я готова дать ему второй шанс. Нормальный томат, и возможно, он проявит себя ярче, если высадить его не в поликарбонатную теплицу (убеждаюсь, что далеко не всем растениям в ней комфортно), а под нетканый укрывной материал. Во всяком случае, попробовать точно стоит. Не исключено, что я даже не стану дожидаться весны, а посею несколько семян для выращивания на подоконнике — урожай себе в подарок ко дню рождения.

Компания "Гавриш" представляет томат 'Блиц' F1 в двух сериях семян. Фото с сайта seedspost.ru
Компания «Гавриш» представляет томат 'Блиц' F1 в двух сериях семян. Фото с сайта seedspost.ru

Производитель представляет этот томат в двух сериях — «Семена от автора» и «Урожай на окне», оба варианта можно купить в магазине Seedspost:

А вы выращиваете ранние томаты? Какие сорта и гибриды для вас оказались «самыми-самыми» и почему? Поделитесь, пожалуйста, своими рекомендациями!

Читайте также:

Статья размещена в разделах: томаты, сорта, , , выбор, , , ,
154 комментария 40 спасибо за статью 27 в избранном 196039 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор статьи:
Добавили статью в избранное
OlyaGuseva Оля Гусева и еще 26 человек

Комментарии (152)
В этом году порадовала Катя F1(голландские семена с рынка) и Лирика F1 (Партнер). Низенькие, коренастые, все упиханы плодами, не трескаются, вкусные. Хотя первая партия созревающих была крупными, а более поздние — мелкими, я хочу на будущий год посадить ими всю грядку. У свекра есть свой сорт супер ранних — Алешенькин, но я думаю, у него другое название, созревает очень рано, даже раньше Кати.
Катя и Лирика, конец августа
Катя и Лирика, конец августа
С каких пор Катя это голландский гибрид? Это отечественный от оригинатора Семко.
Максим, так ведь Ирина пишет, что семена голландские, а не гибрид Я могу заблуждаться, конечно, но рассуждаю так: если сорт или гибрид выведен у нас, это же не мешает голландцам его выращивать?
А кстати, какого Вы мнения об этом гибриде? Доводилось его выращивать?
Марина, Катю выращивал три года в теплице, очень достойный гибрид. Уверен, что в ОГ она себя лучше проявит с точки зрения органолептических взглядов.
Любашу выращивал два года, обычный томат. В первый год показала себя достойно, а после посредственно. Без комментариев. Видно у меня руки кривые.
Максим, спасибо! Очень полезное мнение
Два года выращивала Катю в теплице, производитель семян позиционирует их как тепличные. Этим летом один корень растила на незастекленной лоджии, где он себя прекрасно чувствовал.
Максим, у нас на рынке есть точка, где из большой пачки семена фасуют практически поштучно, поэтому я не могу сказать производителя. Точка работает там лет 10, поэтому у них всегда качественные семена без пересорта, за своей репутацией следят.
Марина, открою очень большой мой секрет!!! В первом конкурсе Партнера, я фотографировал именно Катю от Семко, так как Любаша была посредственна! И описывал по вкусу я именно Катю.
А вот Семко 2112 был лучший в первый год, но Царское Искушение Партнера гораздо вкуснее и проще выращивается!
Всё познаётся в сравнении!!! Опыт — Критерий Истины (Василий).
Максим, так вот в том и фокус — сортов столько, что пока все сравнишь, жизнь пройдет Хочется уже что-то выбрать…
Так кто мешает! Вот не слушаю я никого в поисках сортов, немного прислушиваюсь и не более. Сам ищу, сам покупаю и экспериментирую. За шесть моих лет выбрал несколько сортов на целую теплицу, да и урожаи не падают.
Для хороших закаток хватит и 5-6 сортов из 70 кустов в теплице!
А на поесть… слов нет!
на закатки мне хватает и два-три сорта)
А расскажите о своих фаворитах! Мы с одного города, очень интересно!
Ольга, здравствуйте!
А Вы из какого района?
У Вас есть теплица?
Теплица есть, в том году только поставили… я новичок.., а огород у нас в районе с.Капитанщино
Ольга, рекомендую идти своим путем, прошу только обратить внимание на два момента.
1. Сорт Розовый мед.
2. Моя публикация. Выращивание рассады томатов
Спасибо!!!
Ирина, спасибо! Фото впечатляет Я люблю такие вот круглые помидорки. А сорта с низкими, коренастыми кустами люблю особенно Надо присмотреться к Кате и Лирике, спасибо за подсказку!
Большaя мaмочка совсем не соответствует описaнию: во-первых, совсем не рaнние, нaчaли зaвязывaть плоды последние из рaнних и дaже средних, во-вторых, слишком плотнaя мякоть, кaк у томатов в магазине, в третьих, вкус тaк себе. Но, дa, крaсивые, крупные, урожйные, долго лежaт, покa дозреют. (Вырaщивaю огород нa оргaнике, чтобы не подумали, что отсутствие хорошего вкусa из-зa минерaльных удобрений). A вкусными были у меня из детов Рaнняя птaшкa, Демидов, Непaс 12, вкусные и урожйные!
Катя мне не понравилась (я всегда даю сорту / гибриду проявить себя, потом отказываюсь), в этом году отказалась (могу найти пачку, но вроде была от Семко). По мне — никакой томат (ни по вкусу, ни по плодоношению) — обычно выращиваю 20-30 сортов и гибридов по несколько штук. На монгольский карлик, как и любашу пока не «клюнула, слишком агрессивная реклама. У меня на нее обратный эффект — НЕ купить.

