Немного теории: основные принципы растительной композиции

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Uleyskaya Uleyskaya ЭКСПЕРТ
Людмила Улейская Ялта
В очередной раз посоветовав пользователям сайта сочетать растения в композиции, я решила подготовить данный материал в качестве вспомогательного пособия. Ознакомившись с теорией, вы уже в ближайшем будущем сможете применить новые знания на практике — для гармоничного оформления цветников, рабаток, бордюров, рокариев на своей даче.



Теория, воплощенная в практике
Теория, воплощенная в практике

Итак, начнем с определений, которые помогут нам понять что и как делать.

Что такое композиция

Композиция (от латинского comрositio — расположение, составление, соединение) — означает организацию элементов и частей в единое целое; совокупность всех средств раскрытия образа. Это классическое определение всегда вполне оправданно и успешно применялось и к растительным композициям.

Растительная композиция у водоема
Растительная композиция у водоема

Любая композиция из растений — это объединение в гармоничное целое отдельных растительных форм и элементов дачи.

Растительная композиция в рокарии, фрагмент
Растительная композиция в рокарии, фрагмент

Чтобы добиться этой гармонии, следует учитывать основные принципы (они идентичны приемам, применяемым в живописи и архитектуре) растительной композиции — пропорции и ритм, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия, цвет и светотень. Следует принимать во внимание и характерные особенности, связанные с использованием живых объектов — растений.

Суккулентная композиция
Суккулентная композиция
 
Любой из принципов растительной композиции важен сам по себе. Однако, создание нужного образа, объединяющего в единую картину все составляющие элементы (которые способны жить достаточно длительное время на заданном пространстве), возможно лишь при условии умелого использования всех основных принципов.

Ads by

Соразмерность и ритмичность

Соразмерность или пропорция — это определенное соотношение растений по величине (высоте, ширине или длине). Растения (элементы композиции) должны быть соразмерны друг другу (не только по вертикали, но и по горизонтали), отведенной площади и находиться в соответствующей пропорции с окружающим ландшафтом.

Все части в композиции рокария соразмерны, фрагмент
Все части в композиции рокария соразмерны, фрагмент

Самое гармоничное и часто применяемое пропорциональное отношение — золотое сечение (деление непрерывной величины на две части, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине): С/b = b/a или a /b=b/С, где:
  • С — целое;
  • b — большая часть;
  • a — меньшая часть.
 
Любая из величин (объектов), соотношение частей которой соответствует золотому сечению, визуально производит особенно приятное впечатление.

Геометрическая запись золотой пропорции
Геометрическая запись золотой пропорции

Применяя эти величины при построении растительной композиции, следует понимать, что нельзя просто переносить математическое понятие пропорции на живые объекты. При размещении растений нужно знать отличительные особенности каждого (высоту, обилие и продолжительность цветения, насыщенность цвета и так далее), чтобы соотносить их между собой, и при этом все они должны соответствовать общему замыслу композиции.

Отражение форм в водоеме
Отражение форм в водоеме

Нужно помнить, что виды, формы, сорта и гибриды изменяются в процессе роста и развития: они становятся выше и шире, а с наступлением цветения и плодоношения могут вообще поменять внешнюю форму — изменить «образ».



Белые тюльпаны и незабудка эффектны только в цветении
Белые тюльпаны и незабудка эффектны только в цветении
 
Важнейшими приемами, позволяющими выделить соотношение между различными элементами композиции, считаются контраст, нюанс и равенство.


Контраст

Контраст — это резко выраженное противопоставление однородных свойств элементов композиции, помогающее ярче оттенить их особенности. Контраст по высоте, например, заключается в сочетании высоких и низких растений (душица тимьян), по внешней форме (плотный салат и ажурный укроп), по цветовой гамме (краснолистная лебеда садовая и серебристолистный дубровник беловойлочный).

Контрастное сочетание по высоте
Контрастное сочетание по высоте

Контрастными могут быть форма или фактура отдельных частей растений (листьев или соцветий), или общий вид. Так, красивы контрастные сочетания листьев:

Контраст фактуры листьев
Контраст фактуры листьев

Если в композицию не будут включены растения с контрастной формой соцветий, то какие бы изысканные сорта при этом ни использовались, она останется монотонной. Классические примеры контрастов по форме — плоские щитковидные соцветия тысячелистника и стройные вертикали коровяка, шаровидные соцветия луков и свечеобразные ослинника двулетнего.

Контраст соцветий
Контраст соцветий

Фактура листьев и соцветий также может давать очень интересные комбинации. Мягкие, шелковистые от опушения листья коровяка (стахиса, шалфея) и гладкие, блестящие — бадана, любистка; пушистые соцветия василистника, артишока и жесткие — синеголовников. Таких примеров среди декоративных растений можно набрать довольно много. Однако, использовать прием контраста следует осторожно, чтобы не разрушить общую гармонию.


Акцент

Одна из разновидностей контраста — акцент, концентрация внимания на какой-то отдельной части композиции, достигается путем противопоставления тех или иных свойств одного (или группы) растения по отношению к другим.

Акцент - мискантус
Акцент — мискантус

Например, для акцентирования (закрепления) углов миксбордера идеально подойдут высокорослые виды (любисток, коровяк, ослинник двулетний, индетерминантные томаты, фасоль огненно-красная на опорах и другие).

Нюанс

Лучше, если большая часть видов растительной композиции будет со сходными признаками.

Нюансная композиция олеандра обыкновенного
Нюансная композиция олеандра обыкновенного

Именно такая растительная композиция, в которой сходства между видами, формами и сортами больше, чем различий, и называется нюансной. Как правило, это родственные растения из одного семейства или виды одного рода, или различные сорта. При этом сходные декоративные признаки будут умножены в несколько раз, станут более яркими, насыщенными, что еще больше подчеркнет целостность композиции.

Если вам не нравится однотипность, составляйте композиции из контрастных декоративных видов, сходных по экологическим требованиям, но с различной формой листьев, соцветий, плодов.

Нюансная композиция салатов с контрастными сортами, фото чешских коллег
Нюансная композиция салатов с контрастными сортами, фото чешских коллег

Оптические иллюзии, основанные на контрасте и нюансе, позволяют изменить пропорции отдельных элементов или композиции в целом. Так, при сопоставлении двух элементов длиннее будет казаться меньший в ширину, но больший по высоте. Крупное растение в окружении меньших по размеру будет смотреться еще массивнее.

