Скоро вечер. Козы – в хлеву, кошка – дома
Вечера очень сильно люблю, потому как все накормлены, напоены и сидят под крышей. Кто-то мурчит на теплом диванчике в ярко освещенной спальне, а кто-то в темном хлеве жвачку жует. Но не на улице же, и, к тому же, в хлеву тепло, нет ветра, и есть сено в кормушках. И это большой плюс в зимнее время!
Кстати, хочу напомнить: мои козы в действительности – настоящие патриоты, они едят только российское сено, российский овес, российскую хвою и, опять же, российскую кору с деревьев. Они не ездят на иномарках, у них все российское, от хлева – до шерсти и копыт с рогами. В Российской Федерации нет такого человека, чтобы был одет в отечественную одежду и пользовался только российскими товарами. Да и товаров-то тех может и не быть в продаже вообще, хотя знатоки утверждают, что есть замечательные валенки. Надеюсь, что будут не только валенки, но и сыры тоже.
Козленок зимой в Псковской области
У коз и людей много общего, и общего сильно больше, чем принято думать. Но, конечно, самое главное общее в том, что и они, и мы являемся млекопитающими, и, наверно, просто сильно повезло, что так сложилось. Во всяком случае, козий сыр, масло и творог очень помогают мне жить счастливо, вот только сейчас козы в запуске, и мне приходиться есть картошку с тушенкой, правда, козьей. А сыр мне часто снится, и масло тоже. Сыр очень хорош слабосоленый, и с молодой вареной картошкой – просто объедение.
Снег, сосны и козы. В центре — Принцесса, слева от нее – Маруся
До сыра мне примерно четыре месяца. Козлята будут в конце марта – начале апреля, и два месяца после все молоко будет уходить им. Ну, может, удастся в мае в неделю брать десять-пятнадцать литров на сыр, меньше как бы и смысла нет. Совсем, конечно, мелочь.
Но в июне-то молочко пойдет фонтаном, на все хватит и останется. Восемнадцать коз были покрыты, из них две имеют шанс не быть сукозными (беременными) по внешним признакам. Обе молодые, позапрошлого года – декабрьские. Но так бывает, сукозность трудно установить с отдельными экземплярами capra hircus (т.е. козы домашней) на ранних и средних сроках. Но не в последнюю неделю, когда перед окотом наливается вымя, и серьезно так наливается, сразу заметно. И петля делается такой, что все понятно. Козы почти все уже весьма раздулись и посерьезнели. Из сукозных никто не скачет, ходят медленно и плавно. Хотя боданий и конфликтов прибавилось.
Ей два месяца до козлят
Роды для любой козы, как апофеоз всей ее деятельности на протяжении лета, осени и зимы. Как показал известный случай с Белкой, Марусей и Принцессой, у козы в принципе есть потребность в козленке, и потребность такая сильная, что животное готово отобрать козленка у другой самки и растить его самостоятельно. Поить, лизать и всячески защищать.
Причем и Белка, и Маруся – два лидера стада, весом обе к семидесяти килограммам, высокие и длинные козы. И, тем не менее, Маруся пошла на конфликт, отобрала Принцессу, и вполне радостно они вдвоем прожили все это время.
Бендера тоже сукозная
Белка в этом случае поступила весьма правильно, не раздувая конфликта. И козленок жив-здоров, под присмотром и рядом растет. И общаться можно, все же не чужие друг другу козы, в одном хлеве живем – одно сено жуем. Даже был период, когда Принцесса пила молоко у обеих коз и вполне счастливо себя чувствовала. Правда, происходило питье Белкиного молока как-то украдкой, чуть ли не за сараем. Но было такое.
В любом случае, мне понятна ценность козленка как материального актива или как ценности к увеличению стада, но как объект заботы – не пойму. Принцесса как бы всеобщая, стадная, к ней можно подойти и погладить ее или дать ей макарон. Но вот козе важно именно чувствовать себя матерью: кормить, лизать, защищать.
На прогулке
Защита малышей – для самок, практически, самая важная задача после кормления. Внутривидовая конкуренция очень высока, могут затоптать сразу же после рождения. Стараюсь отсаживать перед родами козу в отдельное помещение или загончик.
Так что, кроме основной функции, у матери-козы есть еще одна, и она очень важна для козленка. Малыша надо защищать от других коз-подружек, от внутривидовой конкуренции. Если козленка защищают, то он растет быстрее, так как на него не оказывают давления
другие козы, не прогоняют его от пищи и не пинают почем зря.
Если матери нет или мать слабая, то для козленка внутривидовая конкуренция такая же, как и для взрослой большой козы, и козленок ее никогда не выиграет, а значит, будет иметь меньше пищи, она будет не такая питательная, и само животное будет забитым и слабым. Вес козленка в стаде равен весу его матери.
Сосны и солнце
Уверенность потомства в собственных силах напрямую зависит от двух факторов: доступности молока в требуемых количествах и защиты матери. Причем, биологическая мать Принцессы – Белка – весьма мягкая и добрая коза по козьим меркам. Приемная (ну, будем так ее называть) — Маруся – просто средоточие всех противоположных черт: наглая, жадная, бесцеремонная, бодливая.