А к остальным томатам, что в обзоре, присмотрюсь, изучу. Спасибо, Марина!
А мне понравилась, три года ростил!
Татьяна а как Вы подкармливаете томаты, очень интересно узнать? Если любите сладкие, то тут правят Калий, Магний и Бор!!!
Таня, а какие томаты в фаворитах? Я ищу неприхотливые ранние детерминантные сорта, хорошо бы для теплицы — список грунтовых, вроде как, у меня уже приличный получается
Марина, мне очень нравится «вельможа», среднеспелый, плодоносить начинает одним из первых,
«пудовик» — совершенно беспроблемный сорт

вельможа одновременно закладывал пару кистей
вельможа одновременно закладывал пару кистей
Марина, к сожалению, не подскажу В теплице преимущественно выращиваю индетов. Могу наоборот написать, что НЕ понравилось и больше выращивать не буду Это Катя, Взрыв, Санька, Ваше благородие, Олеся, Непасынкующийся (то, что вспомнила). В этом году 5-6 «новинок» (для себя) прикупила детерминантных томатов, буду тестить.
Танюш, а Санька чьих будет кровей?
Посмотрела в тетрадке — «Плазмас» (Плазменные семена)
Марина, если не против, могу порекомендовать несколько томатов, это из тех, что нами растились и нам понравились. Это «Столыпин», от Аэлиты, они хоть и предназначены для ОГ и ПУ, но у нас оставалось несколько рассадинок, и мы их впихнули в тепличку… так по сравнению с теми. что под укрывками, они и урожая дали больше, и сами помидорки по размеру были поболее, чем в огороде. А плоды у них типа средние сливки, овальные, в среднем около 100 г, вкус ярко томатный с некоторо сладинкой, в свежем виде любил их немного охладить в холодильнике и целиком запихнуть в… туда чем едят и долго потом пережевывать…
Затем нам нравится «Мишка на севере F1», тоже Аэлита. Он ранний, не выше метра, в теплице хорош тем, что созревает полноценно и вкус, на наш взгляд, от этого намного смачнее чем у тех, что росли под укрывками. Очень хорош именно в салатах, или в фаршированном виде
Для закруток нам понравился сорт «Кокетка» от той же Аэлиты, правда. он не ранний, среднеранний, но вам же в теплицу, потому и пишу его тут, тоже не капризный сорт, высота примерно как и у «Мишки..», а плоды в кистях это что то, ровные, их много, смотрятся богато, яркие))) На вкус, такие, знаете, настоящие бабушкины помидорки))) И запах, и сочно-сладкие, если чуток не доспели, то имеется легкая кислинка, почему знаем, на грядках торопишься сорвать, кислинка есть, в тепличке спокойно вызревают-сладкость в наличии))), вот…
И напоследок, очень нам нравится «Амурский тигр», тож Аэлитовский) Тоже среднеранний, чуток повыше будет, у нас в среднем 1.6 — 1.7 рос… Плоды такого прикольного окраса, что типа под красно-оранжевый мрамор, или гранит, размеры небольшие, а вот в гроздьях смотрятся просто шикарно)))))))… Кушаются целиком), а в банках как ассорти закатываются в компании с «Кокеткой» и «Янтарной россыпью» от Поиска…
Вот, такие у нас фавориты)… Извиняюсь за объемный коммент
Интересно… Как Амурского тигра от Аэлиты можно запихнуть в… туда, чем едят целиком? Они для этого крупноваты будут. А то, что это супер-помидоры — согласна!!! Влюбилась в него!