В окружении малых
В окружении малых
 
Для визуального уменьшения растения нужно разместить его рядом с более крупными экземплярами.

Целенаправленное применение контраста и нюанса поможет выявить главное в композиции, придать ей необходимую выразительность, подчеркнуть декоративные достоинства отдельных растений.


Равенство

Равенство предполагает полное сходство элементов по размерам, форме и другим признакам. Оно привносит в композицию спокойствие и стабильность. Так, при геометрической планировке дачного цветника подбирают декоративные растения одинаковой высоты, желательно цветущие в одно и то же время.

Рабатка из виолы
Рабатка из виолы
 
Равенство нельзя отождествлять с равновесием, то есть с правильной организацией пространства и соразмерностью частей. Высокий стройный куст может быть уравновешен широким, с развесистым или округлым габитусом.

Правильно уравновешенное пространство
Правильно уравновешенное пространство

Равновесие бывает симметричным и асимметричным. Симметрия предполагает расположение одинаковых элементов строго относительно средней линии композиции (зеркальное отражение). Симметричные композиции уравновешенны и законченны, идеальны для создания регулярного стиля (грядок, классических клумб и так далее).

Симметрия и асимметрия, фото Антона Папкова
Симметрия и асимметрия, фото Антона Папкова

При асимметричном равновесии у гармонично расположенных элементов нет общей оси симметрии (но сами элементы могут состоять из отдельных симметричных частей). Асимметричная композиция обладает гибкостью, динамичностью, живописностью. Рекомендуется для создания миксбордеров, рокариев, пейзажных элементов природного стиля.

Ритм

Постоянное чередование одинаковых по размеру растений, повторяющиеся виды посадок, визуально разделяющие пространство, называются ритмом.

Ритм красных тюльпанов
Ритм красных тюльпанов

Он может выражаться, например, в линейном расположении высоких растений сходного габитуса, в чередовании однотипных по форме грядок на партерном огороде и так далее. Этот прием чаще всего используется для симметричных композиций.

Цвет и свет

На цвете, как одном из важнейших художественных средств оформления жизненного пространства, стоит остановиться особо, так как он оказывает на человека эстетическое, психофизиологическое воздействие и обладает лечебным эффектом.

Цвет колеусов
Цвет колеусов

Здесь мы ничего нового не изобретем, а просто напомним, что существует цветовой круг, который условно разделен на 7 частей:

Цветовой круг, фото сайта static.beautyinsider.ru
Цветовой круг, фото сайта static.beautyinsider.ru
 
Основных чистых цвета — три:
  • красный;
  • желтый;
  • синий.

Дополнительных — четыре:
  • зеленый;
  • голубой;
  • фиолетовый;
  • оранжевый. 

Теплыми цветами считаются:
  • красный;
  • оранжевый;
  • желтый.

Холодными цветами считаются:
  • голубой;
  • синий;
  • фиолетовый.

Зеленый цвет — переходный; в зависимости от оттенков он может быть и теплым, и холодным.

Самые лучшие композиции получаются при использовании основных цветов и их оттенков. Пары теплых и холодных цветов (красный и зеленый, оранжевый и синий, фиолетовый и желтый) дают яркую и насыщенную гармонию в контрасте. Она приветствуется в парадных местах дачи — визитных цветниках, миксбордерах регулярного стиля. А вот в местах отдыха и пейзажных элементах оформления (рокарий, прибрежная зона водоема) она будет менее уместна.

Начинающим дачникам лучше составлять более мягкие сочетания, основываясь на парах:
  • красный — желтый; 
  • оранжевый — зеленый;
  • желтый — синий;
  • зеленый — фиолетовый; 
  • фиолетовый — оранжевый.

Синий и желтый
Синий и желтый

А вот этих дисгармоничных пар (зеленый — синий, красный — оранжевый) следует избегать.

Чисто зеленый плектрантус сделал бы композицию более гармоничной
Чисто зеленый плектрантус сделал бы композицию более гармоничной

Теперь, когда мы ознакомились с принципами создания растительной композиции, подбор видов, форм, сортов с цветками, соцветиями и даже листьями определенных оттенков, сочетающимися между собой и с основными цветами, не составит большого труда.

Виола одноцветная сделала бы небольшой партер более выразительным
Виола одноцветная сделала бы небольшой партер более выразительным
 
Одно из модных направлений современного садового дизайна — выбор единственного доминирующего цвета с целой гаммой оттенков, которые должны присутствовать не только в растениях, но и садовых конструкциях, аксессуарах, мебели, заборах и так далее. Немного контрастных окрасок используют лишь для подчеркивания и смягчения основной темы.

Фрагмент зеленого
Фрагмент зеленого

В гармоничной растительной композиции цвета должны быть уравновешены по насыщенности, что особенно важно при составлении миксбордера или многокомпонентных групп.

Излишняя яркость в рокарии
Излишняя яркость в рокарии
 
Растительная аксиома: в любом цветнике допускается не более трех доминирующих цветов.
 
Доминирование красного и фиолетового
Доминирование красного и фиолетового

В количественном выражении в цветнике предпочтительны следующие гармоничные пары цветов: 
  • 6 белых и 4 синих; 
  • 4 белых и 6 красных;
  • 3 желтых и 7 лиловых;
  • 3 красных и 7 сине-голубых;
  • 5 красных и 11 зеленых;
  • 3 желтых и 5 красных;
  • 3 оранжевых и 8 синих;
  • 4 розовых и 6 фиолетовых и другие.

Интересно? Продолжение следует. А пока предлагаю вам ознакомиться с этими полезными материалами:




Статья размещена в разделах: , , , , ,
140 комментариев 56 спасибо за статью 81 в избранном 55472 просмотра
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор статьи:
Добавили статью в избранное
Marozhka Марина Алёшина и еще 80 человек




