Лечение бактериального ожога современными методами

Прошло пять лет, как я написал первую статью о лечении бактериального ожога груш антибиотиками. Но эта болезнь распространяется по всему миру со страшной скоростью и захватывает территорию нашей страны все дальше: с юга на север, с запада на восток.

почернела груша

Почему лекарства от этой болезни не работают

Раньше в садах использовали препараты меди, а теперь чисто химические фунгициды, убивающие полезные грибы. Тридцать лет назад эрвиния не приживалась на дереве, медь, обычная бордоская жидкость блокировала ее размножение, и симбионтные растению грибы и бактерии, которых было больше, ее тоже уничтожали.
Сейчас все чаще возникают молниеносные формы болезни, садовод опаздывает с лечением, ведь когда эрвиния проникла под кору в камбий, когда во всех сосудах миллиарды бурно делящихся бактерий эрвинии, убить ее невозможно. Яда не хватит.
В новых условиях нам надо знать слабые места этой бактерии и бить по ней в этот момент.

гибель плодов

Эрвиния пришла из США.

В узком смысле тяжелые формы бактериального ожога вызывает только один агент — бактерия ERWINIA AMYLOVORA, притом не наша местная, а завезенная из теплых районов США, именно оттуда распространившаяся по всему миру.
Только она, если уж прижилась в саду, вызывает почернение и усыхание не отдельных веточек или листиков, а «почернение» и гибель деревьев на огромных территориях, только она имеет особые гены для этого, и этих генов нет у местных эрвиний.
В широком смысле «бактериальный ожог» в садах России был и до прихода эрвинии-«американки». В местах поражения яблонь и груш еще 50 лет назад бактериологические исследования находили бактерию, отличную от ERWINIA AMYLOVORA, хотя и очень похожую, у нее не было генов, определяющих высокую патогенность.

гибель яблок

Американка работает вместе с местной псевдомоной и грибами

В настоящее время в садах, где свирепствует типичный бактериальный ожог, при посевах выделяются несколько патогенных бактерий. Это и типичная «американка», вместе с ней местная слабопатогенная эрвиния и местная очень патогенная Pseudomonas syringae. То есть несколько разных бактерий встречаются вместе в пораженном очаге — старые из прошлого века и новые.
Кроме этого, в садах, где находили единичные симптомы бактериального ожога, часто обнаруживались очаги с плодами с  пятнами отмершей ткани c концентрическими кольцами конидиального спороношения. Это работа возбудителя плодовой гнили семечковых — гриба Monilia fructigena.
На листьях, побегах и плодах растений были отмечены симптомы поражения возбудителем парши яблони грибом Venturia inaequalis в виде бархатистых оливково-оранжевых пятен.
Для садоводов я специально акцентирую на этом внимание. Если вы видите в своем саду единичный очаг поражения растений, похожий на бактериальные ожог, это скорее всего беспредельничают местные бактерии на ослабленных плохой экологией растениях, а эрвиния, если она проникла, ведет себя вначале тихо.
А вот если в соседних больших садах вы видите массовые усыхания груш и яблонь с признаками бактериального ожога, помните, скоро иностранная бактерия придет к вам, покажет себя во всей красе, и надо срочно принимать меры.

начало усыхания

Первые симптомы бактериального ожога.

крючек

Первые симптомы, которые подскажут вам, что у вас в саду настоящий бактериальный ожог, следующие.
На своих растениях вы обнаружите изогнутые в виде крючка усохшие молодые побеги, молочно-белый, буреющий на воздухе экссудат.

эксудат

На побегах и цветоножках усохшие цветки и мумифицированные плоды. Но помните, некоторые возбудители болезней растений также способны вызывать выделение экссудата. Однако при поражении бактериями E. amylovora, в отличие от возбудителя бактериального рака Pseudomanas syringae, выделяется мутный, а не прозрачный экссудат. Кроме того, древесина, пораженная бактериальным раком плодовых, становится черного, а не рыжего цвета, как при поражении эрвинией.
Обязательно загляните в соседние молодые сады, именно в молодых садах на растениях можно раньше всего обнаружить типичные симптомы поражения патогенными бактериями E. amylovora: молочно-белый экссудат, буреющий на воздухе; усыхающие в виде пастушьего посоха побеги, а также мумифицированные плоды.

мумия

Почему грибы и бактерии работают вместе.

