Третий глаз
Знакомьтесь, третий глаз!
Наконец-то камера у вас в руках, и вам не терпится испытать ее в деле! Но не стоит торопиться: начните с изучения ее возможностей. Хотите создавать интересные снимки — освойте основные функциональные кнопки, чтобы пользоваться ими не задумываясь. Ведь вам придется научиться менять светочувствительность матрицы, корректировать экспозицию (чтобы делать снимки светлее или темнее), устанавливать «баланс белого» для правильной передачи цветов на снимке и освоить другие хитрости.Сначала освойте основные функциональные кнопки
Не стоит думать, что фотоавтомат сам справится с работой, потому что даже кнопку спуска надо нажимать правильно. Иначе кадр будет нерезким, ведь во всех современных камерах фокусировка происходит при «половинном» нажатии кнопки спуска, и лишь потом ее утапливают до конца.
Освоив секреты фокусировки, вы сможете навести резкость на тот объект, который хотите выделить на снимке
Важно: после фиксации фокусировки можно поворачивать камеру, изменяя композицию кадра, и уже после этого полностью нажимать кнопку спуска. Эту премудрость знают не все, поэтому на снимках начинающих фотолюбителей основной объект съемки часто располагается по центру кадра.
Режимы съемки
Каждая камера имеет автоматический режим съемки, при котором результат может быть вполне удовлетворительный, а может быть и скверный, но это мало зависит от самого фотографа. Поэтому тем, кто хочет держать процесс под контролем, про «автомат» лучше забыть.Результат съемки в автоматическом режиме может быть разным
Осваивайте базовые режимы, для обозначения которых нарисованы пиктограммы-символы: портрет, пейзаж, панорама, ночная съемка. Запрограммированные для них предустановки камеры помогут сделать снимки более качественными.
Совет: сняв в пейзажном режиме общую картину сада, для съемки цветущего кустарника или горшечного растения переведите камеру в портретный режим.
Общая картина сада
- В режиме «Пейзаж» камера стремится прикрыть диафрагму, чтобы все снимаемые объекты оказались в фокусе.
- В режиме «Портрет» камера устанавливает диафрагму объектива на максимум, чтобы размыть задний план.
Для съемки цветущего кустарника или горшечного растения переведите камеру в портретный режим
Важно: освоив «малые премудрости», смело экспериментируйте и с творческими режимами съемки (с приоритетом диафрагмы, выдержки или полностью ручным).
Объектив
Объектив — узловой элемент фотокамеры.Объектив — узловой элемент фотокамеры
Зеркальные и системные фотоаппараты снабжаются сменными объективами с постоянным или переменным фокусным расстоянием.
- Объективы с малым фокусным расстоянием (10–40 мм) имеют широкий угол зрения и часто используются для съемки пейзажей.
- С большим фокусным расстоянием (70–100 мм и более) и малым углом зрения — используются для съемки портретов и крупных планов, а также удаленных объектов.
Выдержка и диафрагма
Большое значение имеет правильный выбор значений выдержки (измеряемой в секундах и долях секунды) и размеров диафрагмы (отверстия, через которое свет поступает на светочувствительную матрицу). Второй показатель отвечает за глубину резкости изображаемого пространства в кадре. В зависимости от характеристик объектива и некоторых других условий, широко открытая диафрагма помогает четко выделить на снимке основной объект съемки и размыть фон, при этом фотография получается более выразительной.Режим «Макро» позволяет снимать объекты с очень близкого расстояния. Обычно используют для съемки насекомых или фрагментов растений
Совет: в процессе съемки проверяйте правильность фокусировки камеры, поскольку иногда автофокус может промахнуться мимо снимаемого объекта, особенно, если тот имеет «ажурную» структуру, например, соцветия злаков или побег с листьями. В этом случае камера фокусируется на предметах заднего плана, а основной объект оказывается вне зоны резкости.
Такое нередко случается, если в фотоаппарате выставлена настройка на точечную фокусировку. На небольшом жидкокристаллическом дисплее камеры результат неправильной фокусировки можно и не разглядеть, особенно в солнечную погоду. В таком случае получившееся изображение на дисплее надо рассматривать с увеличением или просто сделать несколько дублирующих снимков, чтобы дома на компьютере выбрать наилучший из них.
Текст: А. Б. Лысиков, к.б.н., член Союза фотохудожников России
Фото: Legion-Media, living4media/Shulevsky, Vladimir/Fotodom.ru, living4media / Jalag/Schaun, Jeanette/Fotodom.ru, living4media / Tremolada, Emilio/Fotodom.ru, living4media / Lene-K/Fotodom.ru, ShutterStock/Fotodom.ru
Мечтаете освоить все премудрости фотографического искусства? Тогда вам наверняка пригодятся советы и рекомендации из этой серии статей:
- Уроки садовой фотографии
- Как построить кадр, или Основы композиции в фотографии
- Главное — приоритет! Как «приручить» экспозицию, выдержку и диафрагму
- Наведите на резкость! Учимся делать четкие снимки
- Да будет свет: учимся выбирать освещение при фотосъемке
- Секреты волшебного ракурса: выбираем точку съемки
- Снимаем садовый пейзаж: секреты удачных фотографий
- Работа над ошибками: как избежать оплошностей при фотосъемке