Комментарии (137)
Спасибо, Людмила, за такой насыщенный урок. Мне так это интересно и нужно, набираюсь опыта и на вебинарах «Огорода от А до Я». Но печатное слово предпочтительнее. Переносила свои растения с места на другое, так как нутром чувствовала, что посадила не туда))
Татьяна, добрый день! Самое главное — учесть экологические требования растений и не посадить тенелюба на солнце и наоборот, а засухоустойчивое растение у воды или на влажный кусочек дачи. Когда вы с этим определитесь, то потом все компонуете: по цвету, высоте — это как теоритическая подготовка, после чего готовите посадочные или посевные места и высаживаете, высеваете. Гораздо легче все это осуществлять на практике, когда уже имеешь готовые растения в горшочках; их можно вначале расставить, посмотреть, как они будут смотреться в том или ином месте. У вас все получится, я уверена.
Спасибо ещё раз, Людмила. За 5 лето пришлось переварить книги Лещинской, Черняевой, Мягковой и пр. Но все же много даёт наш сайт. Теперь я уже порой вижу недостатки в городских посадках, режет глаз неухоженность зарослей.
Люда, эта тема для меня не нова, но очень доходчиво написано. Я много читаю по этой теме, но до меня не все доходило. Особенно нюансы, теперь буду готовиться к весне с вами вместе! Спасибо!
Замечательная статья! А где продолжение?
Татьяна, добрый вечер! Продолжение было сразу же в следующем месяце: Теория, воплощенная на практике
Спасибо большое, Людмила, за ссылку. Как я Ваши статьи пропустила? Сама удивляюсь. Всегда стараюсь читать. Тоже тащу к себе, чтобы потом не искать. Ещё не раз буду перечитывать.
Людмила, спасибо, не первый раз обращаюсь к Вашей статье, и каждый раз нахожу что новое для себя, о чем никогда даже не задумывалась. Все сразу запомнить не смогу, слишком много информации, и нет ничего второстепенного, все важно. С Вашего разрешения заберу в избранное!
Ирина, добрый вечер! Мне приятно, что вы заберете мою статью в избранное.
И еще добавлю несколько фото интересных композиций.

Карликовые ирисы и иберис вечнозеленый
Карликовые ирисы и иберис вечнозеленый

Колеус и бальзамины
Колеус и бальзамины

Композиция в водоеме
Композиция в водоеме

Композиция в широком садовом вазоне
Композиция в широком садовом вазоне

Сезонная композиция
Сезонная композиция

Агава и бальзамины в широком вазоне
Агава и бальзамины в широком вазоне

Рабатка из бархатцев
Рабатка из бархатцев
Не очень простая тема. Перечитываю уже в третий раз. И ещё раз 10 прочитаю.
Татьяна, доброе утро! Если что-то не понятно, задавайте вопросы, будем вместе разбираться.
Людмила, здравствуйте! Я написала, что тема о правилах композиции непростая, но это реально так. Надо всё это запомнить: ритм, нюанс, контраст и т.д. А затем ещё и правильно применять эти знания на практике. У меня есть такой вопрос. С помощью каких приёмов ландшафтного дизайна композициям придаётся динамичность? Ведь для того, чтобы сад был интересным, ему необходимо придать иллюзию движения. Как можно этого достичь с помощью растений?
Татьяна, добрый вечер! 1-е, что сразу пришло в голову — движение передается, прежде всего, с помощью злаков. Именно они, как никакие другие растения, податливые ветру. Если выбрать эффектные злаки-солитеры и ввести их акцентами в несколько композиций на дачном участке, то вы через них не только получите эффект движения на участке, но и свяжите ими все композиции в одно целое. Мне очень нравится их участие в ритмичных посадках.
Кроме того, динамичность композиции вы можете придать с помощью принципа непрерывного цветения, т.е. составления таких дачных композиций, где у вас всегда будет что-то цвести (за исключением зимы). Смена солистов в цветниках — тоже динамика. Причем в эту смену вы можете вовлечь не только красивоцветущие, но и красивоплодные растения. Не забывайте и о растениях-эфемероидах.
О динамичности, как одном из принципов растительной композиции, смотрите вот здесь: Теория, воплощенная на практике.
Злаки в ритме цветников. Фото Василия Войнова
Злаки в ритме цветников. Фото Василия Войнова
Людмила, спасибо, за ответ! Очень люблю злаки. У меня тогда к Вам встречный вопрос, как к знатоку растений. Какие злаки Вы порекомендуете? У меня два маленьких условия: они должны быть многолетними и должны успеть зацвести в климатических условиях Нижегородской области. Очень хочется подсадить злаки к розам.
Танюш, а как же злаки? Ведь они и делают динамику.
Татьяна, вы абсолютно правильно оценили злаки.
Да, конечно! Но не только злаки придают саду динамичность.
Татьяна, поосторожней со злаками… У меня есть маленький злаковый садик. Так вот есть очень агрессивные экземпляры, которые не просто каннибализируют соседей, но и на метры вокруг пускают глубокие корни, выкопать которые невозможно, приходится скашивать поросль, а где невозможно скосить — ножницами подрезать. В моем случае я столкнулась с мискантусом и еще одним, очень красивый, голубой, низкорослый, название забыла. Я их сажала в толстые пластиковые высокие контейнеры, которые без два закапывала. Они то ли снизу глубоко пошли в разные стороны, то ли пробили стенки . Так с ножницами и бегаю теперь по горке и вокруг.
Спасибо, Наташа, за предупреждение!
Не за что! А к розам я бы подсадила овсяницу или овсец живородящий — этакие шарики-ежики.
Вот нашла в интернете моего голубоватого агрессора. Очень похоже, по крайней мере метелки его. Только у меня голубее.

Какой красавец! Ну как такое чудо не посадить? Наташа, а он многолетний? Зимует без укрытия?
Вот я посадила! У нас есть одна дачница, у нее вообще эксклюзивный участок, она каждый год модные новинки прикупает. Они разрастаются, и она особо увлеченным безвозмездно кусочки раздает. Вот я и взяла. Но она меня предупреждала, что эта красота через корневую систему размножается. Я мимо ушей пропустила и посадила вплотную с другими злаками. С ним рядом только мискантус выдерживает, они друг друга стоят, и овсяница почему-то тоже (у нее кочка очень плотная и сильная). Приходится очень часто избавляется от поросли вокруг на метры. А так красиво, я поддерживаю два таких куста, как на картинке.
И, конечно, он многолетний. Осенью обрезаю, весной растет быстро как миленький по типу хост. Никакого укрытия.
Наталья, посмотрите на предмет идентификации Элимус голубой…
Евгения, спасибо огромное — это точно он, элимус голубой . Скоро до теплицы доберется своими корнями, меня тогда супруг сотрет с лица земли вместе с ним . Но хорош необыкновенно, просто как нарисованный. Что делать, красота (это я о злаке) требует ухода и жертв (это я о своем времени).
Еще раз спасибо — пойду запишу название. А лучше — сохраню в избранном
Согласна! Хорош необыкновенно! Я страдаю, что у меня нет места для него — абсолютно «моё» растение внешне!
Его распространение нужно как-то ограничивать. Есть какая-то специальная лента. Не помню, как называется. Наташа, а мискантус успевает зацвести?
Лента помогает от распространения травки. А от этого злака даже толстое глубокое ведро не помогло
Все очень замечательно на фото… Но я не сдаюсь, ходя соседки его извели.
Наташ, я тоже давно мечтала такой кустик завести. Но когда посадила — и не знала как избавиться. Разрастается, не дает колос. В общем еле-еле извела. Но мечта осталась...
Это вы про мискантус или элимус голубой? Элимус стал давать колос только со временем. А извести их для меня уже нереально — мискантус заполз вовсю на горку. А элимус — пространство под горкой заполонил . Это надо горку «разбирать» и все окружающее пространство перекапывать
Наташа, у меня, по-моему, мискантус рос.
Вот и я теперь боюсь. И еще у меня от бывших соседей осталась полосатая травка, жесткая. Названия не знаю, но ползёт во все стороны
Злаки в большинстве своем «ползут» — поэтому с нетерпением жду последний урок, что там нам напишут…
Елена, случайно не такая вот трава?