И Принцесса – полностью копия Маруськи, вплоть до угрожающих поз при конфликтах. И самое главное, что взрослые козы часто уступают ей, потому как где-то рядом мамаша, а она – серьезный аргумент при разборках. Так что, в данном случае, малыш копирует родительское поведение, даже если родители не родные. Хотя Принцесса уже и не малыш, ей идет пятый месяц.
Козлик Безназвания
Все мое маленькое сообщество коз состоит из самок, кроме козлика с редкой кличкой Безназвания. Он никак еще не участвует в жизни стада по причине малолетства и сидит в хлеве со старшими, покрытыми козами.
Интересно сравнить козлика Безназвания с Принцессой. Родились они в августе, почти в одно и тоже время, козлик был с козой две недели, потом его передали мне. В сентябре, честно сказать, мне было все равно, что с ним будет — поил его молоком на скорую руку после дойки утренней и вечерней, молоко вообще не грел почти, а все время косил и возил сено, потому как было две недели без дождей, и каждое мгновение было очень ценно.
В России очень замечательный климат, он очень хороший, и в нем здорово жить. Но осадки портят общую картину, и тот же июль прошлого года был всего с тремя днями без дождей. Зимние месяцы на две трети дней с осадками, и к этому надо относиться так же, как и к козам: спокойно, дружелюбно, и искать возможность извлечь пользу. Поэтому сентябрь для меня был весьма активный, и было не до козлика.
На переднем плане Белка, а дальше — Зая
Думал, что он убежит или потеряется. Где-то в двадцать пять дней вообще бросил его поить, и он бегал по двору и сгрыз всю зелень. В месяц он ел овес, бегал с козами по их маршрутам и молока больше не видел. Его пинали и бодали, на него наступали и лупили рогами в виде развлечения. Его до сих пор переворачивают и отгоняют от вкусной сосновой ветки или осиновой поросли.
Но он проявляет известную гибкость, он даже выхватывает овес при кормлении, протискиваясь неким образом у Белки между ногами к корыту, пока не доведет ее, и она не отлупит растущего козлика. Он меньше Принцессы, боязливый и стремительный, очень верткий и сообразительный. Принцесса не любит уступать и сдвигать свои интересы, Безназвания же отдаст клок сена, но подойдет с другой стороны и попробует все же отхватить хоть чуть.
Машка и Дашка вдали
Когда-то я наблюдал такого же козлика, как и Безназвания. Это был козлик Чубик, приехавший ко мне весной 2015 года. Его тоже взрослые козы в пять месяцев пинали, лупили и бодали, но к осени козел как-то внезапно оказался больше и массивнее всех, отрастил себе большие рога и своих соперниц пару раз весьма тактично задвинул, впрочем, без шума и конфликтов.
А тут и в охоту начали приходить недавние обидчицы, и все быстро помирились на почве размножения. Козел то один, козленка хочешь – будешь дружить. Впрочем, козлы склонны устанавливать дружеские связи со всеми в стаде, но держатся немного отдельно. И человек этому активно помогает.
Раньше здесь росла сосенка, придется посадить новую
Да, нужно отметить, что отбираю козлят у коз сразу после родов, и они растут среди сверстников. Первый случай и, наверно, последний – козочка Принцесса. Ее решено было оставить в виде опыта, и опыт скорее положительный, но козлят все же буду забирать, потому как из-за козлят много конфликтов в стаде.
Конфликты потихоньку нарастают еще до родов, хотя сукозные козы весьма спокойны, просто железобетонно спокойны. Но напряжение есть, оно чувствуется, и все объяснимо: каждая коза надеется дать своему козленку по максимуму всего, что может. А может она помочь на данном этапе только своим полным желудком и доставкой всех необходимых веществ в матку к плоду.
Дашка и зима
Сразу после родов в моем стаде конфликты сильно возрастут. Так было, так есть и так будет. Каждая коза, родив, пытается хоть немного, но двигать всю стадную иерархию. Ее вынуждает к этому та самая защита малыша или малышей, и в этот период даже самые тихони, вроде Фени, могут помять Марусю с Белкой.
Еще до родов, за два месяца, начинаются различные процессы внутри стада. Три взрослые козы (Маша, Даша и Зая) пытаются выделиться в отдельное стадо, и к ним примыкают еще три молодые особи. Меня такой внутренний процесс совсем не осчастливил, и надо будет придумать, что с этим делать. Маша с Дашей – мать и дочь, а Зая была куплена летом, и ей трудно приходится с ее характером и физической подготовкой.
Белка, а сзади отстающие, как обычно, Маша, Даша и Зая
Началось выдавливание трех коз основным стадом с осени, когда в хлеве козы стали проводить больше времени. Замкнутые пространства и скученность животных (да и людей тоже) в одном помещении способны творить чудеса в плохом смысле слова. Появляются изгои, припоминаются обиды, и раздражение каждого дает импульс к раздражению окружающих.
