Теория, воплощенная в практике
Итак, начнем с определений, которые помогут нам понять что и как делать.
Что такое композиция
Композиция (от латинского comрositio — расположение, составление, соединение) — означает организацию элементов и частей в единое целое; совокупность всех средств раскрытия образа. Это классическое определение всегда вполне оправданно и успешно применялось и к растительным композициям.Растительная композиция у водоема
Любая композиция из растений — это объединение в гармоничное целое отдельных растительных форм и элементов дачи.
Растительная композиция в рокарии, фрагмент
Чтобы добиться этой гармонии, следует учитывать основные принципы (они идентичны приемам, применяемым в живописи и архитектуре) растительной композиции — пропорции и ритм, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия, цвет и светотень. Следует принимать во внимание и характерные особенности, связанные с использованием живых объектов — растений.
Суккулентная композиция
Любой из принципов растительной композиции важен сам по себе. Однако, создание нужного образа, объединяющего в единую картину все составляющие элементы (которые способны жить достаточно длительное время на заданном пространстве), возможно лишь при условии умелого использования всех основных принципов.
Соразмерность и ритмичность
Соразмерность или пропорция — это определенное соотношение растений по величине (высоте, ширине или длине). Растения (элементы композиции) должны быть соразмерны друг другу (не только по вертикали, но и по горизонтали), отведенной площади и находиться в соответствующей пропорции с окружающим ландшафтом.Все части в композиции рокария соразмерны, фрагмент
Самое гармоничное и часто применяемое пропорциональное отношение — золотое сечение (деление непрерывной величины на две части, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине): С/b = b/a или a /b=b/С, где:
- С — целое;
- b — большая часть;
- a — меньшая часть.
Любая из величин (объектов), соотношение частей которой соответствует золотому сечению, визуально производит особенно приятное впечатление.
Геометрическая запись золотой пропорции
Применяя эти величины при построении растительной композиции, следует понимать, что нельзя просто переносить математическое понятие пропорции на живые объекты. При размещении растений нужно знать отличительные особенности каждого (высоту, обилие и продолжительность цветения, насыщенность цвета и так далее), чтобы соотносить их между собой, и при этом все они должны соответствовать общему замыслу композиции.
Отражение форм в водоеме
Нужно помнить, что виды, формы, сорта и гибриды изменяются в процессе роста и развития: они становятся выше и шире, а с наступлением цветения и плодоношения могут вообще поменять внешнюю форму — изменить «образ».
Белые тюльпаны и незабудка эффектны только в цветении
Важнейшими приемами, позволяющими выделить соотношение между различными элементами композиции, считаются контраст, нюанс и равенство.
Контраст
Контраст — это резко выраженное противопоставление однородных свойств элементов композиции, помогающее ярче оттенить их особенности. Контраст по высоте, например, заключается в сочетании высоких и низких растений (душица — тимьян), по внешней форме (плотный салат и ажурный укроп), по цветовой гамме (краснолистная лебеда садовая и серебристолистный дубровник беловойлочный).Контрастное сочетание по высоте
Контрастными могут быть форма или фактура отдельных частей растений (листьев или соцветий), или общий вид. Так, красивы контрастные сочетания листьев:
- округлых (бадан) и узких линейных (луки);
- огромных (ревень) и мелких ажурных (петрушка);
- крупных рассеченных (борщевик сибирский) и изящных (бутень).
Контраст фактуры листьев
Если в композицию не будут включены растения с контрастной формой соцветий, то какие бы изысканные сорта при этом ни использовались, она останется монотонной. Классические примеры контрастов по форме — плоские щитковидные соцветия тысячелистника и стройные вертикали коровяка, шаровидные соцветия луков и свечеобразные ослинника двулетнего.
Контраст соцветий
Фактура листьев и соцветий также может давать очень интересные комбинации. Мягкие, шелковистые от опушения листья коровяка (стахиса, шалфея) и гладкие, блестящие — бадана, любистка; пушистые соцветия василистника, артишока и жесткие — синеголовников. Таких примеров среди декоративных растений можно набрать довольно много. Однако, использовать прием контраста следует осторожно, чтобы не разрушить общую гармонию.
