Почти все гости приходят на выставки с камерами или смартфонами
Все мы любим бывать на садовых выставках, эти увлекательные мероприятия обычно окрашены позитивным настроем, как участников, так и посетителей. Вполне естественно, что почти все гости приходят с камерами или смартфонами, желая «увековечить» свои впечатления на снимках. Однако съемка на подобных мероприятиях — дело очень непростое. По сути, это синтез сразу многих фотографических жанров: пейзажной съемки, передающей красоту того или иного объекта, репортажной, фиксирующей мимолетные события и эмоции и, наконец, портретной, крупноплановой съемки.
Съемка на выставке — это синтез разных фотографических жанров
Важно: характер фотосессии зависит от того, для каких целей вам понадобятся сделанные снимки — для размещения в социальных сетях, для рекламы, для фиксирования заинтересовавшего растения или садового приема или просто — на память.
Характер фотосессии зависит от того, для каких целей вам понадобятся сделанные снимки
Оказавшись на цветочном фестивале, фотограф испытывает немало сложностей разного характера, которые нечасто встречаются во время обычной съемки в саду.
Во-первых, пространство для съемки здесь почти всегда ограничено, а значит — выбрать нужный ракурс довольно сложно, ведь обычно доступ к объекту или его фрагментам есть не со всех сторон. Иногда дизайнеры организуют в саду закрытые пространства, отгороженные лаундж-зоны, плохо просматриваемые извне и требующие осмотра изнутри. Если доступ в сад закрыт, может помочь съемка с верхней точки, например с лестницы — стремянки, какого-нибудь возвышения или просто с поднятого над головой раздвижного монопода, на котором закрепляется камера.
На выставках под открытым небом случаются трудности с освещением, не говоря уже о тех случаях, когда фестиваль или цветочное шоу проходит в помещении, где используются разные источники света.
На выставках под открытым небом случаются трудности с освещением
Первым делом следует правильно выставить в камере баланс белого, отрегулировать цветопередачу. Как это делать, мы обсуждали в одной из предыдущих статей. Это особенно важно для фотографов, снимающих в формате JPG. В противном случае цвета на снимках могут быть неестественными, а точно выправить их в графических редакторах не всегда удается.
Случается и так, что в тех местах, откуда можно снимать, фотографа подстерегает встречный, чрезмерно контрастный солнечный свет, направленный прямо в камеру. Потому в каждом конкретном случае приходится выбирать особую тактику: использовать бленду, применять экспокоррекцию или снимать силуэтный кадр.
В каждом конкретном случае фотографу приходится выбирать особую тактику съемки
При съемке на выставках приходится сталкиваться еще с одной проблемой — большим скоплением народа. И хотя это не очень-то удобно для фотографа, однако другие люди имеют такое же право там находиться, как и вы. Многочисленные посетители, участники шоу на стендах, их коллеги и знакомые, другие фотографы — все эти люди невольно будут мешать процессу фотографирования.
Многочисленные посетители шоу невольно будут мешать процессу фотографирования
Поэтому один из главных организационных советов — приходить на съемку пораньше, к самому открытию мероприятия, а лучше — еще до открытия, если это будет возможно и вам удастся договориться с администрацией или хозяевами стенда. Ранний визит поможет застать лучшее утреннее освещение, заранее настроить камеру, выбрать хорошие ракурсы и снимать экспозиции без толчеи.
Не стесняйтесь заговаривать с людьми, приветливо улыбнитесь и попросите не загораживать экспозицию и минутку подождать, пока вы делаете снимок. Поверьте, не всегда, но во многих случаях реакция на это будет положительной.
Вежливо попросите других посетителей не загораживать экспозицию и минутку подождать, пока вы делаете снимок
И еще один совет по организации съемки — используйте штатив. Ваши снимки будут более резкими и выверенными по композиции, поскольку штатив дисциплинирует фотографа. Кроме того, вы почувствуете изменение отношения со стороны других посетителей выставки, некоторые из них будут более внимательны к вашей деятельности и даже, может быть, начнут уступать место для съемки. Особенно если штатив и камера у вас солидные.
Технические детали
Широкоугольный объектив выручит в случаях, когда сложно захватить композицию в кадр целиком
- Поскольку съемку на выставках часто приходится проводить в ограниченном пространстве, то из этой ситуации поможет выйти широкоугольный объектив. «Стекла» с фокусным расстоянием 15–40 мм позволяют снимать с большим углом обзора, зрительно отдаляя объект, поэтому даже стоя рядом с выставочной композицией, можно захватить ее в кадр целиком. Надо только помнить о сферических искажениях широкоугольных объективов, деформирующих форму предметов, и стараться держать камеру строго горизонтально. Хотя в иных случаях могут получиться необычные креативные снимки.
- Если инсталляция или экспозиция просматривается с какой-то высокой точки издалека, на помощь придет телеобъектив. Он зрительно уплощает и сжимает пространство, оставляя за пределами кадра ненужные детали.
- Снимая тот или иной сюжет, полезно делать повторные, дублирующие снимки, особенно когда съемка ведется без штатива. Иначе потом будет очень обидно выбрасывать в виртуальную корзинку хороший по композиции, но нерезкий кадр. Да и люди, которые попадают в кадр на выставках, имеют обыкновение моргать и шевелиться, поэтому лучше сфотографировать их несколько раз.
- Начинающим фотографам-любителям, у которых в фотосумке еще не собралось несколько объективов, целесообразно выходить на съемку выставок с камерой, снабженной зум-объективом с достаточно большим диапазоном зуммирования, например, с фокусными расстояниями 24–105 мм или даже 18–200. Конечно, качество получаемого изображения на снимках будет немого уступать тем, которые сделаны на фикс-объективы. Но оперативность съемки и возможность быстро подстраиваться под ситуацию существенно повысятся.
- И последнее — старайтесь при любой возможности тренировать свое фотомастерство, снимая в саду, на улице, на прогулке в парке, в музеях, словом, где это разрешено. Тогда и фотографирование на садовых выставках станет для вас обычным делом.
Текст и фото: А Лысиков, к.б.н., член Союза фотохудожников России
Хотите «прокачать» навыки садовой фотографии? Вот еще несколько полезных материалов по этой теме:
- Снимаем садовый пейзаж: секреты удачных фотографий
- Как построить кадр, или Основы композиции в фотографии
- Секреты волшебного ракурса: выбираем точку съемки
- Да будет свет: учимся выбирать освещение при фотосъемке
- Главное — приоритет! Как «приручить» экспозицию, выдержку и диафрагму
- Сад в формате МАКРО: учимся снимать растения крупным планом
- Работа над ошибками: как избежать оплошностей при фотосъемке