Ученые в последние годы пересмотрели свое отношение к грибковым заболеваниям плодовых, как к заболеваниям, вызванным конкретными грибами.
Если вы в своем саду увидели ветки, поражённые цитоспорозом, помните, цитоспороз вызывает гриб Cytospora leucostoma, C.cincta. Но вначале в морозобоины, в трещины коры попадает бактерия, затем присоединяется гриб, и далее идет совместное развитие грибков с бактерией Pseudomonas syringae van Hall. как единый патологический процесс.

начало

То же самое вы видите при монилиозе и бактериальном некрозе косточковых. Вначале на пестик попадает бактерия, затем присоединяется гриб монилии, и мы видим усыхающие цветоножки. Лечить такие грибные болезни чистыми фунгицидами, например, известными препаратами Скор и Хорус, значит не получить эффекта. Единый процесс, вызываемый совместно бактерией и грибом, надо лечить фунгицидами на основе меди или цинка, а еще лучше препаратами типа Фитолавин.

Вернемся к американской эрвинии. Да, дело в том, что иностранная гостья никогда не попадает в стерильный сад. Место всегда занято. Пищевой ресурс занят местными бактериями, работающими совместно с грибами. Они паразиты, и чтобы эрвинии выжить, надо стать суперпаразитом и не только завоевать пищевую нишу, но вступить с местными паразитами в симбиоз, обменяться генами и, по очереди используя свои ферменты, добивать здоровое растение, блокируя его иммунитет, пожирать растение и снаружи, и изнутри. Псевдомона паразитирует снаружи, эрвиния в соке, в сосудах, всегда в камбиальном слое, между корой и древесиной, и только когда эти бактерии совместно погубят ткани дерева, затем грибы начинают доедать уже мертвые ткани.

поражение камбия

Пять особенностей размножения эрвинии.

Постепенно продвигаясь с запада на восток, с юга на север, эрвиния меняет свои гены и ферменты, приспосабливаясь к местному климату и местным конкурентам-паразитам. Но основные ключевые способы своего существование она не меняет. И только познав эти способы, определив пять основных ключиков, садовод может ее победить.
Американка быстро размножается только при температуре выше 20 градусов и молниеносно увеличивает свою численность при температуре 25 градусов и выше. И любит высокую влажность. Надо садоводу такую погоду не прозевать, смотреть на прогноз и усилить обработку сада.

посох

Притворяться тихоней – это первое свойство эрвинии

Случайно попадая в сад, эрвиния ведет себя тихо, находит трещину в коре или на носике короеда проникает в сосуды, медленно накапливает численность. Главная ее задача — не погибнуть зимой. Хотя в первые зимы она погибает на 90%.
Задача весной — размножиться с началом сокодвижения и просочиться наружу. Если садовод прозевал в своем саду первые капли молочно-белого цвета — всё, через пару лет гибель саду обеспечена. Эти сладкие капли обязательно поедят мухи, пчелы, осы, цикадки, медяницы, листоблошки, клопы и другие любители нектара. Через неделю другую от появление этих первых капель начнется массовое цветение сада. Одна капля содержит миллион бактерий. Значит мухи и пчелы могут заразить миллион пестиков.

трещина

Второй главнейший секрет эрвинии – быстро размножаться на пестике.

Из миллиона сделать миллион миллионов бактерий всего за неделю. Очень быстро. И эрвиния на это способна. Ученые обнаружили, что на пестике, в сладкой слизи, во влажных условиях, если температура выше 20 градусов эрвиния делится каждые 20 минут, ее численность нарастает в геометрической прогрессии. И за несколько дней из одной капли гноя, просочившегося из единственной трещины, в саду на площади 1 сотка вырастает 1000000000000 бактерий эрвинии. Злых, голодных, агрессивных.

усыхание

Третий секрет эрвинии – она имеет ген «содружественности»

Как только эрвиния образует большую колонию на пестике или в сосудах растений, включается этот ген, и эрвиния перестает вести себя тихо, начинает не только усиленно размножаться, но с помощью жгутиков быстро двигаться по сосудам. Затем включаются еще два гена, ответственные за выработку токсинов. Один токсин вызывает некроз тканей и усиливает выделение растением экссудата, второй блокирует иммунитет растения.
Эти гены и способствуют ее распространению все дальше по садам и территориям.
Размножившись в пестике, она распространяется по цветоножкам до цветоложа, вызывает некроз, усыхание цветов и плодов. А это резервуар бактерий в виде их капсул числом с 12 нулями. Висят эти сухие листики и плодики и ждут влаги, тепла и ползающих вредителей.

сухие листики

А теперь внимание.