В интернет-магазите SeedsPost видела Амурского тигра чуть больше ореха, красные в оранжевую полоску, но это больше похожи на Тигренка.
Фото с тестирования 2018 года. Семена присланы Аэлитой.
Фото с тестирования 2018 года. Семена присланы Аэлитой.
«Монгольский карлик» на будущий сезон тоже прикупила. Нашла в магазинах только семена от Партнёра. Цена высокая… впрочем как и на все остальные сорта от него. Даже продавцы уже ропщут, что они так поднимают цены… В альтернативу «Любаше» давно советую «Ласковый Миша» от Аэлиты. Ничуть не хуже, а семена намного дешевле.
Согласна, Ласковый Миша вкусный, про урожайность не скажу — когда его тестировала, то у меня была плохая грядка, и все томаты в тот год не блистали. В этом сезоне Миша закончился, к сожалению, я заметила это только при посеве: глянула в пакетик — там пусто. Надо прикупить, спасибо, Татьяна, что напомнила про него.
Ирина, урожайность у них была одинаковая. Поэтому и говорю — Зачем переплачивать? Неоправданнная высокая цена у Партнера. Этим они мне кажется теряют покупателей. Похожие гибриды есть у других фирм, а цена ниже…
Татьяна, не соглашусь. У партнера очень высокая устойчивость к заболеваниям. Отсюда и цена выше. Если выращивать в теплице, там где основная болезнь томатов — Фитофтора не страшна, то очень изумительно там растут обычные сорта, типа Розовый мед, Чухлома, Хохлома, Космонавт Волков, Хурма и т.д. по цене и в 8-10 рублей за упаковку семян.
Максим, я конечно, не такой ас в томатоведении как Вы, но многие современные гибриды устойчивы к заболеваниям. Сорта в я в сравнении не брала. Продавцы говорят, что они многих голландцев скупили, и сейчас мелкие продавцы не могут предложить те гол. семена поштучно, прозрачных пакетиках, а Партнёр расфасовал в свои картинки и продаёт дороже… Это не я придумала… это меня просветили…
Татьяна, за похвалу большое спасибо, очень приятно!
Честно, я не верю продавцам, я верю как минимум надписи на упаковке. Вот например у Партнера, в последнее время на упаковке написано. ООО Агрофирма Партнер и Институт физиологии растений им К.А. Тимирязева. Думается, что эти гибриды и создаются в Тимерязевке. Хотя, согласен, возможно!!!
К партнеру я ровно дышу, а вот к Семко у меня есть симпатия.
Хотя их гибриды томатов создаются и апробируются в Израиле и многих странах!
Партнёр продаёт импортные семена, но под оригинальным названием.
A я дaвно перешлa нa сортa, потому что всегдa можно собрaть семенa с понрaвившегося сортa, никaкой пересортицы. Кaждый год отбирaю лучшие, и кaждый год пополняю коллекцию Нaбрaлось уже около 15 проверенных и признaнных мною сoртов. По гибридaм прaвильно пишут, что в первый год могут и порaдовaть, a нa следующий год уже не то. Дa и реклaмa чaсто окaзывaет медвежью услугу. Попробуйте вырaщивaть сортa, уверенa — не пожaлеете! Во-первых, экономим нa покупке семян, во-вторых, всегдa предскaзуемый результaт.
Да, конечно! Пробовал! Вкусные и сладкие, но малоустойчивые к заболеваниям!!!
В теплице среди гибридов обычно около 10-ти сортов как проверенных так и в стадии апробации.
Максим, от климата сильно зависит. У нас, например, теплица от фитофторы не защищает — разве что отсрочить может. Я поначалу, когда теплица появилась, обрадовалась — думала, теперь-то с помидорами проблем не будет! Ага, конечно… Нет, плюсы у теплицы есть, безусловно. Но далеко не все сорта в ней проявляют себя наилучшим образом, да и всех проблем теплица не решает, увы.
Марина, а Вы закрываете теплицу вечером — на ночь, даже в самый жаркий день?
Нет, Максим, в жару не закрываю, потому как в жару в ней немыслимое пекло до позднего вечера.
Я никак не могу приспособиться к поликарбонатной теплице, уж очень, на мой взгляд, в ней условия жесткие. Перцы, кстати, в результате так и выселила под нетканку — в деревянную теплицу. И все стало хорошо В поликарбонатной с ними мучилась, хотя раньше никогда с этой культурой проблем не знала.
Марина, да, в теплице есть свои проблемы. Давно заметил, что её проще нагреть, чем остудить. Но в теплице урожай гораздо больше.
У нас стоит автоматика закрывания и при + 21 градуса, двери и форточки автоматически закрываются, не взирая на мой выбор и желание.
Много читал комментариев и постов наших Семидачников о закрывании дверей и окон в теплице. И больше 90% теплицу не закрывают на ночь. А зря! Надо, как мне кажется, уходить от этого стереотипа.
Вот не закрыли, а ночью становится влажно и холодно и подул ветер.
Люди зашли домой вечером и выходят из дома утром, не зная какая температура и влажность была ночью. А потом возмущаются, типа вот я приобрел (ла) теплицу, а болезни опять атакуют томаты.
Где-то появилась фитофтора, и она разлетится по всем незакрытым теплицам за ночь. Возможно и не фитофтора, разные гнили и кладоспориозы и т.д.
Соглашусь с вами, Максим, что именно на ночь необходимо закрывать теплицу, иначе и смысл теплички теряется… особенно если еще и пасмурно, и сыро, и вообще как это лето в июле...)
Спасибо!
Да, я так уже пять лет говорю про теплицу. Иначе теплица превращается в обычный зонтик!!!
как только я закрываю теплицу, тут же появляется конденсат на крыше. Поэтому всё лето торцы открыты и болезни появляются в сентябре- октябре. А у многих уже урожай собран в конце августа зелёным из за страха фитофторы
Марина! Простите за вторжение! Вы уже два раза упоминали термин — деревянная теплица. Что это такое? Можно поподробнее? Очень интересно!
Инна, тут все просто: у меня одна теплица из оцинкованного профиля, под поликарбонатом, а вторую пару лет назад сын собрал — она из деревянных брусков (то ли 40х40, то ли 50х50 — сейчас точно не скажу, надо посмотреть), построена «домиком». Вот она-то и числится в моем хозяйстве как «деревянная» Теплица небольшая — 3х3 м, высокая. По весне хочу сделать для нее крышу из поликарбоната — уж больно муторно перетягивать каждый год, потому как высоковато. А так она у меня под нетканым материалом стоит — самое то для перца, а на следующий год хочу и помидоры, предназначенные для открытого грунта, там посадить, потому как под поликарбонатом им плохо. Ну и потихоньку настраиваю сына на сооружение по весне еще одной такой теплички — мне этот вариант нравится больше, чем поликарбонатная теплица.
Да, еще у меня в этой деревянной теплице виноград растет Минувшим летом первые ягоды попробовали. Что будет после нынешней безумной зимы — не знаю…
Марина! Большое спасибо за ответ и совет! Я правильно поняла, что все 4 стенки — деревянные?
Инна, да, теплица полностью — и стенки, и крыша — собрана из брусков, а основой ей служит поставленная на ребро доска (40 мм), которая одновременно играет роль бортиков для тепличных грядок. Ну а покрытие — нетканый материал.
Хотя лето было дождливым, но в теплице фитофторы не было.Земля правда сплошь покрыта соломой и на ночь я её закрываю.Наравне с Катей мне очень нравится Санька, он поспел на неделю раньше
А мне Санька по вкусу не понравился. Хотя очень и очень хвалили как ранний и вкусный томат. Как тут в комментариях сказали — томат как томат. Наверное, зависит все же от подкормок и условий выращивания. К тому же Санька у меня трескался и по урожайности очень уступал Кате.
Ирина, я тоже несколько лет назад выращивал ранний сорт томата Санька. Мне он не понравился слабой урожайностью. Сейчас из ранних выращиваю высокоурожайный сорт Ляна и пока не отказываюсь от сортов Москвич и Ямал. А сорт Монгольский карлик он всем хорош. Не надо пасынковать, не надо совсем привязывать к колышку, ранний, притом не только ранний, а «долгоиграющий». рано начинает плодоносить и плодоносит до заморозков, довольно устойчив к фитофторе.
Томат Монгольский карлик
Томат Монгольский карлик
Вот, я не ошиблась, это от Вас я узнала о Монгольском карлике. Спасибо, что показали его «как он есть». Интересные «ползунчики».
Франс Хасанович! В следующем году планирую посадить томаты и в открытом грунте, но осталась небольшая делянка очень близко расположенная от картофельной грядки. Как Вы считаете, стоит???
Максим, я думаю стоит сажать томаты там где Вы сомневаетесь: сажать, не сажать. Вы я считаю, опытный садовод.
Франс Хасанович, спасибо! Так и сделаю!
У меня монгольский карлик был красивый, весь в помидорах, но… почернели листья в два дня и соседей заразили… пришлось выкинуть… Причём самый первый…
Ольга. Не надо было ждать два дня. Надо было как заметили самое начало почернения листьев — опрыснуть или 1% раствором бордоской смеси, или другими препаратами.
Вообще-то я удивляюсь у Вас был Монгольский карлик или что-то другое. Я плоды Монгольского карлика последние и зеленые собираю только перед первыми заморозками. Фитофтора на него поздно набрасывается. Вот ведь и следов нету. Забыл написать, что хотя ничем не опрыскиваю.