Акцент
Одна из разновидностей контраста — акцент, концентрация внимания на какой-то отдельной части композиции, достигается путем противопоставления тех или иных свойств одного (или группы) растения по отношению к другим.Акцент — мискантус
Например, для акцентирования (закрепления) углов миксбордера идеально подойдут высокорослые виды (любисток, коровяк, ослинник двулетний, индетерминантные томаты, фасоль огненно-красная на опорах и другие).
Нюанс
Лучше, если большая часть видов растительной композиции будет со сходными признаками.Нюансная композиция олеандра обыкновенного
Именно такая растительная композиция, в которой сходства между видами, формами и сортами больше, чем различий, и называется нюансной. Как правило, это родственные растения из одного семейства или виды одного рода, или различные сорта. При этом сходные декоративные признаки будут умножены в несколько раз, станут более яркими, насыщенными, что еще больше подчеркнет целостность композиции.
Если вам не нравится однотипность, составляйте композиции из контрастных декоративных видов, сходных по экологическим требованиям, но с различной формой листьев, соцветий, плодов.
Нюансная композиция салатов с контрастными сортами, фото чешских коллег
Оптические иллюзии, основанные на контрасте и нюансе, позволяют изменить пропорции отдельных элементов или композиции в целом. Так, при сопоставлении двух элементов длиннее будет казаться меньший в ширину, но больший по высоте. Крупное растение в окружении меньших по размеру будет смотреться еще массивнее.
В окружении малых
Для визуального уменьшения растения нужно разместить его рядом с более крупными экземплярами.
Целенаправленное применение контраста и нюанса поможет выявить главное в композиции, придать ей необходимую выразительность, подчеркнуть декоративные достоинства отдельных растений.
Равенство
Равенство предполагает полное сходство элементов по размерам, форме и другим признакам. Оно привносит в композицию спокойствие и стабильность. Так, при геометрической планировке дачного цветника подбирают декоративные растения одинаковой высоты, желательно цветущие в одно и то же время.Рабатка из виолы
Равенство нельзя отождествлять с равновесием, то есть с правильной организацией пространства и соразмерностью частей. Высокий стройный куст может быть уравновешен широким, с развесистым или округлым габитусом.
Правильно уравновешенное пространство
Равновесие бывает симметричным и асимметричным. Симметрия предполагает расположение одинаковых элементов строго относительно средней линии композиции (зеркальное отражение). Симметричные композиции уравновешенны и законченны, идеальны для создания регулярного стиля (грядок, классических клумб и так далее).
Симметрия и асимметрия, фото Антона Папкова
При асимметричном равновесии у гармонично расположенных элементов нет общей оси симметрии (но сами элементы могут состоять из отдельных симметричных частей). Асимметричная композиция обладает гибкостью, динамичностью, живописностью. Рекомендуется для создания миксбордеров, рокариев, пейзажных элементов природного стиля.
Ритм
Постоянное чередование одинаковых по размеру растений, повторяющиеся виды посадок, визуально разделяющие пространство, называются ритмом.Ритм красных тюльпанов
Он может выражаться, например, в линейном расположении высоких растений сходного габитуса, в чередовании однотипных по форме грядок на партерном огороде и так далее. Этот прием чаще всего используется для симметричных композиций.
Цвет и свет
На цвете, как одном из важнейших художественных средств оформления жизненного пространства, стоит остановиться особо, так как он оказывает на человека эстетическое, психофизиологическое воздействие и обладает лечебным эффектом.Цвет колеусов
Здесь мы ничего нового не изобретем, а просто напомним, что существует цветовой круг, который условно разделен на 7 частей:
Цветовой круг, фото сайта static.beautyinsider.ru
Основных чистых цвета — три:
- красный;
- желтый;
- синий.
Дополнительных — четыре:
- зеленый;
- голубой;
- фиолетовый;
- оранжевый.
Теплыми цветами считаются:
- красный;
- оранжевый;
- желтый.
Холодными цветами считаются:
- голубой;
- синий;
- фиолетовый.
Зеленый цвет — переходный; в зависимости от оттенков он может быть и теплым, и холодным.
Самые лучшие композиции получаются при использовании основных цветов и их оттенков. Пары теплых и холодных цветов (красный и зеленый, оранжевый и синий, фиолетовый и желтый) дают яркую и насыщенную гармонию в контрасте. Она приветствуется в парадных местах дачи — визитных цветниках, миксбордерах регулярного стиля. А вот в местах отдыха и пейзажных элементах оформления (рокарий, прибрежная зона водоема) она будет менее уместна.