Четвертая особенность эрвинии — в теплую влажную погоду она способна размножаться в каплях воды!

Миллионы миллионов капсул спящей эрвинии за считанные дни благоприятной погоды превращаются в миллиарды миллиардов.   Ни одна цикадка, ни одна тля или плодожорка не останется без инфекции, если на нее попадет такая капля. И все они пойдут на молодые, отрастающие весной побеги подкормиться соком и через тонкую нежную весеннюю кору помогут эрвинии проникнуть в сосуды. Даже ползающие по молодым приростам муравьи будут переносить эрвинию в теплое влажное дождливое лето. Сильный ветер хлещет ветку об ветку и вызывает ранки, также град, садовод с секатором в это время — все способствует проникновению огромных масс бактерий в сосуды.

Июнь–июль всегда теплый и влажный. Эрвиния начинает вторую волну размножения в сосудах тонких молодых побегов. Достигнув нужной численности, бактерия включает гены, выделяет токсины, и в одну ночь вдруг одновременно на тысячах деревьев чернеют тонкие молодые веточки. Как будто деревья опалили огнем.
При этом у нее начинают работать жгутики, и она передвигается по сосудам не только с током соков, но и против движения сока. Чем моложе дерево, тем быстрей. В жаркую погоду она может поразить всё полутора – двухметровое дерево от кончика листьев до корня за 3 недели. При этом почти все современные интенсивные сорта яблонь и груш не имеют к эрвинии иммунитета.

сочится гной

Пятая особенность эрвинии — способность вступать в симбиоз с другими бактериями, а в последующем и грибами.

Эрвиния не может жить на листе и коре дерева, а сиреневая псевдомона может. И все они способны производить экссудат на поверхности листа, плода и молодой коры. Например, пятнам парши всегда предшествует появление на листьях хорошо заметных светлых, хлоротических, маслянистых пятен, являющихся характерным признаком для бактериоза, а уж затем гриб парши, гриб монилии, гриб черного рака, гриб цитоспоры, размножившись в этой слизи, вырабатывает ферменты, убивающие защитный слой листа и коры. Затем вместе с грибом, в содружестве с псевдомоной, эрвиния доходит до сосудов растения. Хотя чаще она попадает в сосуды на хоботке сосущих вредителей.

гибель ветвей

В некоторых садах, особенно на севере именно псевдомона способна вызывать кристаллизацию воды в коре даже при небольших заморозках и приводить к трещинам на коре. За это эрвиния очень любит псевдомону и дружит с ней.
Садовод видит молниеносную вспышку (по-научному эпифитотию) парши на листьях, монилиоза на плодах и цветах (засыхание соцветий и плодовых веточек), вспышку цитоспороза с кольцевыми поражениями коры и борется только с грибами, или видит эпифитотию бактериального ожога и борется с эрвинией. Но на самом деле это всегда симбиоз местных грибов и залетных бактерий.
Поэтому современные органические фунгициды в чистом виде подавляя грибы (включая сапрофиты и симбионты), усиливают бактерию, а антибиотики, подавляя бактерии (включая полезные симбионтные), усиливают развитие грибов.
Вот мы и подошли к главному принципу лечения болезней сада.

классика

Все как в медицине

Вначале надо убить вредные бактерии и грибы, используя комплекс комбинированных фунгицидов и антибиотиков, а затем заселить сад полезной микрофлорой.
Узнав о ключиках, о секретах эрвинии, будем бороться с ней последовательно, по уму.
Это крупные садоводческие предприятия могут применять только разрешенные промышленные пестициды и антибиотики строго по схемам. А мы в своем саду, спасая свое любимое деревце от эрвинии, залетевшей к нам с колхозного сада, имеем моральное право использовать «любые запрещенные приемы» для борьбы с иностранной террористкой, проникшей на нашу территорию.

Почему эрвиния возникла и обзавелась смертельными генами на юге США?.. Потому что там на больших площадях промышленные сады. Тысячи односортовых промышленных посадок привиты на клоновые подвои. Клоновые подвои – это обязательно вирусы и не один, а вся группа вирусов, поражающих яблони и груши.

усыхание ветвей

Вирусы – это всегда начало ослабления иммунитета дерева

На этом фоне при отсутствии естественных защищающих растение грибов и бактерий, которые убиваются пестицидами и минеральными удобрениями при любой интенсивной технологии, обязательно сапрофиты мутируют и становятся паразитами растений. После вирусов растение поражается псевдомонадами, затем грибами, и обязательно появляется эрвиния – мутант с особыми ферментами, способными за один сезон убить растение.
Поэтому мой совет садоводу: хотите, чтобы в ваш сад эрвиния прилетела первой — приобретите саженцы у перекупщиков с юга, привитые на дешевые, зараженные вирусами клоновые подвои, привейте в крону зараженные черенки, полученные от ненадежных продавцов, и на ваши ослабленные растения прилетят все бактерии и грибы с округи, включая эрвинию, и ваши деревья погибнут первыми.
Я свой последний сад высадил по монастырскому методу. Семена от местной здоровой антоновки и аниса высаживал в землю на постоянное место и на них прививал оздоровленные, без вирусов черенки. Вот уже 15 лет саду, а бактериальные и тяжелые грибковые болезни мой сад обходят стороной.

груша

Лечение. Препараты.

В округе появилась эрвиния-американка, у вас в прошлом году несколько веточек на грушах почернело. С чего начинать? Ключевое звено — это две недели весны, от сокодвижения до цветения.
Поищите на своих деревьях нет ли трещин на коре, откуда сочится сок, и не сочится ли белый вязкий экссудат. Зачистите трещину от грубой коры и наложите повязку с антисептиком. Я в век суперэффективных антибиотиков не советую применять для лечения препараты меди и другие дезинфицирующие вещества из прошлого и позапрошлого века.
Растворите таблетку Офлоксацина в литре воды, смочите кусок марли, приложите на очищенную рану, накройте полоской стрейч пленки и чем-нибудь эту пленку закрепите. Медный купорос остановит развитие эрвинии, но ее не убьёт. Офлоксацин более сильный бактерицид для всей группы грамотрицательных бактерий, проникнет глубоко в ткани и убьет практически всю инфекцию.
Можно не позже, чем за 10 дней до цветения опрыскать все дерево офлоксацином — 2 таблетки на ведро. Можно опрыскать хотя бы препаратами меди или цинка, хлорокисью меди или цинебом. Но качественным. И забудьте о старинной бордоской жидкости или медном купоросе, они очень токсичны для растения. Хлорокись меди в десятки раз эффективней и менее токсична для тканей дерева. Жаль, она не проникает в ткани дерева на большую глубину, но инфекцию сверху подавит, мухи и пчелы на своих лапках ее носить не будут.
Набухли бутоны, осталось пару дней до массового цветения.

еще случай

Надо лечить не дерево, а обеззараживать пчел и мух

Стандарт — это опрыскивать дерево антибиотиком, начиная именно с этого времени. Во всем мире применяют стрептомицин в смеси с тетрациклином. Или более современный касугамицин. У нас не хуже фитолавин. Добавка тетрациклина нужна, так как он на 100% предотвращает выработку устойчивости эрвинии к стрептомицину.
Тетрациклин и стрептомицин применяют в промышленных садах, потому что они очень дешевы. Легко наладить их производство.  Но современные медицинские антибиотики, конечно, более эффективны. Стрептомицин разрушается за несколько дней и плохо проникает в ткани дерева. В сосуды не попадает.
Я бы посоветовал использовать ампициллин. В ткань растения проникнет глубоко, для пчел абсолютно не токсичен, на дереве держится дольше, флакон 1 грамм на ведро стоит 10 р.
Но есть маленький секрет, я его вычитал в монографиях ученых, лечивших бактериозы деревьев еще в 60 годы. Они пенициллиновыми антибиотиками опрыскивали деревья за несколько дней до цветения. Добавляли на ведро стакан сахара и ложку меда вместо синтетического прилипателя. Пчелы и мухи при избытке такой подкормки полностью отказывались от «гноя», выделяемого эрвинией, а питались только сахарно-медовым сиропом с пенициллином. Даже случайные бактерии эрвинии, попадая на пчелу, перепачканную антибиотиком, быстро гибли. Перенос эрвинии на пестик распустившихся цветов не происходил. Эрвиния в период цветения не смогла увеличивать свою численность в миллионы раз, эпидемический процесс прерывался в самом начале.
Попробуйте так сделать пару раз до цветения и в самом начале цветения, у вас получится. Затем с промежутком 3-5 дней дважды опрыскайте цветущий и отцветающий сад фитолавином (стрептомицином), желательно в конце цветения не забыть добавить препарат против грибов, лучше всего Скор в смеси с Фитолавином. Они хорошо сочетаются. А еще через пару недель в период отрастания побегов можно применить комбинированный контактно-системный фунгицид, содержащий хлорокись меди, еще лучше цинеб. Препаратом выбора могут быть Ридомил Голд или Акробат.

начало выздоровления

Середина лета, новый важный этап профилактики

Середина лета, отрастают нежные побеги, и как бы мы не боролись с эрвинией в период цветения, отдельные пестики, невидимые нашему глазу, могли быть заражены. Поэтому как только наступает сезон теплых дождей, надо опрыскать сад препаратами, надежно убивающими эрвинию. Препараты меди или йода или серебра, конечно, заблокируют для эрвинии небольшие трещины на коре, но надежней применить антибиотики системного действия.
Фитоловин процентов на 80 снизит поражение молодых веток в это время. Но если вы обработаете сад ампициллином и офлоксацином (или вместе или с перерывом в неделю), то они великолепно всосутся через листья и смогут убить эрвинию, даже попавшую в сосуды растения.
Двух – трех таких обработок для профилактики и для лечения легких поражений более чем достаточно. Если растение заболело тяжело, вы заметили болезнь, когда стали усыхать большие ветки, а из ран на коре стал сочится белый экссудат, спасти растение можно только капельницами антибиотиков. Но это отдельная тема — реанимация больных деревьев.

Мне прислал серию фотографий садовод из Днепропетровска. Он по моему совету лечил молодые груши, у которых появились признаки бактериального ожога. За сезон он раз в 2 недели просто опрыскивал деревца стрептомицином, чередуя с препаратом Скор. Эффект был получен после первых же опрыскиваний. Болезнь остановилась, стали отрастать новые побеги со здоровыми листьями, и осенью деревца выглядели совершенно здоровыми. У соседей больные деревья погибли, хотя они опрыскивали их   медным купоросом.
Я бы посоветовал на молодых деревьях использовать еще один прием. Обрывать первые 2 года все цветочные почки, не допуская цветения и размножения паразитов на пестике.

Как использовать новые системные препараты.

Корень в период начала сокодвижения пролить препаратом Превикур Энерджи. Он содержит фосэтил алюминия. Это единственный препарат, который из корней быстро по сосудам доходит до самой верхушки. Фосэтил повышает иммунитет растения, который подавили грибы и бактерии, и блокирует размножение паразитов изнутри. Эффект получается чудодейственным.

Осень. Профилактика морозобоин.

Эрвиния перестает размножаться, превращается в капсулы. В этот момент антибиотики ее не достают. Эрвиния надеется, что садовод допустит ошибки, растение в зиму уйдет ослабленным грибами и вирусами, перекормленным азотом, и в неблагоприятную зиму с морозами, чередующимися с оттепелями на коре появятся морозобоины и трещины. Это лучшее, о чем может мечтать эрвиния для своего размножения.
В помощь ей и псевдомона, она скапливается в развилках деревьев, отходящих под острым углом и выделяет токсин, снижающий морозостойкость дерева. Поэтому предзимняя обработка дерева препаратами меди или цинка эрвинию не достанет, а псевдомону погубит.

Мой друг фермер и предприниматель Дмитрий Маджар прислал мне на испытание великолепные препараты Бионур и Тиофер, содержащий тиобацилы. А это что за звери?
Мало кто знает, что первые зачатки жизни зародились вокруг вулканов с сернистыми выделениями, жизнь там была не на основе углерода, а на основе серы. На дне озер в горах в иле ученые обнаружили этих древних бактерий и дали им название тионовые. Если эти бациллы нанести на растение, то они стимулируют выработку растением антифризных белков. То есть препарат Бионур великолепный антидот против токсинов пседомонад, и зимой растение, обработанное тиобацилами, лучше противостоит температурным стрессам, морозобоины не возникают. Да и сами эти древние бациллы не по зубам современным паразитам, они подкисляют среду, что вызывает гибель бактерий паразитов.
Я советую испытать тиобацилы в ваших садах как для защиты от весенних заморозков, так и для защиты от зимних стрессов.

Органические методы борьбы с бактериозами растений.

Я всегда после применения фунгицидов или антибиотиков в своем саду, как только заканчивается их действие, через 3-5 дней опрыскиваю сад качественным АКЧ. На эту тему у меня десятки статей. Миллионы симбионтнных для растения грибов и бактерий защитят листья и кору от вторжения патогенных бактерий и грибов.
Недавно в продаже появились высокоэффективные микробиологические препараты нового поколения — Стимексы.
Можно о них прочитать в инете в статьях Александра Харченко. Они содержат до 15 видов полезных бактерий, которые от бактериозов защищают лучше антибиотиков, при этом не нарушают экологию сада, а так же, как АКЧ и совместно с АКЧ улучшают и быстро восстанавливают биологическое разнообразие биоты в почве и биоты на листьях растений.
Поэтому в своем новом саду я полностью отказался от перекопки почвы, уничтожения сорняков, интенсивного применения минеральных удобрений. Я не надеюсь на сидераты, а ежегодно и помногу вношу органику, в основном грубую. Но помню, что скошенная листва и свежий навоз в приствольном круге в молодом саду это рассадник патогенных бактерий и грибов, прежде всего фузариоза и псевдомонад. Поэтому такую органику надо обязательно поливать АКЧ или стимексами. В старом саду, когда в почве сформировалость естественное биоразнообразие, можно вносить все: и опилки, и щепу, и мусор с листвой из старых парков, и любой навоз. Биота молниеносно перерабатывает все, была бы влага. Но все делать надо по уму, следить за приростом молодых веток в июле, чтобы растение не жировало, не было азотистого перекорма.

Запись размещена в разделах: , болезни, , , , , ,
Автор записи:
Добавили запись в избранное
shed00 shed00 и еще 38 человек

Комментарии (48)
Конечно, но бактериозы роз имеют другое течение, циклы развития, поэтому принцип тот же, а нюансы надо отрабатывать. На своих розах бактериозов я не видел ни разу
Добрый день, Геннадий. Похоже, на яблоню напала какая-то бактерия (яблоне лет 10, зимняя), пытаемся лечить по Вашей методике (офлоксацином), но есть вопросы 1. Как долго держать яблоню в замотанном пленкой состоянии? 2. Нужно ли повторять процедуру, сколько раз повторить и через какой промежуток времени? С уважением, Алексей
Спасибо!!! Два года лечу грушу тетрациклином — опрыскивала ствол и забинтовывала, думала лучше сохранится, не смоется — оказалось, быстро разлагается!? Теперь попробую офлоксацином!!! — знакомое — меня лечили, но я долго не вынесла, а груша, думаю, потерпит!!!
Геннадий, как вы думаете, есть смысл пытаться применять упомянутые в статье антибиотики против бактериального рака винограда и малины?
Конечно, если рак вызван бактериями, а не грибами, то помогут антибиотики.
Здравствуйте! Спасибо за статью. Есть ли какое различие у цитоспороза и мониального ожога? И у нас в саду и у соседей деревья поражает рак. С ним есть смысл бороться и как? Или все под нож? Мы пытались вырезать до здоровой древесины погубили три дерева совсем. может слишком сильную обрезку делали. Деревья были старые. Молодые сажаем, но колоновидное одно чуть не погибло, мороз или спрело от того что мы его спанбодом обмотали и ещё стеклотканью. Его хотела тоже теперь обработать.
Я живу в Новгороде, в Самаре грибные и бактериальные инфекции другие, и лечение другое. Бороться нужно, но только современными препаратами. Лучше посоветоваться у местных специалистов по защите растений. Народные методы не помогут.
Геннадий, добрый день!
Большое спасибо за статью! Боюсь, к моему случаю она имеет самое прямое отношение.
Груша, возраст 4 года, ещё не плодоносила. Где-то в конце мая заметил на ней характерные «ожоги». Раньше ничего подобного не замечал, да и вокруг никаких плодовых посадок нет. Участки только осваиваются и я, можно сказать, в этом отношении пионер. Подумал сначала, что это последствия суровой зимы, да и весной деревья долго не могли прийти в себя от постоянных скачков температуры и майских снегопадов Сначала начали чернеть кончики листьев, потом постепенно «усыхала» вся ветка. Началось всё с центрального побега (его удалил с «запасом»), потом «зараза» начала спускаться вниз ветка за веткой. Увидев эту картину знакомый садовод сказала, что это очень похоже на бактериальный ожог, и вынесла неутешительный вердикт. К счастью нашёл Вашу статью, и у меня появилась надежда ОТСТОЯТЬ, если не погибающее деревце, то хотя бы то, что растёт вокруг.
Симптомы очень похожи на описанные Вами, за исключением того, что я нигде не вижу тех самых капель белого вязкого экссудата. Трещины на коре есть, но никаких выделений не наблюдается. Правда, на отмирающих ветках появляются микроскопические (порядка 1 мм) оранжевые бугорки.
Если Вас не затруднит, подскажите, пожалуйста, какую стратегию лечения лучше выбрать. Или под корень и сжечь? Как тогда лучше обезопасить окружающие посадки (яблоня, груша) от возможного заражения? Да, участок у меня в Можайском районе.

Заранее благодарю за совет!

С уважением,
Андрей.

Добрый день, уважаемый Геннадий! Огромное спасибо за статью, теперь поняла что происходит с деревьями у нас в молодом саду! Сейчас уже июнь, решила что обработаю офлоксацином + Ридомил Голд(то, что есть прямо сейчас дома), затем через неделю ампициллин+офлоксацин.А что в 3 раз лучше? Я правильно поняла: По 2 таблетки каждого препарата на ведро воды? А можно в это же ведро добавлять Ридомил или отдельно нужно разводить и обрабатывать? Было бы конечно роскошно, если бы Вы дали прямо схемы, что с чем и в каком кол-ве смешивать!)))
Ридомил Голд содержит прилипатель. Разводите его вначале на стакан воды, добавляете офлоксацин, или ампициллин и размешиваете, затем разводите водой до 5 литров (на 2 таблетки или флакона). Антибиотик прилипнет на листья и будет долго действовать. Если развести просто в воде, то он смоется с листьев. Не бойтесь передозировки. Антибиотики для растений малотоксичны. А в окружающей среде очень быстро разлагаются.
Спасибо за ваши ответы. Все конкретно, понятно.
Хочу еще раз поблагодарить Вас, Геннадий, за науку. С самой весны сражаюсь с бактериозом на Мельбе, колонновидных грушах и айве. Честно говоря, не совсем уверен, что это именно эрвиния, но симптомы очень схожи. Вроде пока урон от бактерий удалось свести к минимуму. Обрабатывал офлоксацином с ампициллином 2 раза. Фитолавином — 1 раз. Повреждения коры на стволе Мельбы — тампонами с ампициллином, промыванием нитрафеном и замазывал болтушкой из глины с коровяком + хлорокись меди. Долго не мог остановить истечения экссудата из этих довольно обширных ран на Мельбе. Но последняя обработка нитрафеном и через 3 дня антибиотиками вроде вопрос решила. У ближайшего соседа 10 летний Голден-делишес загнулся в прошлом году за 1 сезон. У других соседей молодая яблоня — за эту весну. Всем, кому мог рассказал о ваших методах и кое-кому помог с приобретением антибиотиков. Их оказывается не так просто теперь купить. Нужен рецепт. Купил недавно Превикур-энержи. Но с обработкой Мельбы явно опаздываю. Скоро ей уже созревать. Обработаю, пожалуй, только поздние сорта. А Мельбу — после сбора урожая. Попутно обработал антибиотиками кусты малины, пораженные бактериальным раком корней. Вроде они получше сейчас выглядят. Урожай сниму, поковыряю насчет корневого рака. Основная беда на шестисоточных дачах — отсутствие организованности в борьбе с такими заразами. Попробуй-ка огради свои деревья от эрвинии, когда вокруг народ только руками разводит: «Бог дал — бог взял». Вот и вся метода.
Большое спасибо за ваши эксперименты и ваш опыт, любая правдивая крупица опыта будет на пользу садоводам. Но я бы не рекомендовал использовать нитрафен, он очень ядовит и для человека и для растений, ему сто лет, витарос более эффективен и безвреден при местом применении.
Спасибо, Геннадий! Нитрафен конечно яд еще тот. Использую его в основном по мертвой древесине, там, где не могу ее полностью удалить. Надо будет попробовать Витарос. К сожалению, многие препараты, которые Вы рекомендуете, не очень просто найти в продаже. Дачники их просто не знают, а торговля обычно опирается на спрос. Нашел теперь магазин, который снабжает фермерские хозяйства и промышленные сады. У них выбор побольше и опыта и знаний тоже хватает. Только вот фасовка у них на современные препараты совсем не дачная. Еле-еле добился в розницу Превикур-энержи.
О Витаросе у нас пока никто не слышал. Печалька.
С ожогом понятно. А я вот тут тоже пригляделась к войлочной вишне. Сначала думала что-то в этом роде. Прыскала её фитолавином. А вчера пригляделась и увидела на коре какие-то чёрные продолговатые блестящие наросты или что-то похожее. Но вроде бы не щитовка, она коричневая и плоская. А эти шишечками, или как продолговатые икринки, сидят на коре. А сегодня нашла их на яблоне, которая по весне так и не проснулась. Думала оставить её. Может, оживает, а на ней полно этих штук. Пошла маленькая веточка, так теперь и она загибается. Осенью с яблоками было, а весной ,, всё,,! Что это за дрянь такая? Я вишню вчера обработала фуфаноном. Сегодня почти не осталось на ней этих шишечек еще обработаю завтра. С такой дрянью я ещё не встречалась. Ндааа…
Это щитовка или ложнощитовка. Если ягод на кусте нет, то лучше обработать системными инсектицидами типа Актара или Танрек. Они действуют долго. Одной обработки хватит для уничтожения и тех, что теперь взрослые, и тех, которые теперь еще яйца, а вылупятся в течение 10 дней.
Спасибо.
Попробую обработать. А как с другими рядом стоящими кустами и деревьями? Их тоже обработать? Сколько же заразы всякой развелось… Мне кажется, раньше такого разнообразия не было. Тля — да, и так по мелочи…
Всем спасибо за советы по лечению бактериального ожога у яблони. Но есть вопросы. Как долго держать под антибиотиком дерево замотанное пленкой? И надо ли повторять обработку и если да, то через какое время.
Алексей.
Мои победные реляции таки оказались преждевременными. Наступил июль и мельба опять потекла. При более тщательном осмотре и вскрытии коры в местах истечения экссудата обнаружилось, что древесина и луб в этих местах становятся черного цвета, а не коричневого, как вы, Геннадий, описали для эрвинии. Видимо это другие бактерии. Но легче от этого не становится. При местной обработке сильнодействующими антибиотиками экссудат перестает в этом месте течь, но спустя некоторое время появляется в другом. На эти выделения сбегаются муравьи и видемо разносят заразу дальше. Исковырял уже весь ствол. Кора местами совсем снята. При этом яблоня набрала рекордный урожай. Наверное это попытка перед кончиной оставить потомство. Вы как-то писали, Геннадий, о «капельницах» для сильно больных деревьев. Можете поподробнее рассказать как и что можно сделать? Жалко дерево. На нем привито 3 сорта яблок и это только 4-й урожай.
Андрей. Я не знаю причин болезни вашего дерева. Эрвиния это, или морозобоины, а затем грибы. Дерево заражено у вас все, я в таких случаях вырубаю и высаживаю устойчивые к болезням в нашей местности сорта.
Капельницы ставят китайцы, у них есть опыт. Я таким опытом не обладаю. Не ставил и не буду ставить. У меня много сотен деревьев и я каждый год теряю от 1% до 10 %, в зависимости от морозов зимой и дождей летом. С этим надо мириться.
Добрый день, Геннадий. Извините, еще раз дублирую свой вопрос — не уверены, что в первый раз разместили его в нужном месте. Похоже, на яблоню напала какая-то бактерия (яблоне лет 10, зимняя), пытаемся лечить по Вашей методике (офлоксацином), но есть вопросы 1. Как долго держать яблоню в замотанном пленкой состоянии? 2. Нужно ли повторять процедуру, сколько раз повторить и через какой промежуток времени? С уважением, Алексей
Алексей Вы пишите
-"… Яблоня, лет 10. Начиная с первой развилки, гниёт гора (коричневая, но пока не отслаивается). Началось с внутренней области развилки.

Источник: www.7dach.ru/artischev2/u-yabloni-gniet-kora-vetka-zasyhaet-pomogite-spasti-130976.html..."
Это типичная морозобоина осложненная черным раком.
Нельзя заматывать, это не эрвиния и офлоксоцин здесь не уместен. лечить надо грибок. У меня есть статьи по лечению черного рака. погуглите.
sadisibiri.ru/raspopov-cherniy-rak.html

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через:
Другие записи про бактериальный ожог
Доброго дня всем. У меня на даче в прошлом году стали чернеть концы веток груши «Лесная красавица». Я не поняла почему. Обрезала, сожгла. В этом году, особенно в июне-июле стали чернеть, засыхать вместе с плодами много веток: и молодых, и...
Вопрос от нашей подписчицы: У меня на дачном участке молодая груша. Сорт не знаю. Судя по просмотренным мной на вашем сайте видео — на груше бактериальный ожог. Как его лечить сейчас и возможно ли это? Офлоксоцин купила. Его дозировка 40 мг. И...
Какие методы борьбы с бактериальным ожогом яблонь?
Как избавиться от бактериального ожога груши? Во всей литературе пишут о вырубке дерева, но мы уже вырубали и не одно дерево! Читали, что оно передается с помощью насекомых, жалко растить, растить деревья и потом вырубать!!! Подскажите, может...
Бактериальный ожог на айве. Как бороться?
Смотрите все материалы про бактериальный ожог: Смотреть все