Машка вся обсыпана снегом с сосенок
Марокканские козы не по любым деревьям лазают, а по Аргании колючей. Аргания — сельскохозяйственное дерево, из ее семян получают аргановое масло — весьма ценный продукт, использующийся в производстве косметики и пищевой индустрии. Эти деревья живут долго, до двухсот лет. Высотой до десяти метров, ветви тернистые, шипастые и колючие. Плод Аргании овальный и неприятно пахнущий, с маслянистыми семечками и напоминает по размеру большую сливу. Коз любые колючки и шипы, настолько я заметил, сильно раззадоривают, и растить себе их с целью отпугнуть коз — было ошибкой, и наоборот, привлекло копытных.
Козы на деревьях в Марокко, фотографии с сайта atlasobscura.com
Аргания имеет шероховатый ствол и такие же шероховатые ветви, длинные и изогнутые. Козьи копыта прочно держатся за счет силы трения и имеют самые минимальные шансы соскользнуть. Хотя было бы весело наблюдать падение. Хищные настоящие полчища коз в сезон ежедневно внимательно вычищают каждую веточку от любого листочка и плода. Аргания растет исключительно в Марокко и охраняется государством по причине своей малочисленности. Местные жители часто раньше просто рубили деревья, чтобы собрать плоды и вытащить из них небольшие косточки. Сама же мякоть не употребляется в пищу людьми из-за неприятного запаха, но козы ее едят жадно и с удовольствием. Именно из-за плодов и лезут козы на дерево.
Марокканская Аргания с своими почитателями. Фотографии с сайта whenonearth.net
Козы в погоне за плодами бесстрашно ходят по веточкам чуть толще шариковой ручки, и сезон созревания Аргании для них — большой праздник. Деревья буквально облеплены марокканскими козами. Местные фермеры культивируют и потворствуют такой практике, держа коз в отдалении, пока Аргания не созреет. Выпускают животных в нужное время, и надо отдельно отметить, что самое ценное, маслянистые семечки, козий желудок не в состоянии переварить, и они отрыгиваются копытными вместе с жвачкой или же проходят ЖКТ полностью и далее падают на землю. Фермерам остается их только собрать, помыть (надеюсь, что они это делают) и положить под пресс для получения масла. Из ста килограммов плодов получается пять килограммов косточек, из которых в свою очередь реально получить два килограмма масла. Сто килограммов плодов способны дать 8-10 деревьев.
Еще немного коз на деревьях. Фотографии с сайта atlasobscura.com
Такой расширенный симбиоз коз и их владельцев привел к еще большей трагедии для самих деревьев. Численность деревьев сокращается, а козьих, наоборот, растет. Деревья тщательно объедаются козьими, и каждую семечку люди пускают в дело — давят масло. Размножаться почкованием Аргания не умеет, поэтому перспективы у нее не очень радужные. У нее системный кризис. Как можно заметить, марокканские козы мелкие, худые и с небольшими рогами. Вид у них не очень, если прямо сказать. Наверное, Аргания чуть ли не единственное их лакомство.
Моим же рогастикам из-за морозов перепали повышенные дозы овса. И как-то даже слишком повышенные, потому как жалко их стало внезапно. Недавно утром было ниже тридцати градусов мороза, и в хлеве температура опустилась к нулю. Никто не заболел, все веселы и бодры, скачут по снегу и бодаются друг с другом. Долго, надо сказать, не выдерживают на улице, тянутся потихоньку в хлев. Мелочь так вообще на улице дрожать начинает. При таких температурах сено, конечно, хорошо. Сено, конечно, замечательно при таких низких температурах. Но надо использовать все возможности, пока никто не заболел и копыта не откинул. Копыта каждой скотине очень дороги и близки к сердцу, потому как свои.
Снег на Бендере уже и не тает. Но сама она теплая.
Но не только. Козы, которые сейчас у меня, очень мне дороги. Привык к ним очень, и плюсом они понимают меня, я понимаю их, они знают свое стадо, деревню, окрестности. Знают и привыкли к доению, сами подходят и сами занимают очередь. Как бы ни было, читаю часто про породистых коз или просто других коз, да вот даже про этих жителей деревьев — марокканских. Мои бы не стали лазать по деревьям, они толстые и массивные. Зато они прекрасно ходят по болотам, по снегу, прыгучие, как мячики, ориентируются в лесу, выдерживают температуру ноль градусов в хлеве ночью. Может, и меньше, круглосуточного монитора температуры в хлеве нет.
Козлик с замерзшим копытом
Каждая порода, или подпорода, или просто местная популяция лучше всего приспособлена к своим условиям. Так и популярны очень Ландрасы по всему миру — местная улучшенная порода. Честно сказать, считаю сильно неправильным держать коз на постоянном стойловом содержании — это и не выгодно, и для животных плохо. Они тупеют, делаются унылыми и скучными, рожают с проблемами и невыходом последа, плохо пахнут, независимо от породы и происхождения. Неволя — деградация для козы. Пусть уж лучше по Аргалии прыгают, что ж делать.
Использованы материалы сайтов whenonearth.net и atlasobscura.com.
В первый год температура опускалась до -36, на прогулку одевала безрукавки на коз — одна снимала регулярно: плюнула на нее в плане утепления. В хлеву разница 20 град. Т.е. было до -16. Проблем никаких. Потом 4 года не было длительных низких температур, хотя и за тридцать обязательно, но это по нескольку дней.
В этом 30-42 град. было больше недели, в сарае до -22 доходило. Гулять не выходили, двери на маленький выгул из сарая были закрыты. Мерзнуть (дрожать) начала молодая (2,5 г) коза в последние 2 дня морозов, 42 град… Включала инфракрасную лампу ей, по-моему, она ее боялась. Жилетку снимала. Старшая хоть бы вздрогнула от мороза.
Слава Богу морозы закончились, все обошлось.