Начинающим дачникам лучше составлять более мягкие сочетания, основываясь на парах:
- красный — желтый;
- оранжевый — зеленый;
- желтый — синий;
- зеленый — фиолетовый;
- фиолетовый — оранжевый.
Синий и желтый
А вот этих дисгармоничных пар (зеленый — синий, красный — оранжевый) следует избегать.
Чисто зеленый плектрантус сделал бы композицию более гармоничной
Теперь, когда мы ознакомились с принципами создания растительной композиции, подбор видов, форм, сортов с цветками, соцветиями и даже листьями определенных оттенков, сочетающимися между собой и с основными цветами, не составит большого труда.
Виола одноцветная сделала бы небольшой партер более выразительным
Одно из модных направлений современного садового дизайна — выбор единственного доминирующего цвета с целой гаммой оттенков, которые должны присутствовать не только в растениях, но и садовых конструкциях, аксессуарах, мебели, заборах и так далее. Немного контрастных окрасок используют лишь для подчеркивания и смягчения основной темы.
Фрагмент зеленого
В гармоничной растительной композиции цвета должны быть уравновешены по насыщенности, что особенно важно при составлении миксбордера или многокомпонентных групп.
Излишняя яркость в рокарии
Растительная аксиома: в любом цветнике допускается не более трех доминирующих цветов.
Доминирование красного и фиолетового
В количественном выражении в цветнике предпочтительны следующие гармоничные пары цветов:
- 6 белых и 4 синих;
- 4 белых и 6 красных;
- 3 желтых и 7 лиловых;
- 3 красных и 7 сине-голубых;
- 5 красных и 11 зеленых;
- 3 желтых и 5 красных;
- 3 оранжевых и 8 синих;
- 4 розовых и 6 фиолетовых и другие.
Интересно? Продолжение следует. А пока предлагаю вам ознакомиться с этими полезными материалами:
- Как оформить сад по правилам композиции
- Использование контрастов при создании цветников — советы практика
- Растения с колосовидными соцветиями для летних контрастных композиций
- Ажурные зонтичные растения для изящных садовых композиций
- Фиолетовые фантазии: растения для цветника в модной цветовой гамме
- Композиция из декоративнолистных растений
- Пеларгонии – путь от семени до композиций
- Композиции из суккулентов для дома и дачи
- Сам себе ландшафтный дизайнер, или Ошибки любительского садоводства
Карликовые ирисы и иберис вечнозеленый
Колеус и бальзамины
Композиция в водоеме
Композиция в широком садовом вазоне
Сезонная композиция
Агава и бальзамины в широком вазоне
Рабатка из бархатцев
Кроме того, динамичность композиции вы можете придать с помощью принципа непрерывного цветения, т.е. составления таких дачных композиций, где у вас всегда будет что-то цвести (за исключением зимы). Смена солистов в цветниках — тоже динамика. Причем в эту смену вы можете вовлечь не только красивоцветущие, но и красивоплодные растения. Не забывайте и о растениях-эфемероидах.
О динамичности, как одном из принципов растительной композиции, смотрите вот здесь: Теория, воплощенная на практике.
Злаки в ритме цветников. Фото Василия Войнова
Вот нашла в интернете моего голубоватого агрессора. Очень похоже, по крайней мере метелки его. Только у меня голубее.
И, конечно, он многолетний. Осенью обрезаю, весной растет быстро как миленький по типу хост. Никакого укрытия.
Еще раз спасибо — пойду запишу название. А лучше — сохраню в избранном
Все очень замечательно на фото… Но я не сдаюсь, ходя соседки его извели.
Вот и я теперь боюсь. И еще у меня от бывших соседей осталась полосатая травка, жесткая. Названия не знаю, но ползёт во все стороны
Райграс клубеньковый
Ваш фиолетово-сиреневый розарий с 1 кустом бежево-белой розы можно еще разбавить 1-2 белыми розами (к сожалению, не известно сколько всего кустов высажено, какой площади ваш розарий, ваши личные цветовые пристрастия, может вы не любите желтый цвет и желтые розы, которые могли красиво контрастировать с фиолетовыми и т.д.). Но опять-таки, если есть место для посадки. Розы нельзя загущать, они должны проветриваться, тогда они меньше болеют.
С другой стороны, если вам нравится, то почему бы и не окаймить розы. В идеале для них подойдет фоновый зеленый бордюр из низкого самшита или бересклета Форчуна формы мелколистной. Т.е. вы розы помещаете в раму, и все — образ завершен, можете даже не закрывать почву между ними, а оставлять чистой. За зеленым бордюром это вполне допустимо. Иногда высаживают между розами низкие весеннецветущие растения: маргаритки, незабудки, виолу Виттрока, которые декоративны до жары.
Не хочу навязывать вам свое мнение, но я бы колокольчик карпатский и алуссум (лобулярию морскую) высадилабы в рокарий, если он у вас есть, или ближе к хвойным растениям. Смотрите вот здесь: Маленькие, да удаленькие: 6 лучших низкорослых колокольчиков для рокария и бордюра
На основе такой таблицы уже можно рисовать схему цветника цветными карандашами.
Начало октября, листья покраснели
Ситуация, которую вы описываете с канавой и баданом – вообще-то непростая и даже архисложная, и я вам сейчас поясню почему. Мы имеем канаву, заполненную песчано-гравийной смесью с неизвестным механическим составом. Вы пишете, что тут исключительно песчано-гравийная смесь, но, я думаю, что здесь присутствует еще и намывная почва или «работает» почва в подложе канавы (ведь длиннокорневищный бадан толстолистный на чистом песке и гравии вряд ли бы рос). Водный режим тут прорисовывается ясно: продолжительно сухо, а затем временно проточный участок. Но влажность в канаве, скорее всего, частая: лишайники на камне вдохновили семидачниц, вовлеченных в обсуждение, сказать о камне «живой». Вы пишете, что дорожка, соответственно, и канава с баданом, находятся под наклоном. Значит, вода может где-то стоять, а где-то «сносить» растения. Бадан у вас цветет не весь и не всегда. Такая картина связана, как с недостатком света (вы пишите, что бадан растет и в тени, и на солнце) так и с бедностью почвы.
Еще вы описываете момент, что пестрые хосты у вас росли неплохо, но «пестрили». Значит, они с крупными монументальными листьями, и, конечно, пестрыми, как у полосатых сортов хост, для дополнения бадана не подходят. Получается так, что подбирать ему партеров надо будет почти «методом научного тыка» или попросту методом проб и ошибок.
Учитывать придется также освещение и то, что растения должны быть с более мелкими, возможно и тонколистными, ажурными, но не с хрупкими листьями, а если с хрупкими – то растения должны быть быстрорастущие (чтобы быстро восстанавливались). Еще один момент про размер растений для канавы. Думаю, все они должны соответствовать параметрам бадана, а точнее его высоте, и, как уже говорилось, размеру его листьев.
Итак, рекомендую попробовать в глубокой тени: плющ, барвинок, пару лесных или декоративных папоротников, а если найдете – многоножку, костенец, зеленчук, декоративные ситники, селезеночник, горлянку.
Для среднеосвещенных участков стоит попробовать низкорослые ирисы, манжетку, почвопокровные вероники, вербейник монетчатый, будру плющевидную и её пестролистные сорта, декоративные герани, теневыносливую камнеломку, очитки. Также тут должна будет буйно разрастись цимбалярия постенная, но с ней стоит быть поосторожней: у нас на юге во влажных местах она ведет себя как сорняк, хотя в более суровом климате она непредсказуема, может вымерзать. Агрессивно здесь может повести себя и ландыш майский, но, если его сразу ограничить бордюрной лентой, показав ему его жизненное пространство, то будет довольно красиво. Попробуйте посадить 1-2 калужницы, они хоть и выше бадана, но имеют веселые желтые цветки. На «вершине» канавы могут быть интересно представлены: астильбы, бузульник, вербейник обыкновенный или точечный, плакун-трава, волжанка. Но их лучше высаживать «штучно», только для «разбавления» монотонности канавы.
Для солнечных участков рискните попробовать мелколистные очитки, овсяницы и другие мелкие злаки, возможно и полезную зубровку, а можно попробовать лекарственный калган и влаголюбивые мяты. Вообще-то на участке полного освещения можно пробовать высаживать все излишки, вдруг что-то подойдет?
Теперь про сосны. Я поняла из описаний и фото, что это каменистый склон, но неясны ориентация и градус, плотность посадки, степень каменистости и плодородие почвы. Именно они определяют то, что стоит сделать на участке. Есть несколько вариантов. Первый — ничего не «усложнять», оставить сосновый участок как есть, по периметру вдоль дорожек, если позволяет освещение, высадить рододендроны, вереск, возможно, бруснику, голубику, кое-где попробовать хризантемы. Второй вариант — сделать микро-террасирование или подпорные стенки, расставить декоративные камни, посадить между сосен растения, замульчировать декоративной цветной корой, дроблеными шишками, крупной галькой. Но это дорого и непредсказуемо. Причина – неизвестна реакция сосен на нарушения корневой системы, необходим будет постоянный контроль и уход. Еще один вариант реконструкции вашего соснового уголка – подсадка других видов и форм сосен, а если позволяют условия – других хвойных с контрастирующей или дополняющих композицию хвойных: вертикальных колонновидных форм можжевельника, горизонтальной микробиоты, можжевельника казацкого, карликовых форм сосны горной и т.д.
Конечно, для более точных рекомендаций необходимы фото в разное время года и суток, причем, не только фото, но и план с перепадами высот. Кроме того, я думаю, что надо рассмотреть подробно верхний слой почвы. Если корни сверху или близко – никаких посадок, разве что небольшие растения, и то небольшими группами-точками. Если корни уходят вглубь и есть освещенные места – то возможны варианты для посадки более крупных растений в «световые окна».
Ноябрь, грунт искусственный хорошо виден
За сиренью площадка. Октябрь, туман, не до патио!)) Сосна слева растет в низинке, шишки с нее варю.
Лето, одна из сосенок обыкновенных
Восхищаюсь вашими успехами и объемом работ, которые вы осуществляете у себя на участке.
же камни убрать, то будет гОло, я пробовала. И сразу вроде чего-то не хватало. Есть у меня клематисы, замульчированные корой, у ног арок положены крупные камни скорей для того, чтоб не наступали ногами. Камень с металлом здесь нормально смотрится.
Ученые – биологи, проводя бесконечные опыты и эксперименты, обнаружили на шишках сосновых деревьев полезный гриб, содержащий в себе фунгицидные способности. Активные компоненты блокируют развивающиеся инфекционные поражения, предотвращают возможные распространения и развитие грибных спор. Химическое вещество предлагают потребителю в гранулированном виде. это Строби
Таня, из пеньков получаются очень интересные композиции. А иной раз и пеньки попадаются просто удивительные, своеобразные. Не, как ни крути, а пенёк — это натуральный природный элемент
«Фишка» дров
Не знаю, мне кажется, я вряд ли могу вас удивить… просто мне мои пеньки, те, которые композиционные, нравятся очень Почему-то с детства всегда считаю пеньки живыми, я их так вижу, чувствую… и мне нравится с ними экспериментировать, пробовать что новое… на самом деле, но это лично моё мнение, всему есть его место в пространстве, трудность порой заключается в том, что найти, увидеть именно его место, куда он впишется, как будто всегда там и был… у меня, пока ещё не очень получается, но я пробую, учусь
вот, одна из композиций, которая украсила, как мне кажется, заполнила собой пустое место на повороте… растюшки пока ещё не очень разрослись (это в июне)
вот, общим планом хорошо виден поворот
к осени немного обросла композиция
Я всё это знаю, простите за наглость НО… как же интересно читать и узнавать новые нюансы темы!
И очень много всего интересного в комментариях.
Немедленно — в избранное!
Хотелось бы обсудить возникшие у меня сомненья…
Часто встречаются композиции одноцветные (оттенки зелёного, переливы белого, сад в голубом наряде и пр.пр.пр.)
У меня чисто случайно сложилось так, что по соседству оказались растения с серебристой листвой.
И подумалось: если такие растения, как цинерария, ясколка, стахис — намеренно собрать в композицию… Насколько это будет сочетаемо рядом?
На данный момент мне показалось, что растения приглушают впечатление (цинерария потерялась рядом с ясколкой и ясколка не имеет чётких очертаний куста...)