Лечение бактериального ожога современными методами

Копировать ссылку
Raspopov_Gennadiy Raspopov_Gennadiy ЭКСПЕРТ
Геннадий Распопов Боровичи
Прошло пять лет, как я написал первую статью о лечении бактериального ожога груш антибиотиками. Но эта болезнь распространяется по всему миру со страшной скоростью и захватывает территорию нашей страны все дальше: с юга на север, с запада на восток.

Почернела груша

Почему лекарства от этой болезни не работают?

Раньше в садах использовали препараты меди, а теперь – чисто химические фунгициды, убивающие полезные грибы. Тридцать лет назад эрвиния не приживалась на дереве, медь, обычная бордоская жидкость блокировала ее размножение, и симбионтные растению грибы и бактерии, которых было больше, ее тоже уничтожали.

Сейчас все чаще возникают молниеносные формы болезни, садовод опаздывает с лечением, ведь когда эрвиния проникла под кору в камбий, когда во всех сосудах миллиарды бурно делящихся бактерий эрвинии, убить ее невозможно. Яда не хватит.

Гибель плодов

В новых условиях нам надо знать слабые места этой бактерии и бить по ней в этот момент.

Эрвиния пришла из США

В узком смысле тяжелые формы бактериального ожога вызывает только один агент — бактерия Erwinia amylovora, притом не наша местная, а завезенная из теплых районов США и именно оттуда распространившаяся по всему миру.

Только она, если уж прижилась в саду, вызывает почернение и усыхание не отдельных веточек или листиков, а «почернение» и гибель деревьев на огромных территориях, только она имеет особые гены для этого, и этих генов нет у местных эрвиний.

Гибель яблок

В широком смысле «бактериальный ожог» в садах России был и до прихода эрвинии-«американки». В местах поражения яблонь и груш еще 50 лет назад бактериологические исследования находили бактерию, отличную от Erwinia amylovora, хотя и очень похожую, у нее не было генов, определяющих высокую патогенность.

Американка работает вместе с местной псевдомоной и грибами

В настоящее время в садах, где свирепствует типичный бактериальный ожог, при посевах выделяются несколько патогенных бактерий. Это и типичная «американка», а вместе с ней – местная слабопатогенная эрвиния и местная очень патогенная Pseudomonas syringae. То есть несколько разных бактерий встречаются вместе в пораженном очаге — старые из прошлого века и новые.

Кроме этого, в садах, где находили единичные симптомы бактериального ожога, часто обнаруживались очаги с плодами, покрытыми пятнами отмершей ткани c концентрическими кольцами конидиального спороношения. Это работа возбудителя плодовой гнили семечковых — гриба Monilia fructigena

Начало усыхания

На листьях, побегах и плодах растений были отмечены симптомы поражения возбудителем парши яблони грибом Venturia inaequalis в виде бархатистых оливково-оранжевых пятен.

Для садоводов я специально акцентирую на этом внимание. Если вы видите в своем саду единичный очаг поражения растений, похожий на бактериальные ожог, это, скорее всего, беспредельничают местные бактерии на ослабленных плохой экологией растениях, а эрвиния, если она проникла, ведет себя вначале тихо.

А вот если в соседних больших садах вы видите массовые усыхания груш и яблонь с признаками бактериального ожога, помните: скоро иностранная бактерия придет к вам, покажет себя во всей красе, и надо срочно принимать меры.

Первые симптомы бактериального ожога

Первые симптомы, которые подскажут вам, что у вас в саду настоящий бактериальный ожог, следующие:

Крючок
«Крючок»

На своих растениях вы обнаружите изогнутые в виде крючка усохшие молодые побеги, молочно-белый, буреющий на воздухе экссудат.

Экссудат

На побегах и цветоножках – усохшие цветки и мумифицированные плоды. Но помните: некоторые возбудители болезней растений также способны вызывать выделение экссудата. Однако при поражении бактериями E. amylovora, в отличие от возбудителя бактериального рака Pseudomanas syringae, выделяется мутный, а не прозрачный экссудат. Кроме того, древесина, пораженная бактериальным раком плодовых, становится черного, а не рыжего цвета, как при поражении эрвинией.

Мумия
«Мумия»

Обязательно загляните в соседние молодые сады, именно в молодых садах на растениях можно раньше всего обнаружить типичные симптомы поражения патогенными бактериями E. amylovora: молочно-белый экссудат, буреющий на воздухе; усыхающие в виде пастушьего посоха побеги, а также мумифицированные плоды.

Почему грибы и бактерии работают вместе

Ученые в последние годы пересмотрели свое отношение к грибковым заболеваниям плодовых, как к заболеваниям, вызванным конкретными грибами.

Если вы в своем саду увидели ветки, поражённые цитоспорозом, помните: цитоспороз вызывает гриб Cytospora leucostoma, C.cincta. Но вначале в морозобоины, в трещины коры попадает бактерия, затем присоединяется гриб, и далее идет совместное развитие грибков с бактерией Pseudomonas syringae van Hall. как единый патологический процесс.

Начало

То же самое вы видите при монилиозе и бактериальном некрозе косточковых. Вначале на пестик попадает бактерия, затем присоединяется гриб монилии, и мы видим усыхающие цветоножки. Лечить такие грибные болезни чистыми фунгицидами, например известными препаратами Скор и Хорус, – значит не получить эффекта. Единый процесс, вызываемый совместно бактерией и грибом, надо лечить фунгицидами на основе меди или цинка, а еще лучше – препаратами типа Фитолавин (антибиотик бактерицидного и фунгицидного действия).

Выбрать фунгициды для дачи вам поможет наш маркет – иллюстрированный каталог товаров от разных интернет-магазинов.

Грин Бэлт Хом Грин Бэлт 20 г 43 руб
OBI
Ваше хозяйство Инсектицид Opti Doza Актара против колорадского жука 3 мл 229 руб
Ваше хозяйство Фунгицид Ваше Хозяйство Тиовит Джет 90 г 99 руб
Грин Бэлт Фитоспорин Грин Бэлт 200 г 72 руб
OBI

Вернемся к американской эрвинии. Да, дело в том, что иностранная гостья никогда не попадает в стерильный сад. Место всегда занято. Пищевой ресурс занят местными бактериями, работающими совместно с грибами. Они паразиты, и чтобы эрвинии выжить, надо стать суперпаразитом и не только завоевать пищевую нишу, но вступить с местными паразитами в симбиоз, обменяться генами и, по очереди используя свои ферменты, добивать здоровое растение, блокируя его иммунитет, пожирать растение и снаружи, и изнутри.

Поражение камбия

Псевдомона паразитирует снаружи, эрвиния – в соке, в сосудах, всегда в камбиальном слое, между корой и древесиной, и только когда эти бактерии совместно погубят ткани дерева, затем грибы начинают доедать уже мертвые ткани.

Пять особенностей размножения эрвинии

Постепенно продвигаясь с запада на восток, с юга на север, эрвиния меняет свои гены и ферменты, приспосабливаясь к местному климату и местным конкурентам-паразитам. Но основные, ключевые способы своего существование она не меняет. И только познав эти способы, определив пять основных «ключиков», садовод может ее победить.

Посох
«Посох»

Американка быстро размножается только при температуре выше +20 °C и молниеносно увеличивает свою численность при температуре +25 °C и выше. И любит высокую влажность. Надо садоводу такую погоду не прозевать, смотреть на прогноз и усилить обработку сада.

1. Притворяться тихоней – это первое свойство эрвинии

Случайно попадая в сад, эрвиния ведет себя тихо, находит трещину в коре или на носике короеда проникает в сосуды, медленно накапливает численность. Главная ее задача — не погибнуть зимой. Хотя в первые зимы она погибает на 90%.

Трещина

Задача весной — размножиться с началом сокодвижения и просочиться наружу. Если садовод прозевал в своем саду первые капли молочно-белого цвета — всё, через пару лет гибель саду обеспечена. Эти сладкие капли обязательно поедят мухи, пчелы, осы, цикадки, медяницы, листоблошки, клопы и другие любители нектара. Через неделю другую от появление этих первых капель начнется массовое цветение сада. Одна капля содержит миллион бактерий. Значит, мухи и пчелы могут заразить миллион пестиков.

2. Второй главнейший секрет эрвинии – быстро размножаться на пестике

Из миллиона сделать миллион миллионов бактерий всего за неделю. Очень быстро. И эрвиния на это способна.

Усыхание

Ученые обнаружили, что на пестике, в сладкой слизи, во влажных условиях, если температура выше +20 °C, эрвиния делится каждые 20 минут, ее численность нарастает в геометрической прогрессии. И за несколько дней из одной капли гноя, просочившегося из единственной трещины, в саду на площади в 1 сотку вырастает 1 000 000 000 000 бактерий эрвинии. Злых, голодных, агрессивных.

3. Третий секрет эрвинии – она имеет ген «содружественности»

Как только эрвиния образует большую колонию на пестике или в сосудах растений, включается этот ген, и эрвиния перестает вести себя тихо, начинает не только усиленно размножаться, но с помощью жгутиков быстро двигаться по сосудам. Затем включаются еще два гена, ответственные за выработку токсинов. Один токсин вызывает некроз тканей и усиливает выделение растением экссудата, второй блокирует иммунитет растения.

Сухие листки

Эти гены и способствуют ее распространению все дальше по садам и территориям. Размножившись в пестике, она распространяется по цветоножкам до цветоложа, вызывает некроз, усыхание цветков и плодов. А это резервуар бактерий в виде их капсул числом с 12 нулями. Висят эти сухие листики и плодики и ждут влаги, тепла и ползающих вредителей.

А теперь внимание.

4. Четвертая особенность эрвинии — в теплую влажную погоду она способна размножаться в каплях воды!

Миллионы миллионов капсул спящей эрвинии за считанные дни благоприятной погоды превращаются в миллиарды миллиардов. Ни одна цикадка, ни одна тля или плодожорка не останется без инфекции, если на нее попадет такая капля. И все они пойдут на молодые, отрастающие весной побеги подкормиться соком и через тонкую нежную весеннюю кору помогут эрвинии проникнуть в сосуды. Даже ползающие по молодым приростам муравьи будут переносить эрвинию в теплое и влажное дождливое лето. Сильный ветер хлещет веткой об ветку и вызывает ранки, также град, садовод с секатором в это время — все способствует проникновению огромных масс бактерий в сосуды.

Сочится гной
Сочится «гной»

Июнь–июль всегда теплый и влажный. Эрвиния начинает вторую волну размножения в сосудах тонких молодых побегов. Достигнув нужной численности, бактерия включает гены, выделяет токсины, и в одну ночь вдруг одновременно на тысячах деревьев чернеют тонкие молодые веточки. Как будто деревья опалили огнем.

При этом у нее начинают работать жгутики, и она передвигается по сосудам не только с током соков, но и против движения сока. Чем моложе дерево, тем быстрей. В жаркую погоду она может поразить всё полутора–двухметровое дерево от кончика листьев до корня за 3 недели. При этом почти все современные интенсивные сорта яблонь и груш не имеют к эрвинии иммунитета.

5. Пятая особенность эрвинии — способность вступать в симбиоз с другими бактериями, а в последующем и грибами

Эрвиния не может жить на листе и коре дерева, а сиреневая псевдомона может. И все они способны производить экссудат на поверхности листа, плода и молодой коры. Например, пятнам парши всегда предшествует появление на листьях хорошо заметных светлых, хлоротических, маслянистых пятен, являющихся характерным признаком для бактериоза, а уж затем гриб парши, гриб монилии, гриб черного рака, гриб цитоспоры, размножившись в этой слизи, вырабатывают ферменты, убивающие защитный слой листа и коры. Затем вместе с грибом, в содружестве с псевдомоной, эрвиния доходит до сосудов растения. Хотя чаще она попадает в сосуды на хоботке сосущих вредителей.

Гибель ветвей

В некоторых садах, особенно на севере, именно псевдомона способна вызывать кристаллизацию воды в коре даже при небольших заморозках и приводить к трещинам на коре. За это эрвиния очень любит псевдомону и дружит с ней.

Садовод видит молниеносную вспышку (по-научному – эпифитотию) парши на листьях, монилиоза на плодах и цветах (засыхание соцветий и плодовых веточек), вспышку цитоспороза с кольцевыми поражениями коры – и борется только с грибами. Или видит эпифитотию бактериального ожога – и борется с эрвинией. Но на самом деле это всегда симбиоз местных грибов и залетных бактерий.
Поэтому современные органические фунгициды, в чистом виде подавляя грибы (включая сапрофиты и симбионты), усиливают бактерию, а антибиотики, подавляя бактерии (включая полезные симбионтные), усиливают развитие грибов.

Классика

Вот мы и подошли к главному принципу лечения болезней сада.

Все как в медицине

Вначале надо убить вредные бактерии и грибы, используя комплекс комбинированных фунгицидов и антибиотиков, а затем заселить сад полезной микрофлорой.

Узнав о ключиках, о секретах эрвинии, будем бороться с ней последовательно, по уму. Это крупные садоводческие предприятия могут применять только разрешенные промышленные пестициды и антибиотики строго по схемам. А мы в своем саду, спасая свое любимое деревце от эрвинии, залетевшей к нам из колхозного сада, имеем моральное право использовать «любые запрещенные приемы» для борьбы с иностранной террористкой, проникшей на нашу территорию.

Еще пример усыхания ветвей

Почему эрвиния возникла и обзавелась смертельными генами на юге США?.. Потому что там на больших площадях промышленные сады. Тысячи односортовых промышленных посадок привиты на клоновые подвои. Клоновые подвои – это обязательно вирусы, и не один, а вся группа вирусов, поражающих яблони и груши.

Вирусы – это всегда начало ослабления иммунитета дерева

На этом фоне при отсутствии естественных защищающих растение грибов и бактерий, которые убиваются пестицидами и минеральными удобрениями при любой интенсивной технологии, обязательно сапрофиты мутируют и становятся паразитами растений. После вирусов растение поражается псевдомонадами, затем грибами, и обязательно появляется эрвиния – мутант с особыми ферментами, способными за один сезон убить растение.

Поэтому мой совет садоводу: хотите, чтобы в ваш сад эрвиния прилетела первой — приобретите саженцы у перекупщиков с юга, привитые на дешевые, зараженные вирусами клоновые подвои, привейте в крону зараженные черенки, полученные от ненадежных продавцов, – и на ваши ослабленные растения прилетят все бактерии и грибы с округи, включая эрвинию, и ваши деревья погибнут первыми.

Груша

Я свой последний сад высадил по монастырскому методу. Семена от местной здоровой 'Антоновки' и 'Аниса' высаживал в землю на постоянное место и на них прививал оздоровленные, без вирусов, черенки. Вот уже 15 лет саду, а бактериальные и тяжелые грибковые болезни мой сад обходят стороной.

Лечение. Препараты

В округе появилась эрвиния-американка, у вас в прошлом году несколько веточек на грушах почернело. С чего начинать?

Ключевое звено — это две недели весны, от сокодвижения до цветения.

Поищите на своих деревьях: нет ли трещин на коре, откуда сочится сок, и не сочится ли белый вязкий экссудат. Зачистите трещину от грубой коры и наложите повязку с антисептиком. Я в век суперэффективных антибиотиков не советую применять для лечения препараты меди и другие дезинфицирующие вещества из прошлого и позапрошлого века

Растворите таблетку Офлоксацина в литре воды, смочите кусок марли, приложите на очищенную рану, накройте полоской стретч-пленки и чем-нибудь эту пленку закрепите. Медный купорос остановит развитие эрвинии, но ее не убьёт. Офлоксацин – более сильный бактерицид для всей группы грамотрицательных бактерий, проникнет глубоко в ткани и убьет практически всю инфекцию.

Еще случай...

Можно не позже, чем за 10 дней до цветения опрыскать все дерево Офлоксацином — 2 таблетки на ведро. Можно опрыскать хотя бы препаратами меди или цинка, хлорокисью меди или цинебом. Но качественным. И забудьте о старинной бордоской жидкости или медном купоросе, они очень токсичны для растения. Хлорокись меди в десятки раз эффективней и менее токсична для тканей дерева. Жаль, она не проникает в ткани дерева на большую глубину, но инфекцию сверху подавит, мухи и пчелы на своих лапках ее носить не будут.

Набухли бутоны, осталось пару дней до массового цветения...

Надо лечить не дерево, а обеззараживать пчел и мух

Стандарт — это опрыскивать дерево антибиотиком, начиная именно с этого времени. Во всем мире применяют стрептомицин в смеси с тетрациклином. Или более современный касугамицин. У нас не хуже Фитолавин. Добавка тетрациклина нужна, так как он на 100% предотвращает выработку устойчивости эрвинии к стрептомицину.

Тетрациклин и стрептомицин применяют в промышленных садах, потому что они очень дешевы. Легко наладить их производство.  Но современные медицинские антибиотики, конечно, более эффективны. Стрептомицин разрушается за несколько дней и плохо проникает в ткани дерева. В сосуды не попадает.

Я бы посоветовал использовать Ампициллин. В ткань растения проникнет глубоко, для пчел абсолютно не токсичен, на дереве держится дольше, флакон 1 грамм на ведро стоит 10 р.

Но есть маленький секрет, я его вычитал в монографиях ученых, лечивших бактериозы деревьев еще в 60 годы. Они пенициллиновыми антибиотиками опрыскивали деревья за несколько дней до цветения. Добавляли на ведро стакан сахара и ложку меда вместо синтетического прилипателя. Пчелы и мухи при избытке такой подкормки полностью отказывались от «гноя», выделяемого эрвинией, а питались только сахарно-медовым сиропом с пенициллином. Даже случайные бактерии эрвинии, попадая на пчелу, перепачканную антибиотиком, быстро гибли. Перенос эрвинии на пестик распустившихся цветков не происходил. Эрвиния в период цветения не смогла увеличивать свою численность в миллионы раз, эпидемический процесс прерывался в самом начале.

Начало выздоровления

Попробуйте так сделать пару раз до цветения и в самом начале цветения, у вас получится. Затем с промежутком 3-5 дней дважды опрыскайте цветущий и отцветающий сад Фитолавином (стрептомицином), желательно в конце цветения не забыть добавить препарат против грибов, лучше всего Скор в смеси с Фитолавином. Они хорошо сочетаются. А еще через пару недель в период отрастания побегов можно применить комбинированный контактно-системный фунгицид, содержащий хлорокись меди, еще лучше – Цинеб. Препаратом выбора могут быть Ридомил Голд или Акробат.

Середина лета – новый важный этап профилактики

Середина лета, отрастают нежные побеги, и как бы мы ни боролись с эрвинией в период цветения, отдельные пестики, невидимые нашему глазу, могли быть заражены. Поэтому, как только наступает сезон теплых дождей, надо опрыскать сад препаратами, надежно убивающими эрвинию. Препараты меди, или йода, или серебра, конечно, заблокируют для эрвинии небольшие трещины на коре, но надежней применить антибиотики системного действия.

Фитолавин процентов на 80 снизит поражение молодых веток в это время. Но если вы обработаете сад Ампициллином и Офлоксацином (или вместе, или с перерывом в неделю), то они великолепно всосутся через листья и смогут убить эрвинию, даже попавшую в сосуды растения.

Двух–трех таких обработок для профилактики и для лечения легких поражений более чем достаточно. Если растение заболело тяжело, вы заметили болезнь, когда стали усыхать большие ветки, а из ран на коре стал сочится белый экссудат, спасти растение можно только капельницами антибиотиков. Но это отдельная тема — реанимация больных деревьев.

Мне прислал серию фотографий садовод из Днепропетровска. Он по моему совету лечил молодые груши, у которых появились признаки бактериального ожога. За сезон он раз в 2 недели просто опрыскивал деревца стрептомицином, чередуя с препаратом Скор. Эффект был получен после первых же опрыскиваний. Болезнь остановилась, стали отрастать новые побеги со здоровыми листьями, и осенью деревца выглядели совершенно здоровыми. У соседей больные деревья погибли, хотя они опрыскивали их медным купоросом.

Я бы посоветовал на молодых деревьях использовать еще один прием: обрывать первые 2 года все цветочные почки, не допуская цветения и размножения паразитов на пестике.

Как использовать новые системные препараты

Корень в период начала сокодвижения пролить препаратом Превикур Энерджи. Он содержит фосэтил алюминия. Это единственный препарат, который из корней быстро по сосудам доходит до самой верхушки. Фосэтил повышает иммунитет растения, который подавили грибы и бактерии, и блокирует размножение паразитов изнутри. Эффект получается чудодейственным.

Осень. Профилактика морозобоин

Эрвиния перестает размножаться, превращается в капсулы. В этот момент антибиотики ее не достают. Эрвиния надеется, что садовод допустит ошибки, растение в зиму уйдет ослабленным грибами и вирусами, перекормленным азотом, и в неблагоприятную зиму с морозами, чередующимися с оттепелями, на коре появятся морозобоины и трещины. Это лучшее, о чем может мечтать эрвиния для своего размножения.

В помощь ей и псевдомона, она скапливается в развилках деревьев, отходящих под острым углом и выделяет токсин, снижающий морозостойкость дерева. Поэтому предзимняя обработка дерева препаратами меди или цинка эрвинию не достанет, а псевдомону погубит.

Мой друг фермер и предприниматель Дмитрий Маджар прислал мне на испытание великолепные препараты Бионур и Тиофер, содержащий тиобацилы. А это что за звери?

Мало кто знает, что первые зачатки жизни зародились вокруг вулканов с сернистыми выделениями, жизнь там была не на основе углерода, а на основе серы. На дне озер, в горах, в иле ученые обнаружили эти древние бактерии и дали им название – тионовые. Если эти бациллы нанести на растение, то они стимулируют выработку растением антифризных белков. То есть препарат Бионур – великолепный антидот против токсинов пседомонад, и зимой растение, обработанное тиобацилами, лучше противостоит температурным стрессам, морозобоины не возникают. Да и сами эти древние бациллы не по зубам современным паразитам: они подкисляют среду, что вызывает гибель бактерий паразитов.

Я советую испытать тиобацилы в ваших садах как для защиты от весенних заморозков, так и для защиты от зимних стрессов.

Органические методы борьбы с бактериозами растений.

Я всегда после применения фунгицидов или антибиотиков в своем саду, как только заканчивается их действие, через 3-5 дней опрыскиваю сад качественным АКЧ. На эту тему у меня десятки статей. Миллионы симбионтных для растения грибов и бактерий защитят листья и кору от вторжения патогенных бактерий и грибов.

Недавно в продаже появились высокоэффективные микробиологические препараты нового поколения — Стимексы.

Можно о них прочитать в Интернете в статьях Александра Харченко. Они содержат до 15 видов полезных бактерий, которые от бактериозов защищают лучше антибиотиков, при этом не нарушают экологию сада, а так же, как АКЧ, и совместно с АКЧ улучшают и быстро восстанавливают биологическое разнообразие биоты в почве и биоты на листьях растений.

Поэтому в своем новом саду я полностью отказался от перекопки почвы, уничтожения сорняков, интенсивного применения минеральных удобрений. Я не надеюсь на сидераты, а ежегодно и помногу вношу органику, в основном грубую. Но помню, что скошенная листва и свежий навоз в приствольном круге в молодом саду – это рассадник патогенных бактерий и грибов, прежде всего фузариоза и псевдомонад. Поэтому такую органику надо обязательно поливать АКЧ или стимексами.

В старом саду, когда в почве сформировалость естественное биоразнообразие, можно вносить все: и опилки, и щепу, и мусор с листвой из старых парков, и любой навоз. Биота молниеносно перерабатывает все, была бы влага. Но все делать надо по уму, следить за приростом молодых веток в июле, чтобы растение не жировало, не было азотистого перекорма.