Когда-то Машка и Дашка занимали место Маруси и Принцессы, но тогда ситуация была еще сильнее по части несправедливости. Где-то год назад место лидера заняла Маруся при молчаливой поддержке Белки, и прошлых гегемонов начали потихоньку двигать, в основном, рогами и к стенке. Вначале немного, потом сильнее. Сейчас все взрослые козы считают своим долгом при случае стукнуть Машку или Дашку, возможно, просто для получения удовольствия. Что вот, дескать, и я могу бывшего короля ударить. Причем, отвечать на такие выпады невозможно, любое агрессивное действие в ответ тут же объединяет других коз, и они совместно начинают буцкать несчастную парочку, откровенно наслаждаясь моментом.
Дашка ищет пищу
Зая же попала в стадо из хлева, где была лидером. Она более стойлового содержания, чем пастбищного, и стать лидером вновь у нее не получилось. Физической подготовки не хватило, хотя по характеру — ей самое то. В коллектив как-то не удалось нормально войти, опять же, из-за характера, и она тоже примкнула к Машке и Дашке, которые, впрочем, лупят ее не меньше остальных, а даже больше и с неким остервенением.
Вся троица имеет в хлеве свой угол, самый дальний от кормушек. Возле кормушек место самого актива стада: Маруси, Белки, Бендеры, Лорки. Причем Лорка – дочь Маруси, а Бендера – дочь Маши. Правда, они отъемные дочери.
Машка — бывший лидер
На прогулках вся несчастная троица идет поодаль от основного стада. Зая и раньше имела склонность отставать и теряться, но в последнее время отстают все втроем, и даже пару раз приходилось их искать. Такого не было никогда, и, надеюсь, ситуация выправится после козления.
Козы по глубокому снегу идут длинной-длинной цепочкой, друг за другом, чтобы не разгребать каждый раз каждой козе снег. И вот Машка, Дашка с Заей идут самыми последними, с очень большим интервалом. Как-то в метель их вообще оторвало, и они пошли в другую сторону. Они бы и рады пастись отдельно, но у них нет сейчас такой возможности – снег глубокий, зима и весь их инстинкт против индивидуализма.
Козы идут друг за другом. Самые отстающие – Даша, Маша и Зая
Надо отметить, что в природных условиях сразу после родов дикие козы часто отрываются от стада и ходят с козленком отдельно. Думаю, что так происходит по причине невозможности обеспечить матерью в стаде безопасность своего чада от внутривидовой конкуренции, и она вынуждена какое-то время жить отдельно с детенышами.
У коз нет никаких федеральных программ, вроде «счастливое детство и материнство», поэтому чужого козленка боднуть – как за счастье. С другой стороны, жизнь вне стада для козы, для самки – нонсенс, потому как стадо и есть ее дом и вся жизнь. Она производит стадо, она пользуется всеми преимуществами стада, она и есть само стадо. И мы говорим «козы», потому как козы всегда вместе, а козлы часто поодиночке и заперты. В природе дикие козлы живут отдельно поодиночке или вдвоем-втроем.
Зимнее зеленое растение
Мои козы удивительны не только тем, что могут жить практически на подножном (буквально) корме летом и зимой, но и тем, что сами ходят тем же маршрутом, которым вожу их. Но, правда, не долго. Они меняют маршруты и делают это вполне часто. Может, им так надо в своих, козьих целях, но так в действительности полезно. К маршрутам привыкают, их несколько основных и парочка запасных: ну, там собака пробежала или лиса, трактор проехал или ворона не так сидит – и пошли тогда по другому.
С взрослым козлом стадо не ходит маршрутами, а идет хаотично. Причем козы вроде как пытаются идти по своему выбранному маршруту, но если козел отбежал в сторону, то часть неминуемо потянется за ним, и вот уже и все пошли. Козы более последовательны и более стандартны в поведении, чем козлы.
Маруся и снег
Но обычную деревенскую козу нельзя назвать тупой или глупой, она чрезвычайно успешна в своих целях: сытая, в тепле и в безопасности вынашивает козленка. С демографией у коз все супер. Они плодовиты, у них всегда есть пища и оптимизм во взгляде.
В моей деревеньке кризиса нет, не было и не планируется. У коз не бывает кризисов, ни демографических, ни политических, ни экономических. Бывают конфликты. Как, впрочем, и у козлов. А кризисы бывают только у людей.
Уважаемые друзья! Призываю вас кликать по иконкам социальных сетей для распространения этой статеечки. Удачи вам и здоровья вам и вашим питомцам!
На днях наблюдала забавную картину: стою на остановке, по противоположной стороне улицы идет пара. А за ними крадется котишка — на вид уже почти взрослая, а по повадкам — ну совсем котенок: то затаится у самых заборов, то за машины прячется, то на пакет шуршащий отвлечется, потом галопом нагоняет, в общем, смешная до невозможности. В конце концов люди ее заметили, пошугали — она делает вид, что отстала, а потом снова за ними; в конце концов схватила женщина свое чудо в охапку и домой потащила, выговаривая; мужчина ждать остался; дождался — пошли в ближайший магазин; прошла минута — летит котишка галопом, и прямо по следам — и за хозяевами))) У магазина притормозила, дальше я не видела — автобус подъехал. Думаю, это чудо и до другого конца города прогулялось бы)))