Монгольский карлик
Монгольский карлик
Был монгольский карлик, ваш… Бордовской смесью брызгала до того, после фитофторином… не помогло… У вас томаты прям на земле даже лежат!?! Мы их на спонборд ложили, чтобы не касались земли…
Странно… В (уже прошло ) прошлом 2019 году урожайностью и средней величины плодами (100-130 грамм) порадовал раннеспелый штамбовый томат высотой 50-60 сантиметров сорта Ляна. Испытывал Ляну и с такими же характеристиками сорт Вспышка. Вспышку пришлось отбраковать по причине неустойчивости к фитофторе. В этом году Вспышку уже сажать не буду.
Лена, а можно узнать семена томата Санька чьей фирмы. И выращивание в ОГ ему подойдёт? Под укрывным естественно. Сильно высокий? Я в этом сезоне хочу его испытать. Вкус томата очень понравился.
Таня, томат рос в теплице 6 штук с боку высотой 70-80 см, сажала два года и пакет выбросила, в этом году ещё не покупала.
Никогда больше не буду выращивать семена партнер — перевод деньгам, Любаша вообще не получилась в отличие от семян Гавриша, на моем болоте из настоящих семян получается только Бони мм, был ещё литовский сорт Ричай, но сейчас его нет.
Не знаю, мне от Партнера нравится Эволюция, хорошим показал себя Бабушкин и гордость застолья.
Татьяна, согласен! Два года они были одними из лучших в нашей теплице!!!
Татьяна, спасибо! Мишу для себя отметила, надо поискать.
Насчет цен — это да… Меня она, честно говоря, останавливает.
Покупала в прошлом году — пакетик стоил 20 руб. Мне хватает на два года. Выращиваю его в открытом грунте.
Ласковый Миша
Ласковый Миша
Хоть и мы с вами соседи!
1.10.2017
1.10.2017

1.10.2017
1.10.2017
Максим, это здорово в октябре кушать томаты! У меня в теплице тоже в октябре есть чем поживиться. Но, я написала, что Мишу высаживаю в ОГ… Не поняла, что Вы мне хотите доказать…

05.10.2019
05.10.2019
Татьяна, доказывать Вам ни чего не собирался! Мы же говорили о Партнере и о Аэлите!
А теплица у Вас просто шикарная!!! Такая, домиком, самая лучшая, на мой взгляд!!!
Тепличка вообще отпад, глаз просто радует!!! Спасибо, Татьяна, теперь есть на что ориентироваться при постройке своей помидорницы...
Спасибо! Это был проект моей мамы. Она нас долго уговаривала. Как же мы с мужем сначала были против постройки теплицы… А теперь даже не знаю, как без неё…
А без нее вАпще никак… Теперь на очередь второй проект ставьте
Таня, теплица у вас роскошная!!! Размерчик похоже большой?
4 м х 6 м Но, мне уже мало…
Таня, она стеклянная у вас или поликарбонат?
Мариш, привет! По бокам б/у стеклопакеты, крыша — поликарбонат… Мама поэтому и замутила тогда теплицу, что по случаю достались стеклопакеты бэушные.
Какие томаты на Ваших фото?
Ласковый Миша!
… извините, Максим, что влезаю в ваш диалог, хотелось спросить, у вас на верхнем фото на листьях и стеблях потемнения и пятна, это что, фитофтора так выглядит?..
Зачем извинятся?
Да, нет же конечно, это не фитофтороз томатов!
Серая гниль и кладоспориоз. Но это же конец сезона и октябрь.
Если бы отапливать и досвечивать теплицу, то этих проблем бы и не было. Через день все томаты были удалены!
… у нас на третьей грядке почему то почти все кусты стали такими пятншками покрываться, а на 1,2 и 4 ничего не было… а ведь условия у всех же одинаковые.
Видно устойчивость сортов или толлерантность или солнца было больше!
Мы просто еще не сталкивались ни с чем из энтого «пандемического» списка, теперь вот появилась бяка, первая, бум от нее как то оборону обмозговывать
А вот то, что кусты не так сильно обрывались от листьев, вернее, почти не обрывались, это могло повлиять на этот самый кладоспориоз???.. и да, у нас весь июль пасмурный в дождях был… ничего, что я так спрашиваю, Максим, не хотелось бы выглядеть навязчивым!
Высокая влажность в теплице и неустойчивые сорта.
Сильная облиственность также этому способствует, создавая излишнюю влажность.
Нет, конечно! Всегда рад помочь!
Помимо отапливания и досвечивания что еще порекомендуете от серой гнили и бурой пятнистости? В моей теплице с этим проблема уже в августе.
Для профилактики гнили хорошо работают биопрепараты типа Фитоспорина и Триходермы. Для лечения Фитоспорин-Реаниматор, порошок Триходермы, Алирин и Гамаир в высоких концентрациях. При пасынковании нельзя оставлять большой «сучок», 5 мм достаточно. Использовать чистый инструмент, протирать Хлоргекедином время от времени. Все операции по пасынкованию и обрезанию делать вовремя, каждую неделю, не допуская массовую обрезку.
От Кладоспориоза использовать устойчивые сорта, максимум снижать влажность в теплице. Использовать биопрепараты только под корень. Близко к поликарбонату не сажать. Закрывать теплицу на ночь.
Спасибо! Воспользуюсь Вашими советами. О Фитоспорине-Реаниматоре слышу впервые, обязательно поищу, при использовании Триходермы, Алирина и Гамаира увеличу концентрацию. Есть вопрос: в инструкции по использованию препаратов Алирина и Гамаира сказано о необходимости 3-кратного опрыскивания по листу смесью этих препаратов, начиная через-7-10 дней после высадки. Опрыскивать или нет? Может по листу Хомом?
Пока помидоры зелёные, можно и Хомом, потом только био
Спасибо, думаю, что по листу, пока нет плодов, можно Хомом.
На Хом написано срок ожидания 5 дней, кратность 4раза через 7-10 раз. Так что, хотя бы за десять дней до съёма, можно обрабатывать.
Максим, хорошо изложил, да вот забудут ведь все советы...В июле-августе опять дискуссии начнутся…
Опять напишу! Мне не трудно!
Заказал себе биологических препаратов из Беларуси, проверю на своих томатах, огурцах и перцах и напишу еще раз, в новой редакции.
Максим, если нетрудно, поделись, какие препараты…
Конечно!
Максиммун, Бактоген, Гулливер, Стимул.
На сайте Процветок.ру
Весной будет доставка, так-как срок годности — 3 месяца.

О, спасибо, Максим!
Александр, не за что!
Фитоспорин-Реаниматор купила, значит, только под корень? Буду очень благодарна за ответ.
Здравствуйте!
Я не опрыскиваю здоровые растения томата и огурца в качестве профилактики, только поливаю растворами биологических препаратов. Может так сложиться, что от высокой влажности ночью, а опрыскивать Вы будете вечером, томаты могут заболеть например Кладоспориозом или гнилями, а огурцы Пероноспорозом.
Всё остальное и другие культуры в открытом грунте можно смело опрыскивать.
Но бывает, что огурцы поражаются паутинным клещом и могут заболеть мучнистой росой, в таком случае поможет только лечение опрыскиванием.
Тут из двух зол нужно выбирать наименьшее.
Фитоспорином-Реаниматором пользуюсь только опрыскиванием.
Татьяна… а пекитик чего Вы покупали ?)) (из поста не понял)
Пакет семян Ласкового Миши от Аэлиты)))
Значит, точно надо Мишу искать! И цена семян приятная, и урожай радует
Случайно наткнулась на семена Монгольского карлика от Русского огорода — цена (в сравнении с другими производителями) совершенно фантастическая (в хорошем смысле )
Марина, да и у Партнера появился Монгол Карлик, правда за 100 руб.!!!


Ну и ну, 100 руб пакет Монгольского карлика. Дорого это.
Монгольский карлик
Монгольский карлик
Франс Хасанович, здравствуйте!
А может это и не Монгольский карлик, а другой.
А может он будет очень-очень сладким и вкусным без подкормок.
А может один куст такого даст ведро томатов за один сбор, и второй отдаст в сентябре.
А может его только водой поливать нужно, не опрыскивая медью и другими вредностями.

Если это так, то 100 рублёф не жалко, совсем!
Максим, за пакет семян Монгольского карлика, кому то может и не жалко 100 рублёф, а кто то посмотрит на пакет с семенами, посмотрит, посчитает остаток денег на ладони. отойдет, 2-3 шага сделает обернется, еще раз посмотрит на цену и уже уверенно уйдет…
Да, возможно и такое!
Но это же сорт Монгол Карлик!!!
Франс Хасанович, я сегодня был в семенном магазине, гибриды перца выбирал, и обратил внимание на покупателей, а точнее на их корзинки с семенами. Там выше 1000 рублей пахло.
Самый кислый помидор монголький карлик, по сравнению с ним бони мм просто мед
903789… Я бы не сказал, что плоды кислые выращиваем ежегодно 22-24 сорта помидор, в том числе и Монгольский карлик и не сказал бы что его вкус отличается от сортов Лбаша, Взрыв, Ямал, Москвич, Дачница, и. др. Но конечно не сравнить с о вкусом сортов: Розовый мед, Розовый гигант, клюв Орла, Русски любительский сладкий, и. др., то есть с плодами высокорослых, крупноплодных мясистых. А самые сладкие плоды у помидоров с темной окраской: Бедуин, черный слон Микадо.
Вот, вот!
Я такие сорта и выбирал!
Томат Любаша мне очень понравился — куст руками не обхватить, плодов очень много. Вкус обычный томатный. Пусть не супер вкусный, но таких супер не так много, но урожайность высокая.
Поэтому сейте обычные сорта и убирайте их рано, до прихода фитофторы. А гибриды типа Любаша можно оставить и под конец сезона. Они более устойчивые в сравнении с сортами.
У меня лучше всех Челнок получился, посадил-забыл потом уже в конце сезона спохватился а он в траве--кустах спрятался, уже собран был при непогоде небольшие ягодки (грам — 100) но много и хорошо сохранился дозрел ) рост кустов был по колено). Ну… со всеми перечисленными тоже согласен. Интересна действительно агрессивная реклама МК, похоже менеджеры перестарались, не с первой страницы докопался до объективных рецензий. В двух словах плюсы и минус: неприхотлив, устойчив, быстр. Но… низкая урожайность, вкусовые качества и немного не по телефону. Напомните вернуться к теме у кого как получится… можно ли его на балкон или только ОГ ?))
В этом году высадили один корень Кати на незастекленную лоджию в большой цветочный горшок. Убрали в начале октября, собрали 18 помидорок размером от средних до мелких, парочка лежит до сих пор. Подкормок не было. Так что рекомендую. Вкусовые качества средние. два года выращивала в теплице. Неприхотливые, урожайность средняя. Производитель семян характеризует их, как тепличные томаты.
Минус Чеснока — кислый вкус. Неприхотлив, хорош для заготовок. Но в свежем виде на вкус совершенно не понравился.
У чеснока вкус не только кислый — острый, чесночный. А его и не надо есть — добавляется как приправа. Уникальность — спасет от всяких болезней, есть уникальные полезные вещества, которых больше нигде нет. (Разве что в метеоритах, принесён когда-то высшими цивилизациями для спасения человечества))
Прошу прощения, конечно — ЧеЛнок! Описка!
между нами медиаторами, так вовремя сказали про чеСнок и чеЛнок))) Надо успеть переформатировать)))
Вкус томата зависит не только от сорта, но и от стадии спелости, приготовления, мы его срывали ещё зелёным и дозревали, конечно зелёный кислый, перезрелый — приторный. Да, для заготовок и солений лучше такие, большие сахарные плоды могут окашиваться (становится кашей, кетчупом))
Среди ранних уже несколько лет выращиваю гибрид Анюта (срок 75-80 дней) и старый, но добротный сорт Жёлтый Деликатес (очень сладкий). Ещё выращивала красный Деликатес. Именно он при минимальных стараниях давал плоды с первых чисел июня. Катю -неплохой гибрид и Челнок сажала, но когда кончились семена, не стала повторять. Вполне заменяемые.
Мне кажется, что о Монгольском Карлике я услышала здесь, от Франса Хасановича, если не ошибаюсь, он его уже давно выращивает. Поэтому повелась не на рекламу, а на опыт семидачника.
Конечно попробуйте, не попробуешь не узнаешь. Юлия Меняева имеет хорошие контракты поэтому рекламирует этот монгольский карлик и у сид пост и у партнера. блогеры нужны для того, чтобы продвигать товар
Мм, какие томатики, взяла на заметку первые два, посажу если найду
А мне вот такой попался на глаза, буду искать, понравился очень, среднерослый, просто идеальный





Полина, вот спасибо))
записала, завтра понесусь по магазинам, давно хочу такой сорт томата, что бы в в возрасте 40-45 дней высаживать в теплицу.
Наталья, так все томаты высаживают в возрасте 45-55 дней от всходов! Мы сеем например 8 марта. Всходы появляются в среднем 12 марта. Вот от этого срока и стоит считать. Сажаем в теплицу 28-30 апреля. У нас получается 48 дней.
Из журнала "Новый земледелец" АФ Семко
Из журнала "Новый земледелец" АФ Семко
Добрый вечер) я садила его. У меня не вызвал восторга. Ни по вкусу ни по урожайности.
А вообще я в поиске идеально красного томата, у меня много лет свои семена, большой розовый, бычье сердце, черный принц… они шикарные конечно по вкусу и урожайности, но например, на кобру или томатный сок, не очень красивый цвет получается… поэтому в этом году хочу посадить и другие сорта
Попробуйте посеять Розовый мед!
Очень сладкий и очень урожайный при ведении его в два ствола. Листья можно практически не обрезать.


У меня есть 2 сорта розовых, я именно красные хочу Вот такие мне приглянулись, вам не встречались такие?























Отличные томаты, прям слюнки текут от такой красоты. Но обойдусь без них. Недавно коллега прислала красные и очень вкусные сорта, отобранные со всего мира.
Вам повезло, а мне еще предстоит купить
«Наталья, так все томаты высаживают в возрасте 45-55 дней от всходов!»

да ещё с восклицанием, о мой.ог
во истину без комментариев((















Наталья, а я прокомментирую Ваши фотки.

Читаем про томат Мазарини: «посев на рассаду в 3 декаде марта» Понимаем, что такое Декада, это десять, значит сев нужно провести с 21 по 30 марта. Открываем календарь и находим 27 и 28 марта, эти дни пятница и суббота, когда бы я посеял томаты, так-как работаю.
Значит сеем в пятницу 27 марта. Томаты должны взойти в течении 5-ти дней, значит 1 апреля.
Читаем дальше: «Посадка рассады в середине мая под пленку».
Считаем. В апреле 30 дней, а середина мая это 15 число. Собственно получаем к середине мая рассаду в 45 дней!!!
Это про пленку, в теплицу можно еще раньше!!! Не помню, чтобы Вы выращивали томаты в открытом грунте!!!

Вторая фотка, аналогично. Посев в марте — начале апреля, в теплицу сажают в апреле – мае. Когда нужно сеять в марте и сажать в апреле?

В аннотации к томату Спас написано, что посев на рассаду производят за 50-60 дней до высадки. Согласен!!! До пяти дней томаты всходят и получается 45-55 дней от всходов, как и указывается в агрономической литературе.

Есть вопросы? Или будем вместе пересчитывать?

По Вашему нужно держать рассаду томатов в течении 70 дней?
Наталья, Вы разобрались со сроками при пересадке рассады томатов в теплицу? Вы мне не ответили!!!
Тихо, ну что Вы так кричите))
мне не зачем разбираться, я 27 лет выращиваю томаты, надеюсь ещё продолжить))
я Вам показала сроки высадки рассады, рекомендуемые производителями семян, коих я всегда придерживаюсь,
и без урожаев никогда не оставалась,
а Вы высаживайте свои когда хотите, у меня всё чётко — всё зависит от сроков вегетации томатиков)))
Скороспелые томаты 60-75
Раннеспелые томаты 76-90
Среднеспелые томаты 91-105
Среднепоздние томаты 106-115
Поздние томаты 116-130

и считать сроки нужно не после пикировки, а с момента проклёвывания семени,
15 марта посеяла, через пять/шесть дней взошли, всё отсчёт пошел.
Последний раз редактировалось
Вы показали сроки, коих придерживаетесь. Из этого понятно, что Вы держите томат в горшке или ящике в течении срока указанного на пачке? 60 дней? Наталья, а кто-то говорил про пикировку, не помню, что бы такое писал… Что значат сроки вегетации Ваших томатиков))) Томат является многолетним растением!!! В Ваших условиях до заморозков! Причем тут срок вегетации???
Период вегетации – что это такое?:

Несмотря на общую схожесть в названии, период вегетации и вегетационный период – абсолютно разные понятия.
Второй термин характеризует временной период развития вида растения или же его сорта и является биологическим понятием, определяющим срок от всходов семян до полного созревания. Этим и определяется категория растительной культуры.
Она может быть поздней, среднеспелой и, соответственно, ранней. Совсем иное – это период вегетации. Что это такое и чем характеризуется процесс, будет рассмотрено ниже.
Вегетационный период — это отрезок времени, в течение которого растение развивается
Период вегетации (вегетационный период) – время, в течение которого возможен рост растений. Начиная от прорастания семян или, например, распускания почек, заканчивая образованием семян или прекращением роста вегетативных органов растения.
У каждого вида плодово-ягодных и овощных культур есть свои сроки вегетации, а также особенности. Они отражаются на сроках цветения сроках созревания урожая. Например, у картошки, помидор, огурцов это будет зависеть от выращиваемого сорта.

Вегетация огурцов раннеспелых сортов занимает до 100 дней, а у позднеспелых составляет до 115 дней. С момента посева и начала цветения овоща может пройти 25−45 дней.
Скороспелые помидоры живут, активно, растут и развиваются до 75 дней, а поздние сорта томатов могут быть активными до 130 дней.
Вегетация картофеля по срокам длится в среднем 110−130 дней. На это влияет сорт овоща, который бывает ранним, средним и поздним. Начинается период вегетации у картошки с момента появления ростков и заканчивается, когда картофельный куст засохнет.
Период вегетации у однолетних растений
Как следует из названия, эти растения живут только один год. А значит, за всю жизнь проходят только один вегетационный период. Во время него однолетние растения проходят такие фазы:
 прорастание семян;
 образование небольших побегов;
 распускание почек;
 появление бутонов;
 цветение;



Отлично! Хоть понимаем о чем говорим!
И еще такие, хочу хочу











Бананза выращивал в этом году. С поливом и подкормкой у меня было плохо, так-как ставил эксперимент. Получился обычный томат. Сливки, в принципе, не кушаем, а используем для консервации.
Я посажу на пробу, уж очень заманчивое описание и плоды до 20см и на кистях до 15 шт уже нетерпится поскорей посеять, надеюсь, следующим летом я смогу похвастаться урожаем
«Казанова» похожи. Плоды тож по 20 см. Гроздьями. Но шкурка толстовата. Вкус обычный. Для маринования хороши, но уж больно крупны. Не с'ешь сразу помидорину. На кустах великолепны!
Полина нормальные сорта и перцевидный, и бананаза. Не забывайте о кальциевых подкормках, при выращивании у таких сортов бывает вершинная гниль иногда. Попробуйте «Алый мустанг» если увидите семена так же высокоурожайный и вкусный сорт перцевидного типа.
не совсем ультраскороспелый, но очень урожайный.
не совсем ультраскороспелый,но очень урожайный.

Ну очень урожайный. Вкус-с легкой кислинкой. Было 3 кустика, росли не в лучших условиях( почти под вишней).
Ну очень урожайный. Вкус-с легкой кислинкой. Было 3 кустика,росли не в лучших условиях( почти под вишней).
Здравствуйте! Скажите, а кто-нибудь садил томат Корнебель?
Под номером 1 заявлен «Ямал», выращивала, получился самым ранним, но вкус не очень
Как долго я тебя ждала)
Наталья, в последние годы с семенами что-то непонятное творится Я минувшим летом после долгого перерыва решила снова посеять Дубок. Растения этого сорта должны быть крепенькими и коренастыми — а выросли голенастые дылды И это определенно был не Дубок.
На днях я тут в другой ветке рассказывала о неудачном опыте с Монгольским карликом, который оказался вовсе не Карликом…
Что касается Ямала, то у меня, например, он в теплице плохо растет — в открытом грунте лучше. Почему так — не знаю, но факт. Насчет вкуса — наверное, соглашусь: он в этом отношении ничем особо не блещет Из серии «помидор как помидор» Мне он нравится за то, что очень ранний и неприхотливый. Самые первые плоды — они вкусные просто потому, что первые
Марина, вышлите мне конверт со своим адресом и я вышлю Вам (с удовольствием) семена настоящего Монгольского карлика.
Франс Хасанович, спасибо большое!
«самые первые плоды — они вкусные просто потому, что первые»

Марина точно! как вы точно подметили
Я прошлым летом выращивала Монгольский Карлик. Думаю, что настоящий, потому что он согнулся, начал расти вниз, и потом лег на грядку. Рос сначала под спанбондом, потом в ОГ. Несмотря на мульчирование и другие методы профилактики, фитофтора все-таки появилась. Приходилось все время что-то под лежащие плоды подкладывать. В целом справился с этой напастью Карлик неплохо. Вначале он показался очень вкусным, думаю, что сказалась магия модного и расхваленного сорта. Потом — «обычный вкус обычного помидора». Плоды растрескивались. Другие сорта — нет. В этом году сажать Карлика не буду, так как с уходом проблемы, а вкус того не стоит на мой субъективный взгляд.

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: