Лечение бактериального ожога современными методами

Копировать ссылку
Прошло пять лет, как я написал первую статью о лечении бактериального ожога груш антибиотиками. Но эта болезнь распространяется по всему миру со страшной скоростью и захватывает территорию нашей страны все дальше: с юга на север, с запада на восток.

почернела груша

Почему лекарства от этой болезни не работают

Раньше в садах использовали препараты меди, а теперь чисто химические фунгициды, убивающие полезные грибы. Тридцать лет назад эрвиния не приживалась на дереве, медь, обычная бордоская жидкость блокировала ее размножение, и симбионтные растению грибы и бактерии, которых было больше, ее тоже уничтожали.
Сейчас все чаще возникают молниеносные формы болезни, садовод опаздывает с лечением, ведь когда эрвиния проникла под кору в камбий, когда во всех сосудах миллиарды бурно делящихся бактерий эрвинии, убить ее невозможно. Яда не хватит.
В новых условиях нам надо знать слабые места этой бактерии и бить по ней в этот момент.

гибель плодов

Эрвиния пришла из США.

В узком смысле тяжелые формы бактериального ожога вызывает только один агент — бактерия ERWINIA AMYLOVORA, притом не наша местная, а завезенная из теплых районов США, именно оттуда распространившаяся по всему миру.
Только она, если уж прижилась в саду, вызывает почернение и усыхание не отдельных веточек или листиков, а «почернение» и гибель деревьев на огромных территориях, только она имеет особые гены для этого, и этих генов нет у местных эрвиний.
В широком смысле «бактериальный ожог» в садах России был и до прихода эрвинии-«американки». В местах поражения яблонь и груш еще 50 лет назад бактериологические исследования находили бактерию, отличную от ERWINIA AMYLOVORA, хотя и очень похожую, у нее не было генов, определяющих высокую патогенность.

гибель яблок

Американка работает вместе с местной псевдомоной и грибами

В настоящее время в садах, где свирепствует типичный бактериальный ожог, при посевах выделяются несколько патогенных бактерий. Это и типичная «американка», вместе с ней местная слабопатогенная эрвиния и местная очень патогенная Pseudomonas syringae. То есть несколько разных бактерий встречаются вместе в пораженном очаге — старые из прошлого века и новые.
Кроме этого, в садах, где находили единичные симптомы бактериального ожога, часто обнаруживались очаги с плодами с  пятнами отмершей ткани c концентрическими кольцами конидиального спороношения. Это работа возбудителя плодовой гнили семечковых — гриба Monilia fructigena.
На листьях, побегах и плодах растений были отмечены симптомы поражения возбудителем парши яблони грибом Venturia inaequalis в виде бархатистых оливково-оранжевых пятен.
Для садоводов я специально акцентирую на этом внимание. Если вы видите в своем саду единичный очаг поражения растений, похожий на бактериальные ожог, это скорее всего беспредельничают местные бактерии на ослабленных плохой экологией растениях, а эрвиния, если она проникла, ведет себя вначале тихо.
А вот если в соседних больших садах вы видите массовые усыхания груш и яблонь с признаками бактериального ожога, помните, скоро иностранная бактерия придет к вам, покажет себя во всей красе, и надо срочно принимать меры.

начало усыхания

Первые симптомы бактериального ожога.

крючек

Первые симптомы, которые подскажут вам, что у вас в саду настоящий бактериальный ожог, следующие.
На своих растениях вы обнаружите изогнутые в виде крючка усохшие молодые побеги, молочно-белый, буреющий на воздухе экссудат.

эксудат

На побегах и цветоножках усохшие цветки и мумифицированные плоды. Но помните, некоторые возбудители болезней растений также способны вызывать выделение экссудата. Однако при поражении бактериями E. amylovora, в отличие от возбудителя бактериального рака Pseudomanas syringae, выделяется мутный, а не прозрачный экссудат. Кроме того, древесина, пораженная бактериальным раком плодовых, становится черного, а не рыжего цвета, как при поражении эрвинией.
Обязательно загляните в соседние молодые сады, именно в молодых садах на растениях можно раньше всего обнаружить типичные симптомы поражения патогенными бактериями E. amylovora: молочно-белый экссудат, буреющий на воздухе; усыхающие в виде пастушьего посоха побеги, а также мумифицированные плоды.

мумия

Почему грибы и бактерии работают вместе.

Ученые в последние годы пересмотрели свое отношение к грибковым заболеваниям плодовых, как к заболеваниям, вызванным конкретными грибами.
Если вы в своем саду увидели ветки, поражённые цитоспорозом, помните, цитоспороз вызывает гриб Cytospora leucostoma, C.cincta. Но вначале в морозобоины, в трещины коры попадает бактерия, затем присоединяется гриб, и далее идет совместное развитие грибков с бактерией Pseudomonas syringae van Hall. как единый патологический процесс.

начало

То же самое вы видите при монилиозе и бактериальном некрозе косточковых. Вначале на пестик попадает бактерия, затем присоединяется гриб монилии, и мы видим усыхающие цветоножки. Лечить такие грибные болезни чистыми фунгицидами, например, известными препаратами Скор и Хорус, значит не получить эффекта. Единый процесс, вызываемый совместно бактерией и грибом, надо лечить фунгицидами на основе меди или цинка, а еще лучше препаратами типа Фитолавин.

Вернемся к американской эрвинии. Да, дело в том, что иностранная гостья никогда не попадает в стерильный сад. Место всегда занято. Пищевой ресурс занят местными бактериями, работающими совместно с грибами. Они паразиты, и чтобы эрвинии выжить, надо стать суперпаразитом и не только завоевать пищевую нишу, но вступить с местными паразитами в симбиоз, обменяться генами и, по очереди используя свои ферменты, добивать здоровое растение, блокируя его иммунитет, пожирать растение и снаружи, и изнутри. Псевдомона паразитирует снаружи, эрвиния в соке, в сосудах, всегда в камбиальном слое, между корой и древесиной, и только когда эти бактерии совместно погубят ткани дерева, затем грибы начинают доедать уже мертвые ткани.

поражение камбия

Пять особенностей размножения эрвинии.

Постепенно продвигаясь с запада на восток, с юга на север, эрвиния меняет свои гены и ферменты, приспосабливаясь к местному климату и местным конкурентам-паразитам. Но основные ключевые способы своего существование она не меняет. И только познав эти способы, определив пять основных ключиков, садовод может ее победить.
Американка быстро размножается только при температуре выше 20 градусов и молниеносно увеличивает свою численность при температуре 25 градусов и выше. И любит высокую влажность. Надо садоводу такую погоду не прозевать, смотреть на прогноз и усилить обработку сада.

посох

Притворяться тихоней – это первое свойство эрвинии

Случайно попадая в сад, эрвиния ведет себя тихо, находит трещину в коре или на носике короеда проникает в сосуды, медленно накапливает численность. Главная ее задача — не погибнуть зимой. Хотя в первые зимы она погибает на 90%.
Задача весной — размножиться с началом сокодвижения и просочиться наружу. Если садовод прозевал в своем саду первые капли молочно-белого цвета — всё, через пару лет гибель саду обеспечена. Эти сладкие капли обязательно поедят мухи, пчелы, осы, цикадки, медяницы, листоблошки, клопы и другие любители нектара. Через неделю другую от появление этих первых капель начнется массовое цветение сада. Одна капля содержит миллион бактерий. Значит мухи и пчелы могут заразить миллион пестиков.

трещина

Второй главнейший секрет эрвинии – быстро размножаться на пестике.

Из миллиона сделать миллион миллионов бактерий всего за неделю. Очень быстро. И эрвиния на это способна. Ученые обнаружили, что на пестике, в сладкой слизи, во влажных условиях, если температура выше 20 градусов эрвиния делится каждые 20 минут, ее численность нарастает в геометрической прогрессии. И за несколько дней из одной капли гноя, просочившегося из единственной трещины, в саду на площади 1 сотка вырастает 1000000000000 бактерий эрвинии. Злых, голодных, агрессивных.

усыхание

Третий секрет эрвинии – она имеет ген «содружественности»

Как только эрвиния образует большую колонию на пестике или в сосудах растений, включается этот ген, и эрвиния перестает вести себя тихо, начинает не только усиленно размножаться, но с помощью жгутиков быстро двигаться по сосудам. Затем включаются еще два гена, ответственные за выработку токсинов. Один токсин вызывает некроз тканей и усиливает выделение растением экссудата, второй блокирует иммунитет растения.
Эти гены и способствуют ее распространению все дальше по садам и территориям.
Размножившись в пестике, она распространяется по цветоножкам до цветоложа, вызывает некроз, усыхание цветов и плодов. А это резервуар бактерий в виде их капсул числом с 12 нулями. Висят эти сухие листики и плодики и ждут влаги, тепла и ползающих вредителей.

сухие листики

А теперь внимание.

Четвертая особенность эрвинии — в теплую влажную погоду она способна размножаться в каплях воды!

Миллионы миллионов капсул спящей эрвинии за считанные дни благоприятной погоды превращаются в миллиарды миллиардов.   Ни одна цикадка, ни одна тля или плодожорка не останется без инфекции, если на нее попадет такая капля. И все они пойдут на молодые, отрастающие весной побеги подкормиться соком и через тонкую нежную весеннюю кору помогут эрвинии проникнуть в сосуды. Даже ползающие по молодым приростам муравьи будут переносить эрвинию в теплое влажное дождливое лето. Сильный ветер хлещет ветку об ветку и вызывает ранки, также град, садовод с секатором в это время — все способствует проникновению огромных масс бактерий в сосуды.

Июнь–июль всегда теплый и влажный. Эрвиния начинает вторую волну размножения в сосудах тонких молодых побегов. Достигнув нужной численности, бактерия включает гены, выделяет токсины, и в одну ночь вдруг одновременно на тысячах деревьев чернеют тонкие молодые веточки. Как будто деревья опалили огнем.
При этом у нее начинают работать жгутики, и она передвигается по сосудам не только с током соков, но и против движения сока. Чем моложе дерево, тем быстрей. В жаркую погоду она может поразить всё полутора – двухметровое дерево от кончика листьев до корня за 3 недели. При этом почти все современные интенсивные сорта яблонь и груш не имеют к эрвинии иммунитета.

сочится гной

Пятая особенность эрвинии — способность вступать в симбиоз с другими бактериями, а в последующем и грибами.

Эрвиния не может жить на листе и коре дерева, а сиреневая псевдомона может. И все они способны производить экссудат на поверхности листа, плода и молодой коры. Например, пятнам парши всегда предшествует появление на листьях хорошо заметных светлых, хлоротических, маслянистых пятен, являющихся характерным признаком для бактериоза, а уж затем гриб парши, гриб монилии, гриб черного рака, гриб цитоспоры, размножившись в этой слизи, вырабатывает ферменты, убивающие защитный слой листа и коры. Затем вместе с грибом, в содружестве с псевдомоной, эрвиния доходит до сосудов растения. Хотя чаще она попадает в сосуды на хоботке сосущих вредителей.

гибель ветвей

В некоторых садах, особенно на севере именно псевдомона способна вызывать кристаллизацию воды в коре даже при небольших заморозках и приводить к трещинам на коре. За это эрвиния очень любит псевдомону и дружит с ней.
Садовод видит молниеносную вспышку (по-научному эпифитотию) парши на листьях, монилиоза на плодах и цветах (засыхание соцветий и плодовых веточек), вспышку цитоспороза с кольцевыми поражениями коры и борется только с грибами, или видит эпифитотию бактериального ожога и борется с эрвинией. Но на самом деле это всегда симбиоз местных грибов и залетных бактерий.
Поэтому современные органические фунгициды в чистом виде подавляя грибы (включая сапрофиты и симбионты), усиливают бактерию, а антибиотики, подавляя бактерии (включая полезные симбионтные), усиливают развитие грибов.
Вот мы и подошли к главному принципу лечения болезней сада.

классика

Все как в медицине

Вначале надо убить вредные бактерии и грибы, используя комплекс комбинированных фунгицидов и антибиотиков, а затем заселить сад полезной микрофлорой.
Узнав о ключиках, о секретах эрвинии, будем бороться с ней последовательно, по уму.
Это крупные садоводческие предприятия могут применять только разрешенные промышленные пестициды и антибиотики строго по схемам. А мы в своем саду, спасая свое любимое деревце от эрвинии, залетевшей к нам с колхозного сада, имеем моральное право использовать «любые запрещенные приемы» для борьбы с иностранной террористкой, проникшей на нашу территорию.

Почему эрвиния возникла и обзавелась смертельными генами на юге США?.. Потому что там на больших площадях промышленные сады. Тысячи односортовых промышленных посадок привиты на клоновые подвои. Клоновые подвои – это обязательно вирусы и не один, а вся группа вирусов, поражающих яблони и груши.

усыхание ветвей

Вирусы – это всегда начало ослабления иммунитета дерева

На этом фоне при отсутствии естественных защищающих растение грибов и бактерий, которые убиваются пестицидами и минеральными удобрениями при любой интенсивной технологии, обязательно сапрофиты мутируют и становятся паразитами растений. После вирусов растение поражается псевдомонадами, затем грибами, и обязательно появляется эрвиния – мутант с особыми ферментами, способными за один сезон убить растение.
Поэтому мой совет садоводу: хотите, чтобы в ваш сад эрвиния прилетела первой — приобретите саженцы у перекупщиков с юга, привитые на дешевые, зараженные вирусами клоновые подвои, привейте в крону зараженные черенки, полученные от ненадежных продавцов, и на ваши ослабленные растения прилетят все бактерии и грибы с округи, включая эрвинию, и ваши деревья погибнут первыми.
Я свой последний сад высадил по монастырскому методу. Семена от местной здоровой антоновки и аниса высаживал в землю на постоянное место и на них прививал оздоровленные, без вирусов черенки. Вот уже 15 лет саду, а бактериальные и тяжелые грибковые болезни мой сад обходят стороной.

груша

Лечение. Препараты.

В округе появилась эрвиния-американка, у вас в прошлом году несколько веточек на грушах почернело. С чего начинать? Ключевое звено — это две недели весны, от сокодвижения до цветения.
Поищите на своих деревьях нет ли трещин на коре, откуда сочится сок, и не сочится ли белый вязкий экссудат. Зачистите трещину от грубой коры и наложите повязку с антисептиком. Я в век суперэффективных антибиотиков не советую применять для лечения препараты меди и другие дезинфицирующие вещества из прошлого и позапрошлого века.
Растворите таблетку Офлоксацина в литре воды, смочите кусок марли, приложите на очищенную рану, накройте полоской стрейч пленки и чем-нибудь эту пленку закрепите. Медный купорос остановит развитие эрвинии, но ее не убьёт. Офлоксацин более сильный бактерицид для всей группы грамотрицательных бактерий, проникнет глубоко в ткани и убьет практически всю инфекцию.
Можно не позже, чем за 10 дней до цветения опрыскать все дерево офлоксацином — 2 таблетки на ведро. Можно опрыскать хотя бы препаратами меди или цинка, хлорокисью меди или цинебом. Но качественным. И забудьте о старинной бордоской жидкости или медном купоросе, они очень токсичны для растения. Хлорокись меди в десятки раз эффективней и менее токсична для тканей дерева. Жаль, она не проникает в ткани дерева на большую глубину, но инфекцию сверху подавит, мухи и пчелы на своих лапках ее носить не будут.
Набухли бутоны, осталось пару дней до массового цветения.

еще случай

Надо лечить не дерево, а обеззараживать пчел и мух

Стандарт — это опрыскивать дерево антибиотиком, начиная именно с этого времени. Во всем мире применяют стрептомицин в смеси с тетрациклином. Или более современный касугамицин. У нас не хуже фитолавин. Добавка тетрациклина нужна, так как он на 100% предотвращает выработку устойчивости эрвинии к стрептомицину.
Тетрациклин и стрептомицин применяют в промышленных садах, потому что они очень дешевы. Легко наладить их производство.  Но современные медицинские антибиотики, конечно, более эффективны. Стрептомицин разрушается за несколько дней и плохо проникает в ткани дерева. В сосуды не попадает.
Я бы посоветовал использовать ампициллин. В ткань растения проникнет глубоко, для пчел абсолютно не токсичен, на дереве держится дольше, флакон 1 грамм на ведро стоит 10 р.
Но есть маленький секрет, я его вычитал в монографиях ученых, лечивших бактериозы деревьев еще в 60 годы. Они пенициллиновыми антибиотиками опрыскивали деревья за несколько дней до цветения. Добавляли на ведро стакан сахара и ложку меда вместо синтетического прилипателя. Пчелы и мухи при избытке такой подкормки полностью отказывались от «гноя», выделяемого эрвинией, а питались только сахарно-медовым сиропом с пенициллином. Даже случайные бактерии эрвинии, попадая на пчелу, перепачканную антибиотиком, быстро гибли. Перенос эрвинии на пестик распустившихся цветов не происходил. Эрвиния в период цветения не смогла увеличивать свою численность в миллионы раз, эпидемический процесс прерывался в самом начале.
Попробуйте так сделать пару раз до цветения и в самом начале цветения, у вас получится. Затем с промежутком 3-5 дней дважды опрыскайте цветущий и отцветающий сад фитолавином (стрептомицином), желательно в конце цветения не забыть добавить препарат против грибов, лучше всего Скор в смеси с Фитолавином. Они хорошо сочетаются. А еще через пару недель в период отрастания побегов можно применить комбинированный контактно-системный фунгицид, содержащий хлорокись меди, еще лучше цинеб. Препаратом выбора могут быть Ридомил Голд или Акробат.

начало выздоровления

Середина лета, новый важный этап профилактики

Середина лета, отрастают нежные побеги, и как бы мы не боролись с эрвинией в период цветения, отдельные пестики, невидимые нашему глазу, могли быть заражены. Поэтому как только наступает сезон теплых дождей, надо опрыскать сад препаратами, надежно убивающими эрвинию. Препараты меди или йода или серебра, конечно, заблокируют для эрвинии небольшие трещины на коре, но надежней применить антибиотики системного действия.
Фитоловин процентов на 80 снизит поражение молодых веток в это время. Но если вы обработаете сад ампициллином и офлоксацином (или вместе или с перерывом в неделю), то они великолепно всосутся через листья и смогут убить эрвинию, даже попавшую в сосуды растения.
Двух – трех таких обработок для профилактики и для лечения легких поражений более чем достаточно. Если растение заболело тяжело, вы заметили болезнь, когда стали усыхать большие ветки, а из ран на коре стал сочится белый экссудат, спасти растение можно только капельницами антибиотиков. Но это отдельная тема — реанимация больных деревьев.

Мне прислал серию фотографий садовод из Днепропетровска. Он по моему совету лечил молодые груши, у которых появились признаки бактериального ожога. За сезон он раз в 2 недели просто опрыскивал деревца стрептомицином, чередуя с препаратом Скор. Эффект был получен после первых же опрыскиваний. Болезнь остановилась, стали отрастать новые побеги со здоровыми листьями, и осенью деревца выглядели совершенно здоровыми. У соседей больные деревья погибли, хотя они опрыскивали их   медным купоросом.
Я бы посоветовал на молодых деревьях использовать еще один прием. Обрывать первые 2 года все цветочные почки, не допуская цветения и размножения паразитов на пестике.

Как использовать новые системные препараты.

Корень в период начала сокодвижения пролить препаратом Превикур Энерджи. Он содержит фосэтил алюминия. Это единственный препарат, который из корней быстро по сосудам доходит до самой верхушки. Фосэтил повышает иммунитет растения, который подавили грибы и бактерии, и блокирует размножение паразитов изнутри. Эффект получается чудодейственным.

Осень. Профилактика морозобоин.

Эрвиния перестает размножаться, превращается в капсулы. В этот момент антибиотики ее не достают. Эрвиния надеется, что садовод допустит ошибки, растение в зиму уйдет ослабленным грибами и вирусами, перекормленным азотом, и в неблагоприятную зиму с морозами, чередующимися с оттепелями на коре появятся морозобоины и трещины. Это лучшее, о чем может мечтать эрвиния для своего размножения.
В помощь ей и псевдомона, она скапливается в развилках деревьев, отходящих под острым углом и выделяет токсин, снижающий морозостойкость дерева. Поэтому предзимняя обработка дерева препаратами меди или цинка эрвинию не достанет, а псевдомону погубит.

Мой друг фермер и предприниматель Дмитрий Маджар прислал мне на испытание великолепные препараты Бионур и Тиофер, содержащий тиобацилы. А это что за звери?
Мало кто знает, что первые зачатки жизни зародились вокруг вулканов с сернистыми выделениями, жизнь там была не на основе углерода, а на основе серы. На дне озер в горах в иле ученые обнаружили этих древних бактерий и дали им название тионовые. Если эти бациллы нанести на растение, то они стимулируют выработку растением антифризных белков. То есть препарат Бионур великолепный антидот против токсинов пседомонад, и зимой растение, обработанное тиобацилами, лучше противостоит температурным стрессам, морозобоины не возникают. Да и сами эти древние бациллы не по зубам современным паразитам, они подкисляют среду, что вызывает гибель бактерий паразитов.
Я советую испытать тиобацилы в ваших садах как для защиты от весенних заморозков, так и для защиты от зимних стрессов.

Органические методы борьбы с бактериозами растений.

Я всегда после применения фунгицидов или антибиотиков в своем саду, как только заканчивается их действие, через 3-5 дней опрыскиваю сад качественным АКЧ. На эту тему у меня десятки статей. Миллионы симбионтнных для растения грибов и бактерий защитят листья и кору от вторжения патогенных бактерий и грибов.
Недавно в продаже появились высокоэффективные микробиологические препараты нового поколения — Стимексы.
Можно о них прочитать в инете в статьях Александра Харченко. Они содержат до 15 видов полезных бактерий, которые от бактериозов защищают лучше антибиотиков, при этом не нарушают экологию сада, а так же, как АКЧ и совместно с АКЧ улучшают и быстро восстанавливают биологическое разнообразие биоты в почве и биоты на листьях растений.
Поэтому в своем новом саду я полностью отказался от перекопки почвы, уничтожения сорняков, интенсивного применения минеральных удобрений. Я не надеюсь на сидераты, а ежегодно и помногу вношу органику, в основном грубую. Но помню, что скошенная листва и свежий навоз в приствольном круге в молодом саду это рассадник патогенных бактерий и грибов, прежде всего фузариоза и псевдомонад. Поэтому такую органику надо обязательно поливать АКЧ или стимексами. В старом саду, когда в почве сформировалость естественное биоразнообразие, можно вносить все: и опилки, и щепу, и мусор с листвой из старых парков, и любой навоз. Биота молниеносно перерабатывает все, была бы влага. Но все делать надо по уму, следить за приростом молодых веток в июле, чтобы растение не жировало, не было азотистого перекорма.

Запись размещена в разделах: , , , , , , болезни растений,
67 комментариев 67 спасибо за запись 121 в избранном 132034 просмотра
Копировать ссылку
Автор записи:
Добавили запись в избранное
n-apraksina Наталья Апраксина и еще 120 человек

Комментарии (67)
Спасибо.
Попробую обработать. А как с другими рядом стоящими кустами и деревьями? Их тоже обработать? Сколько же заразы всякой развелось… Мне кажется, раньше такого разнообразия не было. Тля — да, и так по мелочи…
Всем спасибо за советы по лечению бактериального ожога у яблони. Но есть вопросы. Как долго держать под антибиотиком дерево замотанное пленкой? И надо ли повторять обработку и если да, то через какое время.
Алексей.
Мои победные реляции таки оказались преждевременными. Наступил июль и мельба опять потекла. При более тщательном осмотре и вскрытии коры в местах истечения экссудата обнаружилось, что древесина и луб в этих местах становятся черного цвета, а не коричневого, как вы, Геннадий, описали для эрвинии. Видимо это другие бактерии. Но легче от этого не становится. При местной обработке сильнодействующими антибиотиками экссудат перестает в этом месте течь, но спустя некоторое время появляется в другом. На эти выделения сбегаются муравьи и видемо разносят заразу дальше. Исковырял уже весь ствол. Кора местами совсем снята. При этом яблоня набрала рекордный урожай. Наверное это попытка перед кончиной оставить потомство. Вы как-то писали, Геннадий, о «капельницах» для сильно больных деревьев. Можете поподробнее рассказать как и что можно сделать? Жалко дерево. На нем привито 3 сорта яблок и это только 4-й урожай.
Андрей. Я не знаю причин болезни вашего дерева. Эрвиния это, или морозобоины, а затем грибы. Дерево заражено у вас все, я в таких случаях вырубаю и высаживаю устойчивые к болезням в нашей местности сорта.
Капельницы ставят китайцы, у них есть опыт. Я таким опытом не обладаю. Не ставил и не буду ставить. У меня много сотен деревьев и я каждый год теряю от 1% до 10 %, в зависимости от морозов зимой и дождей летом. С этим надо мириться.
Добрый день, Геннадий. Извините, еще раз дублирую свой вопрос — не уверены, что в первый раз разместили его в нужном месте. Похоже, на яблоню напала какая-то бактерия (яблоне лет 10, зимняя), пытаемся лечить по Вашей методике (офлоксацином), но есть вопросы 1. Как долго держать яблоню в замотанном пленкой состоянии? 2. Нужно ли повторять процедуру, сколько раз повторить и через какой промежуток времени? С уважением, Алексей
Алексей Вы пишите
-"… Яблоня, лет 10. Начиная с первой развилки, гниёт гора (коричневая, но пока не отслаивается). Началось с внутренней области развилки.

Источник: www.7dach.ru/artischev2/u-yabloni-gniet-kora-vetka-zasyhaet-pomogite-spasti-130976.html..."
Это типичная морозобоина осложненная черным раком.
Нельзя заматывать, это не эрвиния и офлоксоцин здесь не уместен. лечить надо грибок. У меня есть статьи по лечению черного рака. погуглите.
sadisibiri.ru/raspopov-cherniy-rak.html
Садоводы, Эрвиния — она НЕ ДОЛЖНА вообще иметь право на жизнь. В Латвии все подозрительные деревья сжигают! есть у Вас подозрение! сразу см 20 ниже сломайте ветку. Потом, чтобы инфекцию не перенести дальше, сделайте обрезку и все сразу сожгите — это карантинное заболевание и лечить надо эффективными методами — никаких антибиотиков, так загоните баки в подполье, а они вам за это отомстят. Так должны поступать все в округе, и деревья отблагодарят Вас хорошим урожаем. Распространяется много с больным посадочным и материалом (по незнанию) для прививок. Садом занимаюсь 50 лет. Летом тщательно просмотрите каждую неделю молодые побеги яблонь, груш, ирги, боярышника и не покупайте заведомо контрабанду с чужих (южных) районов. Сейте и прививайте сами. Гунарс.
Гунарс! Пригласите летом меня в свой сад, мне приятно пообщаться с садоводом с 50 летним стажем.
Напишите мне в личку g.f.raspopov@mail.ru и я вышлю вам свои книги.
Но!!! -"… Эрвиния — она НЕ ДОЛЖНА вообще иметь право на жизнь..." — это лозунг, который в обычной практике бессмысленный. Садовая наука, эпидемиология болезней не терпит простых волюнтаристских решений, типа -"… В Латвии все подозрительные деревья сжигают!..."
Бороться надо не с Эрвинией, а с неумением садоводов создавать экологические сады.
Методы промышленных садов для небольших садовых участков часто неприменимы.
Здравствуйте, Геннадий! Подскажите, пожалуйста, пропорцию ампициллина и с каким интервалом его вносить. Пропорцию нигде не нашел кроме 1 флакона на 10 литров, но флаконы есть разные по объему и как его можно заменить на таблетки?
Обычно в флаконах (и таблетках) 500 000 единиц или 0.5 грамм ампициллина. Но на ведро этого мало. Надежней на 10 л воды 1 грамм антибиотика ( лучше растворяется из флакона, но и таблетки можно растворить)
извините, а сколько обработок и как часто… где-то пишут 3 раза через 5-7 дней… или достаточно одного… болезнь в самом начале я так понимаю…
И еще один вопрос… донимают зеленые долгоносики… сделали три обработки препаратами " Искра", «Фитоверм», «Фуфанл», но результата нет… все равно сидят и жрут… деревья молодые 2-й год…
Добрый день!
А как быть с кратностью/периодичностью обработок при неустойчивой погоде?
Например, обработал ты деревья, а завтра или через два дня дождь. Как быть в таком случае?
Здравствуйте, если смешать таблетку антибиотика с садовым варом и обработать этим составом срезы от удалённых зараженных веточек груши, будет ли антибиотик всасываться древесиной?
Груша Зимняя Яковлева, приобрела в 16 году 2 шт. В частном питомнике, что под Орлом. Одна заболела после первой зимовки, пока разобрались, опоздали, почти весь ствол удалили, теперь вторая первые признаки проявляет. Вчера опрыскала офлоксацином, срезала больные веточки, самые кончики, тоненькие ещё. Срезы вот не знаю, как лучше обработать, может подскажете?
комментарий был удален
Эрвиния через срезы не проникает, их обрабатывать не надо. Инфекцию разносят пчелы через липкий пестик во время цветения, оттуда она проникает в сосуды и вызывает «сепсис»
Добрый день!
Геннадий, скажите пожалуйста какие нормы внесения в почву Превикура Энерджи для деревьев? А то в инструкции на него указаны нормы только для овощей.
Какой системный антибиотик (дешевле фитолавина) можно вносить в почву, чтобы убить бактерий вместе с Превикуром?
Эти вопросы связаны с неустойчивостью погоды в Ульяновской обл., так как после опрыскивания деревьев, на следующий день часто дождь. Как быть в таком случае?
Геннадий Федорович, можно ли в качестве антибиотика использовать на растениях «Ципрофлоксацин»?
«Ампициллин» что-то перешел в разряд дефицита у нас. Говорят, препарат устаревший и не пользуется в аптеках спросом.
Геннадий Фёдорович здравствуйте! Вы в статье пишите о АКЧ и стимиксы… вопрос: АКЧ отдельно пользуем, а стимы отдельно? Или же их можно смешать вместе в одном ведре, или же можно добавить их в банку при приготовлении АКЧ?
Я написал новую книгу, о микробиоме человека и микробиоте почв, как они влияют друг на друга. Вот выдержки из нее.
( надеюсь вы поймете, что мешать стимексы ( по сути компостные вытяжки) с АКЧ категорически не стоит. А надо вначале применить ЭМки, затем АКЧ, затем Стимексы.

"… Меня спрашивают садоводы — Если вносить в хорошую плодородную почву дополнительные микроорганизмы, АКЧ, или ЭМ препараты, не нарушат ли они биологию почвы?
В хорошей почве всегда есть единое богатое микробное сообщество и зависит оно от той пищи, от той органики, которую мы вносим. Что бы мы не внесли, найдется тот микроорганизм, кто эту пищу потребит, размножится, погибнет, выделит метаболиты, и они всегда станут пищей, для следующих пищевых цепочек.
Какую бы органику мы не внесли, даже живые грибы или бактерии, даже гнилостные грибы и патогенные бактерии, если они не найдут себе пропитание для размножения, например, ослабленные корни растений, всегда, и патогенные и полезные микроорганизмы, рано или поздно, перестанут размножаться и станут просто органикой, едой для следующих пищевых цепочек из бактерий. Но это если сформировано богатое по разнообразию микробное сообщество.
Пока почвы бедны, пищевых ниш много, работа для АКЧ и ЭМ препаратов найдется.
Поэтому, когда мы вносим миллиарды разнообразных бактерий из АКЧ, или миллиарды однообразных лакто бактерий и дрожжевых грибов из ЭМ препаратов, они тут же поедают остатки сахаров из препарата, затем доступную органику в нишах почвы, куда не добрались пока местные аборигены, бурно размножаются, своими фитонцидами убивают спрятавшихся патогенов, поедают их.
Всплеск их жизни длится недолго, несколько дней, затем доступная пища исчезает, и вносимые микробы становятся органической пищей для других аборигенных грибов и бактерий, вирусов и амеб, импульс жизни прокатывается по почве и затихает. В почве появляются продукты из переработанной органики, доступные для питания корней. Мы видим всплеск роста растений.
Раньше мы думали, что это главное, внести микробы, чтобы усилить разложение органики до доступных питательных веществ. Оказывается, нет.
В любой почве, кроме целинной или мусорной кучи, заросшей лопухами, всегда микробное сообщество намного беднее, чем в старом хорошем компосте или вермикомпосте. Поэтому большая часть микробов из АКЧ поработав погибает, но часть всегда встроится в пищевые цепочки почвы и в ризосферу корней, если почве и корням данных микробов не хватает. После каждого полива АКЧ биоразнообразие почвы растёт, а патогены гибнут.
Еще важнее понимать, что в почве всегда есть аборигенные полезные бактерии, которые спят до лучших времен. Когда прокатывается импульс жизни от АКЧ и особенно от ЭМок, то метаболиты будят аборигенов, и они приживаются в почве, встраиваются в пищевые цепочки и делают биоту почвы богаче и разнообразней. Это и есть наша главная цель.
После Эмок, в которых количество микробов огромно, намного больше, чем в АКЧ, правда набор бактерий мал, обычные дрожжи да лактобацилы, или после настоя травы, особенно настоя сена, где бацилл сенной палочки не меньше, чем в ЭМках, импульс жизни добавляет в почву огромное разнообразие метаболитов, поэтому если после ЭМок через пару дней я опрыскиваю почву АКЧ, то число прижившихся компостных бактерий возрастает в разы.
Об этом синергизме АКЧ и Эмок мало кто знает, этот свой главный секрет я вам рассказываю впервые.
В литературе все рассказывается примитивно и неправильно. Обычно этим грешат природники-народники. Льют бездумно в почву препараты с приставкой Био, по озарению, по вере, а не по науке.
Или берут бочку, добавляют траву и навоз, пропускают воздух (не понимая, что в бочке, где до трети гниющей органики, кислорода никак не может хватить, чтобы размножились полезные аэробы) и получают обычную ЭМку- вонючку с избытком азота, которая дает импульс жизни на 3 дня, затем 100% бактерий съедаются почвенными аборигенами, растения жиреют от азота, и гнилостные болезни процветают.
У меня наоборот. Вначале Эмка-бражка на мелассе, затем АКЧ на мелассе с компостными аэробами переводит весь азот в тела бактерий.
— Это были мои 1 и 2 секреты.
Теперь нужно помочь фотосинтезу. Спросите как?
Это мой 3-й секрет.
Для этого надо опрыскивать лист или стимуляторами роста растений из магазина (стимексы), или делать компостные вытяжки самому.
Производители лукавят, что вытяжки из навоза или биогумуса содержат бактерии, те единичные споры бацилл, которые есть в бутылочках стимексов, в миллионы раз меньше, чем в АКЧ. Этим можно пренебречь.
Хорошая компостная вытяжка – это огромное разнообразие энзимов, ферментов, метаболитов, аминокислот и витаминов, которые получаются при биоразложении компоста богатого на микроорганизмы. ( в стимоляторах главный смысл стимексов).
Через пару недель, а лучше через месяц ферменты дрожжей и лактобактерий превращают компост в сапропель. Разводите эту черную приятно пахнущую субстанцию в 5-10 раз, процеживайте и опрыскивайте растения, поливайте почву. Лучшего стимулятора фотосинтеза и ризосферы вы не найдете. Стимексы отдыхают.
Но стимулировать фотосинтез растений лучше через недельку после применения ЭМок, и АКЧ пусть биота проснется, тогда и корни должны усиленно гнать к ней сахара.
— Гуматы усиливают почвообразование
Это 4-й секрет.
Надо постоянно применять слабые растворы гуматов. Любых, все они усиливают почвообразование. Биота и корни секретируют слизи, гумматы + слизи начинают более быстрыми темпами минералы почвы агрегировать в мелкие устойчивые почвенные кристаллы. Структура почвы определяет воздушность и как ничто повышает урожай.
Ой, миленький Геннадий Фёдорович, спасибо за ответ! Я как в той сказке--я не волшебник, я только учусь--… так вот Вашу статью про АКЧ прочитала где-то в конце января, и подумала что это мне обязательно надо.Купила два аквариумных аппарата и веник (что бы опрыскивать, т.к. Вы пишите что надо процеживать не через мелкое сито, а что бы были крупные капли, думаю веник само то),… потом наткнулась на стимиксы и выписала три вида. Вот потому и спросила про соединение их. Статьи Ваши читаю, но столько информации пока не укладывается в голове… и еще Вам задавали вопрос про помидоры в теплице, Вы писали что больше двух лет нельзя сажать их в теплице, а что ж тогда делать если теплица одна (3*6), нынче второй год буду сажать. Прошлый год сажала чуть огурцов, чуть болгарского перца и в основном помидоры. А следующий год?.. и еще, Вы пишите Я делаю просто. В ведро воды добавляю 0.5 литра мелассы (варенья), стакан кислого молока и 20.0 г дрожжей. 3 дня бродит в тепле, и я добавляю пол ведра хорошего компоста. Стакан золы или извести, чтобы нейтрализовать молочную кислоту в этой закваске. Эти все компоненты сразу в одно ведро или бражка бродит три дня а потом к ней добавляем компост с золой?.. Вы уж меня простите за не понятие, но что понятно мне я сразу выписываю себе в тетрадь, вот и про АКЧ записала еще в январе.
Спасибо. Изучаю. И у вас и у Аскара Ахатова много полезной информации, которая помогает для разумного земледелия на приусадебном участке.
Спасибо. Изучаю. И у вас и у Аскара Ахатова много полезной  информации, которая помогает для разумного земледелия на приусадебном участке.
Геннадий, поздравляю с написанием новой книги! Знаю, в книги вкладывается душа автора.
Спасибо, Франс Хасанович, Эту книгу я написал 3 года назад, издали недавно, а вчера закончил свою 13 книгу, отослал в редакцию, смотрите какие темы я там поднял.
Собственный экосад и здоровое питание от рождения до 100 лет (советы врача-педиатра и садовода с 45 летним стажем)

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Глава 1. Как и почему я стал детским врачом и садоводом одновременно
Стоит ли искать «золотую таблетку» от болезней растений и болезней детей
Почему я стал детским врачом, а затем садоводом

Как я полюбил кибернетику
Почему болели дети, сорок лет назад, двадцать лет назад и в последние годы.
У меня две профессии: медицина и приусадебное хозяйство

Суеверия среди садоводов о пользе перекопки, о минералке, о вредных микробах в почве.
Главные мифы о здоровье ребенка

Вредные традиции питания

Глава 2 Микробиом человека и микробиота почвы

Знакомство с понятием микробиота почвы
Знакомство с понятием микробиом
Микробы на миллиард лет старше нас
Что общего между кишечником человека, кишечником червя и ризосферой растений
Продолжим разговор о микробиоте, но уже с садоводами
Продолжим разговор о микробиоме человека и его влиянии на здоровье
О важнейших функциях нашего микробиома.
Как правильно понимать, что такое дисбиоз (дисбактериоз).
Глава 3 АКЧ Аэрированный компостный чай по-новому

Технология создания АКЧ
Мой опыт применения АКЧ
АКЧ и почвенное биоразнообразие
Влияние АКЧ на ризосферу
Оценим преимущества АКЧ
Как сделать АКЧ по-новому
Глава 4 Советы педиатра и садовода о параллелях болезней сада и детей.
Грудное вскармливание.
Размышления о человеческой наивности и о сыром козьем молоке.
Вся правда о детских смесях, о искусственном вскармливании и правильных прикормах со своего сада.
Почему наши дети без конца сопливые, как бороться с детскими сопельками.
Биоразнообразие культур, растущих в полях, и разнообразие пищи поступающей в кишечник ребенка – залог здоровья почвы вокруг нас и здоровья ребенка.
Микробиом ребенку передает мать, поэтому мать до родов должна позаботится о своем микробиоме.
Как бороться с кашлем у ребенка
Почему хорошо сбалансированный микробиом новорожденного повышает шансы человека на крепкое здоровье в будущем.
Пять секретов применения биологических методов, повышающих плодородие почв и одновременно повышающих качество урожая.
Аденоиды, их воспаление и осложнения.
Тонзилит. Фарингит. Аденоидит.
Ризосферные бактерии.
От экссудативного диатеза до атопического дерматита
Атопический дермтит. Новости медицины

Последние вопросы садовода.
Глава 5 Здоровое питание детей и взрослых продуктами из экосада.
Манифест врача и садовода.
Еще раз о мифах в питании детей и взрослых
Миф 1 Красное мясо вредно, вызывает рак!!!
Миф 2 Соль вызывает гипертонию.
Миф 3. Углеводы, особенно быстрые, с высоким гликемическим индексом очень вредны.
Миф 4. Есть очень вредные жиры, которые употреблять не стоит.
Миф 5 Белки могут принести вред нашему здоровью.
Миф 6 Яичный желток вреден, в нем много холестерина.
Миф 7 Белый хлеб вреден, а ржаной и цельно зерновой полезен.
Миф 8 Фруктоза вреднее сахарозы и наоборот.
Миф 9. Натуральные продукты не нуждаются в добавках и наоборот, без добавок пища неполноценна.
Миф 10. Любая пища опасна, ведь в ней могут оказаться микробы, промышленные яды, радиация, нитраты, пестициды, соли тяжелых металлов.
Как микробы сада через микробиом влияют на наш мозг.
Как микробы сада, через продукты влияют на иммунитет.
Как управлять микробиомом с помощью экопродуктов.

Как сделать правильные сквашенные и сброженные продукты
О сидре и домашних квасах
О квашеных капусте и всех других овощах
А моченых яблоках и соленых огурцах
О ферментированных молочных продуктах
О сыре из сои и других бобовых
О сыре из кешью и других орехов
Заключение
Геннадий Федорович, я не знаю куда комментарий по книге писать, поэтому уж сюда. Я бы более, или мене, подробнее остановился, разъяснил читателям что такое " Е" и подробнее остановился на вреде каждого из них. В какую главу — это автору виднее. Это первое просто сразу после ознакомления с содержанием. Наверное, когда вернут на прочитку, можно будет добавить, если автор считает уместным. Ведь у всего населения, не только у садоводов, полный пробел в этом вопросе. Ясно, кто добавляет пальмовое масло во многие продукты, не будут писать о его вреде. Потом, надо остерегаться пользоваться словом «новое» в подобных выражениях: новая технология, новое видение, новое в питании и. т. д. Сегодня, когда пишем книгу, оно новое. А читателю, читающему книгу через 10-20 лет, эти «новые» вызовут усмешку.
-да любой садовод прекрасно знает, что продукты в пакетиках из супермаркета с «Е» -добавками, в рот ни себе ни детям класть не стоит, и не надо в них разбираться, а надо тратить силы и время на создание ЭКОсада.

Пожалуйста, оставьте комментарий