Райграс клубеньковый
Райграс клубеньковый
Да, Анечка, такая. Очень разрастается.
Мискантус зацветает в августе потрясающими большими метелками. В сентябре они вообще великолепны и готовы к срезу как сухоцвет. У меня очередь всегда стоит из дачниц за ними — на зиму в сухой букет. А сами не хотят выращивать, хитрюги
Спасибо ещё раз, Наташа! Я почему спросила про мискантус. Читала, что в условиях средней полосы России он не успевает зацветать. Значит, всё-таки, успевает. Наташа, а может он просто сеется, поэтому и распространяется?
Да нет, если бы семенами, он бы мне по всему участку «детенышей» разметал, он же высокий. Корнями — потянешь росток, а от него к соседям тянутся корешки…
Наташа, он у меня был долго, рос на песке и гравии, скорость продвижения была ой-ой. Пробирался в сирень, как пырей. Я его вынесла за забор, и он прекрасно там расползается. Смотрится очень хорошо.
Да в том-то все и дело, что я его посадила как часть злаковой композиции. А за забор некуда выносить.
Наташа, самое смешное, что его не едят бычки, а у нас иной раз соседские убегают с заливного луга, идут мимо заборов трёх домов к своему нерадивому хозяину, едят всё подряд. Но никогда этот злак не трогают, поэтому после них эти кусты выглядят в одиночестве очень живописно.
Прикольно — бычки в мискантусе. А не едят они его, наверно, потому что он твердый как бамбук. Не зря его называют китайским тростником.
Людмила, спасибо за интересную и полезную статью! Жаль, только сейчас обнаружила. Кое-что выписала по цветовой гамме и вообще добавила в избранное, так как на даче у меня нет возможности интернета. А посадки уже сделаны, т.е. заложен розарий осенью. Весной и летом буду разбираться, что получилось. Вообще у меня центральный розарий дугообразный из роз расцветок в фиолетово-сиреневой насыщенно розовой гамме. Не могу написать сорта, так как план посадок находится на даче. И один кустик бежево-белого цвета — крокус роза, и по краям с одной стороны у дорожки посажен фиолетово-синего цвета карпатский колокольчик к нему. Планирую между ними посадить что-то также низкое бело-бежевого цвета или лучше зеленого цвета? Людмила, что посоветуете — или между ними т. е. колокольчиками — алисум? И вообще, как вы считаете, гармонично у меня ли должно получиться в цветовом плане?
Надежда, добрый вечер! Розы настолько самодостаточны, что даже при советах высаживать их с лавандой, шалфеями, чистецом византийским и т.д., лучше этого не делать; особенно, когда идет речь о розарии. Неплохо смотрится между розами зеленый газон, но не впритык подходящий к самим розам, о с оставлением небольших чистых «приствольных кругов» с целью безопасности роз при стрижке газона.
Ваш фиолетово-сиреневый розарий с 1 кустом бежево-белой розы можно еще разбавить 1-2 белыми розами (к сожалению, не известно сколько всего кустов высажено, какой площади ваш розарий, ваши личные цветовые пристрастия, может вы не любите желтый цвет и желтые розы, которые могли красиво контрастировать с фиолетовыми и т.д.). Но опять-таки, если есть место для посадки. Розы нельзя загущать, они должны проветриваться, тогда они меньше болеют.
С другой стороны, если вам нравится, то почему бы и не окаймить розы. В идеале для них подойдет фоновый зеленый бордюр из низкого самшита или бересклета Форчуна формы мелколистной. Т.е. вы розы помещаете в раму, и все — образ завершен, можете даже не закрывать почву между ними, а оставлять чистой. За зеленым бордюром это вполне допустимо. Иногда высаживают между розами низкие весеннецветущие растения: маргаритки, незабудки, виолу Виттрока, которые декоративны до жары.
Не хочу навязывать вам свое мнение, но я бы колокольчик карпатский и алуссум (лобулярию морскую) высадилабы в рокарий, если он у вас есть, или ближе к хвойным растениям. Смотрите вот здесь: Маленькие, да удаленькие: 6 лучших низкорослых колокольчиков для рокария и бордюра
Людмила, спасибо за развернутый ответ! Думаю, весной и летом вернусь к этому вопросу, а пока что могу описать: дугообразный розарий примерно 7 м на 3 м, с одной стороны действительно газон, а с другой стороны проходит мощенная дорожка. Вот со стороны дорожки я и окаймила колокольчиками с промежутками, пока эти промежутки пустые, потому хочу добавить именно белого цвета. Да, а роз примерно 10-11 штук. И конечно посажены с расстояниями между ними. Да, и конечно, если что-то не выживет, в зиму обязательно добавлю розу с белым цветом. И спасибо за ссылку, буду изучать, а летом обязательно фото выставлю.
Добавлю, что между розами, конечно, сидят тюльпаны. Но хочу их после цветения удалить, так мешают при рыхлении.
Спасибо большое за очень нужную статью, Людмила! Теперь вижу у себя ошибки в посадках, буду думать, как исправлять… До весны время есть Добавила в избранное. Для меня самое сложное — учесть время цветения всех растений. Об этом факторе я частенько забываю, хотя и календарь есть…
Нина, надо сесть и составить таблицу, «загнав» в нее все ваши растения с указанием в следующих столбцах: высоту, сроки цветения и окраску цветков. Высота сразу даст вам размещение растений в композиции: передний, средний и задний планы цветника. Далее отбор для компоновки растений в композицию скорректирует именно время цветения: надо разобрать растения в группы, хотя бы: весеннецветущие, летнецветущие и осеннецветущие и заключительный этап сочетание цветов.
На основе такой таблицы уже можно рисовать схему цветника цветными карандашами.
Спасибо, Людмила, за подробную инструкцию Как-то так я себе это и представляла… Теперь осталось только сесть)) А весной — опять пересаживать.
Добрый вечер, Людмила и все участвующие в обсуждении! Рискну задать вопрос, касающийся общей темы, даже покажу на фото. Суть: бетонная дорожка с наклоном, слева неё подсыпка из песчано-гравийной смеси длиной 4 м, ещё левее проложен слив для дождевой и талой воды. На узком участке посажен бадан толстолистный, место солнечное, но он растет и в тени, и на солнце. Сначала я хотела что-то ещё туда… Но… положила булыжники. Розовые метелки у бадана мне не очень нравятся, всё бы ничего, если б он весь цвёл. А так — через раз — лучше удалить цветоносы. Осенью красные листья декоративны, но летом только зелень. В конце этой полосы поворот дорожки на 90 градусов, там более широкое место, где сидит ива пестролистная между двумя зелёными подорожниковыми хостами. Раньше там были 2 волнистые пестролистные хосты, но сильно «резали» глаз, пестрили. Стоит ли разбавлять бадан? Ещё важно: грунт из ПГС мне менять запрещено, а не каждое растение будет там развиваться.

Начало октября, листья покраснели
Начало октября, листья покраснели
Мне так нравится, не вижу, что можно добавить. И… это… обрати внимание на центральный камушек (в центре фотографии), он живой
Живой камень — это надо же!!! Я и не заметила.
В каком смысле живой?
Татьяна, а что если попробовать очитки почвопокровные? Они образуют плотный коврик и цветут симпатично. Я бы и камушки положила, только маленькие, они прекрасно подходят и к баданам, и к очиткам.
Татьяна, а что, если голые участки засеять мшанкой или засадить флоксом шиловидным? Флокс будет застенчиво выползать на дорожку, а мшанка затянет все пространство, и растут они на скудных почвах.
Поэзия))) Застенчиво выползать)) флокс шиловидный у меня на рассаду есть, а мшанка незнакома. Есть ещё тимьян лимонный, тоже стелется. Я не догадалась использовать. Спасибо за подсказку.
Почитала о мшанке, это же то, что ирландским мхом зовут. Но пишут, что не любит сырых мест, выпревает, а тут самый слив, всегда сыро. Для бадана — удовольствие.
Моя мшанка тоже на солнышке любит понежиться, а вот у соседки выглядит как мшанка, но любит тень и влагу. Она её привезла из отпуска с каких-то озер, наших Уральских. Можно поискать в инете.
Добрый день, Татьяна! Насколько я поняла, вас волнует вопрос по растениям для песчаной канавы, заполненной песчано-гравийной смесью (надо подобрать соседей бадану) и вопрос о покрытии почвы на сосновом каменистом участке.
Ситуация, которую вы описываете с канавой и баданом – вообще-то непростая и даже архисложная, и я вам сейчас поясню почему. Мы имеем канаву, заполненную песчано-гравийной смесью с неизвестным механическим составом. Вы пишете, что тут исключительно песчано-гравийная смесь, но, я думаю, что здесь присутствует еще и намывная почва или «работает» почва в подложе канавы (ведь длиннокорневищный бадан толстолистный на чистом песке и гравии вряд ли бы рос). Водный режим тут прорисовывается ясно: продолжительно сухо, а затем временно проточный участок. Но влажность в канаве, скорее всего, частая: лишайники на камне вдохновили семидачниц, вовлеченных в обсуждение, сказать о камне «живой». Вы пишете, что дорожка, соответственно, и канава с баданом, находятся под наклоном. Значит, вода может где-то стоять, а где-то «сносить» растения. Бадан у вас цветет не весь и не всегда. Такая картина связана, как с недостатком света (вы пишите, что бадан растет и в тени, и на солнце) так и с бедностью почвы.
Еще вы описываете момент, что пестрые хосты у вас росли неплохо, но «пестрили». Значит, они с крупными монументальными листьями, и, конечно, пестрыми, как у полосатых сортов хост, для дополнения бадана не подходят. Получается так, что подбирать ему партеров надо будет почти «методом научного тыка» или попросту методом проб и ошибок.
Учитывать придется также освещение и то, что растения должны быть с более мелкими, возможно и тонколистными, ажурными, но не с хрупкими листьями, а если с хрупкими – то растения должны быть быстрорастущие (чтобы быстро восстанавливались). Еще один момент про размер растений для канавы. Думаю, все они должны соответствовать параметрам бадана, а точнее его высоте, и, как уже говорилось, размеру его листьев.
Итак, рекомендую попробовать в глубокой тени: плющ, барвинок, пару лесных или декоративных папоротников, а если найдете – многоножку, костенец, зеленчук, декоративные ситники, селезеночник, горлянку.
Для среднеосвещенных участков стоит попробовать низкорослые ирисы, манжетку, почвопокровные вероники, вербейник монетчатый, будру плющевидную и её пестролистные сорта, декоративные герани, теневыносливую камнеломку, очитки. Также тут должна будет буйно разрастись цимбалярия постенная, но с ней стоит быть поосторожней: у нас на юге во влажных местах она ведет себя как сорняк, хотя в более суровом климате она непредсказуема, может вымерзать. Агрессивно здесь может повести себя и ландыш майский, но, если его сразу ограничить бордюрной лентой, показав ему его жизненное пространство, то будет довольно красиво. Попробуйте посадить 1-2 калужницы, они хоть и выше бадана, но имеют веселые желтые цветки. На «вершине» канавы могут быть интересно представлены: астильбы, бузульник, вербейник обыкновенный или точечный, плакун-трава, волжанка. Но их лучше высаживать «штучно», только для «разбавления» монотонности канавы.
Для солнечных участков рискните попробовать мелколистные очитки, овсяницы и другие мелкие злаки, возможно и полезную зубровку, а можно попробовать лекарственный калган и влаголюбивые мяты. Вообще-то на участке полного освещения можно пробовать высаживать все излишки, вдруг что-то подойдет?
Теперь про сосны. Я поняла из описаний и фото, что это каменистый склон, но неясны ориентация и градус, плотность посадки, степень каменистости и плодородие почвы. Именно они определяют то, что стоит сделать на участке. Есть несколько вариантов. Первый — ничего не «усложнять», оставить сосновый участок как есть, по периметру вдоль дорожек, если позволяет освещение, высадить рододендроны, вереск, возможно, бруснику, голубику, кое-где попробовать хризантемы. Второй вариант — сделать микро-террасирование или подпорные стенки, расставить декоративные камни, посадить между сосен растения, замульчировать декоративной цветной корой, дроблеными шишками, крупной галькой. Но это дорого и непредсказуемо. Причина – неизвестна реакция сосен на нарушения корневой системы, необходим будет постоянный контроль и уход. Еще один вариант реконструкции вашего соснового уголка – подсадка других видов и форм сосен, а если позволяют условия – других хвойных с контрастирующей или дополняющих композицию хвойных: вертикальных колонновидных форм можжевельника, горизонтальной микробиоты, можжевельника казацкого, карликовых форм сосны горной и т.д.
Конечно, для более точных рекомендаций необходимы фото в разное время года и суток, причем, не только фото, но и план с перепадами высот. Кроме того, я думаю, что надо рассмотреть подробно верхний слой почвы. Если корни сверху или близко – никаких посадок, разве что небольшие растения, и то небольшими группами-точками. Если корни уходят вглубь и есть освещенные места – то возможны варианты для посадки более крупных растений в «световые окна».
Доброго начала Нового года всем нам! Спасибо, за такой развернутый ответ, Людмила! Не было сомнения, что именно такой и будет. Вопрос именно в соседях бадану (либо отсутствии их). Мне придется все растения изучать по списку, многих я не знаю, возможно, правильное название не знакомо. Конкретно здесь место солнечное в течение всего дня и влажное (штык лопаты — вода). Калужница, её я точно знаю, распространена у нас ниже участка, так как там спуск к реке, мы на 20 м выше уровня реки. Буду пробовать, это правильно и интересно для меня, понятна суть подбора. Отсев ещё купим, добавлю. Вопрос о соснах не задавала, но очень хорошо, что все разъяснили. Мы, как часто бывает, ушли в сторону с «девушками» при обсуждении. Поскольку сосна — любимое мое дерево, я, как среднестатистическая женщина, не могла не ответить на вопрос об отношении к сосне на скале. Сосновый уголок я выращивала на голом отсеве (60 машин привезли). Он мне очень дорог, здесь над лужайкой на высоте 1,70 м и пеньки для отдыха ставлю, ближе к дому сирени «Мадам Лемуан» и «О-да Колесникова». Сосны разных возрастов, есть сибирская, горная, обыкновенные, казацкий можжевельник растет. Очень дорожу ими, потому что сделали все сами. Камни передвигаю, перебрасываю с места на другое, как все дачники. Проходы, дорожки изменяю, но полагаюсь скорей на интуицию. Ваши советы кстати по соснам, спасибо. У меня есть фото только с телефона.

Ноябрь, грунт искусственный хорошо виден
Ноябрь, грунт искусственный хорошо виден

За сиренью площадка. Октябрь, туман, не до патио!)) Сосна слева растет в низинке, шишки с нее варю.
За сиренью площадка. Октябрь, туман, не до патио!)) Сосна слева растет в низинке, шишки с нее варю.

Лето, одна из сосенок обыкновенных
Лето, одна из сосенок обыкновенных
Татьяна, добрый день! Прочитав вот этот ваш комментарий, «Очень хорошо, что мнения разные, в этом вся суть обсуждения. Имею 13 разновозрастных сосен на каменистой горе на своем участке. Огромные, не обхватить, берёзовые пни тоже стоят, но лишь один сезон живут, на них петуньи и бегонии стоят. Как-то я больше склоняюсь к каменистой засыпке. Возможно, ошибаюсь. Надеюсь, совместными усилиями, а также с помощью Людмилы Улейской, выход правильный увижу.», я решила высказать свое мнение не только на счет канавы с баданом, но и по поводу вашего соснового участка.
Восхищаюсь вашими успехами и объемом работ, которые вы осуществляете у себя на участке.
Да что Вы, Людмила, благодарю за каждый совет. Хочется сделать и пожить в красоте, всегда мечтала о соснах у дома. А годы как-то стали быстро лететь, жаль. Сейчас всем, кто к нам обращается за советом, говорим, чтобы сажали, а не строили, не откладывали на потом.
Отличная статья, спасибо! А я тоже решил облагородить участок по идеям жены, но как это все скомпоновать было не понятно… Мне оочень помог в этом курс Специалист по Ландшафтному дизайну.
Раздваиваюсь!)) Камней бы где взять… Шланг мне глаз давно режет. Вообще это место меня долго будоражило, оно было просто голое с песком и гравием. Интересно было наблюдать, как и какие сорняки осваивают пустыню.
Татьяна, а если корой замульчировать?
Кора с камнем «дружат» ли? Если
же камни убрать, то будет гОло, я пробовала. И сразу вроде чего-то не хватало. Есть у меня клематисы, замульчированные корой, у ног арок положены крупные камни скорей для того, чтоб не наступали ногами. Камень с металлом здесь нормально смотрится.
Конечно, дружат! Натуральные материалы всегда отлично смотрятся вместе. Представьте скалу и на её краю сосну. У Вас это вызывает отторжение? По-моему, это красиво. Оставьте камни и попробуйте замульчировать корой. Будет смотреться хорошо. И шланга видно не будет. Минимум работы — максимум красоты. Да, кстати, Татьяна, попробуйте центральный камень, который поменьше, сдвинуть вправо, придать ассиметрию композиции. Мне кажется, что так будет интереснее. Лёгкая такая небрежность. В природе ведь камни не лежат на одной линии.
Хвойники и камни — это естественно, у меня их полно именно на насыпном грунте, но тут не то, кора с розами отлично.
Татьяна, я останусь при своём мнении, что камни и кора будут отлично смотреться рядом. Вы просили совета, я Вам его дала. А вот воспользоваться им или нет — это уж Ваш выбор.
Я свои хвойники мульчирую сосновыми шишками, попробуйте, не хуже коры выглядит
А шишки обрабатываете?
Шишками из леса я тоже мульчирую, чаще гортензии, сосновых труднее набрать, еловые, гниют неплохо, но вид у них неопрятный становится. И ходить по дорожкам и видеть это выше сил. Поэтому кору набираю в лесу или покупаю. 120р.мешок. Хвойники так подросли, что уже мульчировать не надо, опада хватает. А бадан в этом году очень обильно цвел, просто при посадке я слишком поделила его. И поняла, что отсев с камнями для него отлично, шланг засыпала отсевом.
шишки не обрабатываю ничем, но надо брать сосновые, еловые после зимы полугнилыми становятся. А сосновые пару лет вообще хорошо выглядят, а потом я сверху новые подсыпаю и получается хороший слой мульчи. Ну или можно старые убрать, это нетрудно, и подложить их под гортензии или рододендроны. Но я старые оставляю, пусть удобряют землю.А еще по шишкам можно погоду узнать. Перед дождем они закрываются и становятся узкими, а перед жарой они раскрываются и растопыриваются.
еще и польза
Ученые – биологи, проводя бесконечные опыты и эксперименты, обнаружили на шишках сосновых деревьев полезный гриб, содержащий в себе фунгицидные способности. Активные компоненты блокируют развивающиеся инфекционные поражения, предотвращают возможные распространения и развитие грибных спор. Химическое вещество предлагают потребителю в гранулированном виде. это Строби
Вот замечательно, спасибо за информацию, не знала, что шишки еще и пользу приносят. значит, буду их использовать и дальше.
Владимир, Строби хвалят, но как производят его, я узнала от Вас. Буду рада конкретной ссылке(что именно из шишек). Шишки могут принести пользу, как мульча и не более. И от пересыхания предохраняют, и гниют, выделяя углерод. Подозреваю, что препарат, получают из нераскрывшиеся шишек с семенами, суть в этом. Поэтому и мы варим их, а ещё лучше ферментируем в воде на солнце. Отличное средство для лечения простуд, поднятия иммунитета и пр. Почки рано весной сушим. В сосне полезна и кора и хвоя(зимняя).
Про камень, думаю, так надо, может ещё добавить. А вот касаемо натуральных материалов, не всё просто. Пенек с камнем не поставишь, к примеру. Да и камни надо тоже однородные по цвету
Пенек он и есть пенёк, с ним что хочешь рядом ставь, красоты никакой. Если только грибок из него сделать на детской площадке.
Рискну встать на защиту пеньков
Таня, из пеньков получаются очень интересные композиции. А иной раз и пеньки попадаются просто удивительные, своеобразные. Не, как ни крути, а пенёк — это натуральный природный элемент
Анна, не знаю, конечно, может кому и нравятся пеньки — как природный материал, но я их на своём участке ни в каком качестве не вижу. Есть у меня два пенька, между грядок. Намереваюсь им в следующем сезоне сделать «харакири». Надоели, жуть! Я всё время об них запинаюсь, от них только синяки, и поганки на них растут. Если у кого другое мнение, так удивите меня пеньком в красивой композиции…
Танюш, а ты их задекорируй, например, в виде грибочка. Или кашпо со цветами, тогда точно запинаться не будешь!
Ой, нет, Танюш! Я уже писала, что грибочки, гномики и другие сказочные персонажи — это не моё. Не люблю. Для детской площадки они конечно подойдут. Может, кому-то нравятся. Это дело вкуса владельцев сада.
Тань, я с тобой солидарна, тоже не любитель таких игрушек! Но вот вазон для петуний в пеньке очень нравится, но у меня пока такие не наблюдаются!
Таня, у меня тоже есть пенек на участке. Он там хорошо обосновался… Может Вам будет интересно История грушевого пенька
Я посмотрела, Нина, пенек Ваш элегантный. Мои же более «весомых достоинств»)) Придется показать, в этом году в 15 кубометрах 6-тиметровых дров была такая берёза. Обычно я ставлю в зоне отдыха чурбаны поскромнее. И уж с булыжниками они никак…

«Фишка» дров
"Фишка" дров
Ого! Вот это размерчик! Как мужики вообще такое дерево перепилили?
Это дерево перепилил сидящий дровосек, один. Привозят длиной 6 м, пилят их с помощью спецмашины. А эти пни получила я уже от мужа. Мы каждый год заготавливаем дрова, хотя пеллеты тоже покупаем. Эти пни он уже расколол в ноябре. Слишком крупные, а в прошлом году у нас были в виде кресел со спинкой.
А я уж думала, что он бензопилой их на такие большие части распилил, и очень удивилась. Подумала: «Во даёт мужик, силён!» Вот одна такая часть — это же тяжесть не преподъёмная! Втроём не свернёшь.
Тань, это он как раз их распилил, видно я мудрено рассказала. Каждый год тренируется. Спросил:«Нужны? А то расколю!». Кстати в этом году были пни поменьше с гнилой сердцевиной, я так и не посадила в них ничего. Берёза быстро гниёт, сезон и готова. Если б ель или сосна…
Пилил электропилой, бензопилу и бензокосилку не признает
Аааа, ну тогда точно, силён! Как он это делал, могу только догадываться. Пила меньше бревна в диаметре.
Очень любит, когда хвалят, там соседки стараются)) дрова колет и складывает тоже только сам, виртуоз. После того, как я сложила поленницу, а она через день рухнула, мне доверия нет
Ну, может это и к лучшему, что доверия нет. Я как-то в глубокой молодости погладила мужу брюки. Ну, и вместо одной стрелки у меня получилось две, как я ни старалась. С тех пор, гладил брюки сам, я из доверия вышла. И мне так было хорошо! Терпеть не могу гладить такие брюки — со стрелками, да ещё и через марлечку.
Ого-го! Я бы один или два таких пенька себе загробастала, выдолбила бы внутри и сделала из них вазоны для петуний
Вот это пеньки Впечатляет!
Нина, спасибо, поглядела. Да, я знаю, что в таком качестве пни используют. Но в мои планы пни, к сожалению, не входят. Участок маленький, буду всё убирать.
Конечно, Таня, убирайте, если мешают и если не «вписываются» в общую композицию и стиль.
Танечка, я понимаю, что и пеньки — дело вкуса каждого, и что далеко не всякий пенёк хорош, и не везде не всегда вписывается, в каких-то вообще не вписывается ни каким боком, а только портит, нарушает общий вид и гармонию. Я же не об этом говорила… просто вы так категорично про пенёк сказали, вот, мне и стало жаль пеньки, и сочла необходимым замолвить словечко в их защиту. Любому не понравятся пеньки, о которые постоянно запинаешься… у нас тоже этим летом выкорчёвывали пни ненужные.
Не знаю, мне кажется, я вряд ли могу вас удивить… просто мне мои пеньки, те, которые композиционные, нравятся очень Почему-то с детства всегда считаю пеньки живыми, я их так вижу, чувствую… и мне нравится с ними экспериментировать, пробовать что новое… на самом деле, но это лично моё мнение, всему есть его место в пространстве, трудность порой заключается в том, что найти, увидеть именно его место, куда он впишется, как будто всегда там и был… у меня, пока ещё не очень получается, но я пробую, учусь

вот, одна из композиций, которая украсила, как мне кажется, заполнила собой пустое место на повороте… растюшки пока ещё не очень разрослись (это в июне)
вот, одна из композиций, которая украсила, как мне кажется, заполнила собой пустое место на повороте... растюшки пока ещё не очень разрослись (это в июне)

вот, общим планом хорошо виден поворот
вот, общим планом хорошо виден поворот

к осени немного обросла композиция
к осени немного обросла композиция
Анечка, у Вас очень мило! И пенёк Вы так искусно замаскировали, почти не бросается в глаза. Я хочу объяснить свою позицию по поводу пней. В моей голове уже начинает складываться общая картина моего маленького сада. Она конечно ещё претерпит изменения — это однозначно. Но я хочу, чтобы сад был в романтическом стиле, но с современными тенденциями. И в его концепцию, ну никак не вписываются пни, ни маленькие, ни высокие, которые можно использовать, как подставку под кашпо. Я просто это не люблю. Кому нравятся такие элементы в саду, те используют. Ещё раз оговорюсь — это дело вкуса хозяина сада. А мои пни уже полуразрушенные, старые, на них только поганки растут. Естественно я эти гнилушки буду убирать. Можно использовать пни и как опоры для лавочки, но это определённый стиль, и его придётся придерживаться во всём. Я предпочитаю другой стиль.
О, да, Танюш! Я как-то среди современных элементов тоже не вижу пеньки, это точно
Аня! Здорово! А лиана это что? Актинидия или виноград приречный?
В районе пенька, да, актинидия… а так, там по забору и на крыльцо живой крышей, растут и она, и виноград амурский, и ещё какая-то лиана.
Татьяна, мне вот такие нравятся Хотя у самой пока нет. Думаю — где взять пень!?!




Могу отдать, Наташа, пару-тройку пеньков. Хорошие домики.
Татьяна! Я бы забрала с превеликим удовольствием!! Но как известно «Свинушка полушка, да рубль перевоз». Обещаю, как только узнаю, что опробовали «телепортацию», я первая в очередь!!!! А так пробую сделать из каркаса и «пластичного бетона». Летом, думаю, покажу
Наташ, посмотри этот пенёк. Мне очень понравился. 
Лена! Благодарю тебя. У меня почти такой принцип работы, только чуть проще (чище) и клей ПВА. Правда опять не фотографировала, когда делала!!! Когда делаю фото этапов… «запал пропадает»
Я тоже посмотрела с удовольствием, споро работает, пенек красивый получается. Но у меня терпения не хватит, да ещё с цементом давно не дружу. Единственный раз делала вазон, как ни оберегала руки, все равно кожа среагировала.
Ой, мне такие пеньки тоже ооочень нравятся! Класс! Но, чтобы такой пенёк сделать (особенно на первом фото), нужно иметь набор специальных инструментов и учиться этими инструментами работать с деревом… я пока о таком мечтаю только
Никаких «супер» инструментов не надо. Если видео найду про крышу, как сделать, я тебе скину. У тебя уже есть основа — прекрасный пенёк, осталось только крышу и дверку. Ну и дальше…
Наташа, это будет здорово!
А они разве настоящие? Мне кажется, что они искусственные.
Таня, ты думаешь, они искусственные? … после твоих слов пересмотрела фото домиков-пеньков… на втором фото однозначно настоящий, а вот, на первом фото под вопросом… возможно, и вправду домик искусственный, из чего-то сделан.
Сдаётся мне, что на верхнем фото домик из гипса (или что-то из той оперы,) краска, лак, годовые кольца на пне сверху и сбоку на ветке справа не натуральные. Это, как фигурки садовые. Но я б купила. Это ж не гном и не пират, сейчас кого только не встретишь.
Второй мне тоже кажется настоящим, а первый, по-моему, нет. Но как хорошо сделан!
Анна, тут ведь ещё дело в том, что пни около какого дома, деревянного, каменного, деревенского или новых стилей. У меня и корни огромные лежат, я их пропиткой обработала, 4 сезона и целые.
Полностью согласна с вами, Таня. Это надо смотреть в каждом конкретном случае.
Очень хорошо, что мнения разные, в этом вся суть обсуждения. Имею 13 разновозрастных сосен на каменистой горе на своем участке. Огромные, не обхватить, берёзовые пни тоже стоят, но лишь один сезон живут, на них петуньи и бегонии стоят. Как-то я больше склоняюсь к каменистой засыпке. Возможно, ошибаюсь. Надеюсь, совместными усилиями, а также с помощью Людмилы Улейской, выход правильный увижу.
Людмила, какую бы вашу статью ни прочла, всегда очень качественный материал, спасибо большое. Как и многие другие, унесла статью в свою копилочку, чтобы ещё перечитывать и иметь под рукой во время практики.
И опять — шиииикарная статья! Спасибо, Людмила
Я всё это знаю, простите за наглость НО… как же интересно читать и узнавать новые нюансы темы!
И очень много всего интересного в комментариях.
Немедленно — в избранное!
Надежда, большое спасибо за такой приятный комментарий!
Людмила, я — всё честно — как есть!..
Как всегда- насыщенный познавательный материал!
Хотелось бы обсудить возникшие у меня сомненья…
Часто встречаются композиции одноцветные (оттенки зелёного, переливы белого, сад в голубом наряде и пр.пр.пр.)
У меня чисто случайно сложилось так, что по соседству оказались растения с серебристой листвой.
И подумалось: если такие растения, как цинерария, ясколка, стахис — намеренно собрать в композицию… Насколько это будет сочетаемо рядом?
На данный момент мне показалось, что растения приглушают впечатление (цинерария потерялась рядом с ясколкой и ясколка не имеет чётких очертаний куста...)
На данный  момент мне показалось,что  растения  приглушают впечатление (цинерария  потерялась рядом  с  ясколкой  и  ясколка не  имеет чётких очертаний куста...)
Последний раз редактировалось

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: