Искусство перемен, или Еще 4 хитрости для владельцев маленьких участков

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
VestnikCvetovoda VestnikCvetovoda
Журнал Вестник Цветовода
В прошлой статье (Искусство перемен, или Как изменить площадь своего участка) мы познакомили вас с методами, позволяющими раздвинуть границы участка, не передвигая забор, а только лишь грамотно используя ландшафтные приемы и визуальные эффекты. Таких способов было три: цвет, перспектива и отражение. Сегодня продолжаем эту интересную тему.  



Способ четвертый: рельеф

Не удивляйтесь, но даже рельеф оказывает влияние на восприятие сада в тех или иных размерах. Думаю, не стоит никому доказывать: стоя в яме глубиной в десять метров или на холме такой же высоты, человек испытывает совершенно разные ощущения — в случае с ямой площадь кажется существенно меньше. Так же и на вашем участке.

Стоя на холме, мы воспринимаем пространство совсем иначе
Стоя на холме, мы воспринимаем пространство совсем иначе

Конечно, поднять уровень сада – затея дорогостоящая, но если он возвышается над соседними участками хотя бы на 20-30 сантиметров, он уже выглядит больше, чем есть на самом деле. И больше соседних участков, которые в реальности имеют те же размеры.

Кстати, это правило касается не только участка в целом, но и отдельных его частей. Так, если водоем имеет крутые склоны, то он будет казаться меньше, а если пологие – больше (при одной и той же площади водного зеркала). Не забывайте, что плотные высокие заборы по периметру работают точно так же, как склоны глубокой ямы, и с точки зрительного восприятия ничем от них не отличаются.

Ads by

Способ пятый: окружение

Продолжаем разговор о рельефе. Несомненным остается тот факт, что участок на возвышенности кажется больше еще и потому, что мы начинаем просматривать округу. В классической ландшафтной архитектуре вообще включению окружающих видов в ландшафт (так называемые «заимствованные виды») придается очень большое значение. Если с участка мы видим даль, то автоматически добавляем эти просторы к своей территории, тем самым подсознательно увеличивая ее.

Если с участка мы видим даль, то автоматически добавляем эти просторы к своей территории
Если с участка мы видим даль, то автоматически добавляем эти просторы к своей территории

Подозреваем, что многие, прочитав этот постулат, усмехнутся: «Причем тут наши сады, окруженные соседними домами (часто не самыми эффектными) и сараями?». Тем более обидно, когда редчайшая возможность включения окружающих видов — если она все же становится возможной – игнорируется. А ведь стоит подумать об особом (может, приподнятом) расположении видовых точек, чтобы открыть с них вид на сельский храм или деревенское поле.

Если такой возможности нет, забывать об этом правиле все равно не стоит. Не открывается вид на поле? Но видна соседская яблоня или елки за дорогой. Не стоит отделять их от вашего участка жесткой линией забора, под которым высажены мелкие многолетники. Этот забор — как нож: отрезает ваш участок от окружения. Тем самым он, может и, не уменьшает его площадь, но очень сильно акцентирует внимание на границах.

А вот если вы начинаете обыгрывать соседскую яблоню или лес за околицей, то ситуация становится иной. Чужая яблоня становится частью вашего участка, так как ей подчинен какой-то кустарник, но уже на вашей территории. Даже если забор или его часть видны, то пространство все равно шире. Забор в этом случае не служит разделителем пространства, а лишь намекает на границу.



Не стоит отделять окружающее пространство от своего участка жесткой линией забора - пусть он лишь намекает на границу
Не стоит отделять окружающее пространство от своего участка жесткой линией забора — пусть он лишь намекает на границу

Что касается окружения, то хотелось бы сказать и о самом ограничении — заборе или его альтернативной замене (например, стриженой живой изгороди). Если это монотонная стена с неизменной по всей протяженности высотой и шириной, то такое решение периметра создает ощущение, будто вы находитесь в коробке. Как только высота живой изгороди начинает меняться, или она сама становится более разнообразной, или меняется ее ширина, сад сразу становится интереснее и кажется несколько большим, чем есть на самом деле.

Если это забор, то и его можно обыграть, изменив и его ширину, и его высоту (растениями, конечно же, часть которых может быть выше него, часть ниже, часть может быть посажена практически вплотную к нему, а часть сильно выдаваться вперед). Это также поможет раздвинуть границы сада.

И напоследок — об используемых формах. Приходилось ли вам бывать в узком коридоре, где на стенах наклеены обои с рисунком из вертикальных полос? Если приходилось, то вы наверняка запомнили свои ощущения: и без того узкий, коридор кажется еще теснее и при этом выше. Человек ощущает себя так, словно он на дне высокого пивного бокала.

То же самое происходит и в саду: если по боковым сторонам небольшого прямоугольного участка вдруг появляются кипарисоподобные вертикали или даже просто стройные стриженые изгороди, то он становится еще более узким и еще более вытянутым. 

Такие посадки годятся только для больших садов: обсаженная высокими кипарисами дорожка кажется узкой
Такие посадки годятся только для больших садов: обсаженная высокими кипарисами дорожка кажется узкой

Представьте себе дорожку, обсаженную вертикальными сортами туи, и дорожку того же размера, но обсаженную невысокими полустелющимися кустарниками. В первом случае дорожка будет казаться более узкой, во втором она воспринимается практически в своих размерах. Если же в это вмешается еще и цвет — а об этом мы говорили в прошлый раз, — и колонны вдруг станут темными, а полустелющиеся кустарники покроются белыми цветками, то ощущения заметно усилятся. Учитывайте это.


Способ шестой: угол зрения

Существуют горизонтальный и вертикальный углы зрения. В деле визуального изменения пространства сада для нас особенно важен горизонтальный угол. Не вдаваясь в тонкости особенностей зрительного восприятия, скажем лишь, что у среднестатистического человека этот угол составляет 28 градусов.

Это означает, что если посадить человека на скамейку перед протяженным по длине цветником, то он будет видеть лишь его часть. Эта часть будет именно той, что попадает в названный угол. В нашей власти построить такую композицию, которая целиком попадала бы в этот угол или такую, которая не попадала бы. От чего это зависит?

Даже небольшой по площади газон кажется обширным, если мы не можем охватить его весь одним взглядом
Даже небольшой по площади газон кажется обширным, если мы не можем охватить его весь одним взглядом

Если мы хотим показать изолированность и самодостаточность какой либо композиции (например, скульптурной группы), то мы должны показать ее целиком и сразу, то есть — вписать ее всю в горизонтальный и вертикальный углы зрения. Если же мы хотим показать безграничность какого-либо элемента, то он, напротив, не должен попасть целиком в этот угол — нужно, чтобы он хоть чуть-чуть, хотя бы каким-то своим краешком выходил за его границы.

Очень странно бывает наблюдать, как масштабные в нашем понимании элементы: газон, водное зеркало и так далее — вдруг вписываются в один угол. Их площади читаются целиком, и они воспринимаются буквально клочками. Но стоит этим же элементам лишь незначительно выйти за пределы угла, как их площадь визуально кажется больше, чем она есть на самом деле.

Если площадь водоема читается целиком, его размеры зрительно уменьшаются
Если площадь водоема читается целиком, его размеры зрительно уменьшаются

Как только человек для того, чтобы увидеть всю предлагаемую картину, вынужден хотя бы незначительно повернуть голову, размеры элемента ему сразу кажутся большими, чем они есть на самом деле. А раз большими кажутся элементы сада, то и сам сад также кажется большим.


Способ седьмой: структура

Замечали ли вы когда-нибудь, как отодвигаются в стороны стены комнаты, когда в ней стелют круглый ковер или ставят круглый стол для семейных обедов? Круг, действительно, удивительная фигура, имеющая целый ряд достоинств. Но сейчас нас прежде всего интересует то, что круг заметно расширяет пространство вокруг себя. Особенно отчетливо это происходит, если он светлый.

И если такой круг (газон, мощение, вода с отражающимся небом и так далее) существует в саду, то пространство сада расширяется. Квадрат же или прямоугольник, особенно если его стороны параллельны границам участка, слишком уж эти самые границы подчеркивает. Все слишком понятно, а значит несколько скучно.

Стоит разрушить эту параллельность — и сад становится совсем иным. Открывается куда больше возможностей в его проектировании, а значит, сад становится более интересным. При этом его площадь визуально увеличивается, так как у посетителя в этом случае происходит некоторая потеря ориентации в пространстве. Особенно это важно на всевозможных узких местах — например, между стеной дома и забором. Использование там кругов (или шаров) расширит пространство.

Использование кругов или шаров расширяет узкое пространство
Использование кругов или шаров расширяет узкое пространство

Что это будет в реальности: растения, рисунок мощения, кованые элементы с извилистыми линиями, водные устройства, скульптура… – решать вам. Кстати, чтобы не сделать такие места еще более узкими, при проектировании необходимо максимально использовать линии, параллельные короткой стороне, и минимально – параллельные длинной. 

С другой стороны, расширяя узкие пространства сада, не забывайте и о том, что очень легко можно свести на нет уже существующие обширные открытые пространства. Плоскость газона, водоема и так далее может серьезно уменьшиться, если на них вдруг случайно появятся инородные включения (острова или мостики на воде, группы или цветники на газоне…). И тем ситуация трагичнее, чем ближе этот элемент располагается к геометрическому центру открытого пространства.

Только не подумайте, что мы отговариваем вас от размещения подобных элементов. Мы лишь хотим сказать о том, что к этому отнестись надо крайне осторожно, ведь если, расширяя участок в одном месте, мы так бездарно уменьшим его в другом, это будет напрасный труд, трата времени и сил.

Участок, где все как на ладони, будет выглядеть маленьким
Участок, где все как на ладони, будет выглядеть маленьким

Ну, и в заключение хочется сказать о самом главном. Слава Богу, что сейчас становится все меньше людей, которым требуется доказывать, что помимо физической, существует и эмоциональная составляющая сада. И без последней хороший сад немыслим. Не удивляйтесь и тому, что эта характеристика самым непосредственным образом влияет на то, «большой» сад мы имеем или нет.

Сад, читаемый как на ладони, где все ясно, все понятно, соблюдены законы пропорции и колористики, все же будет пустым, не наполненным, а значит – маленьким. Более просторным окажется тот, где из-за каждого поворота открываются все новые и новые кусочки, пусть и меньшие по площади, но зато каждый со своей загадкой, со своим настроением.

Успехов вам!

Александр Сапелин,
ландшафтный архитектор, дизайнер

Возможно, вам также будут интересны статьи:




Статья размещена в разделах: , , , , ,
7 комментариев 31 спасибо за статью 35 в избранном 65370 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор статьи:
Добавили статью в избранное
user_7878_SveKle Светлана Кл и еще 34 человека




Комментарии (7)
И что же мне делать, если дачная 6-сотка по периметру окружена 2-х метровым забором? Я посадила хвойники и декоративные кустарники разной высоты вдоль забора, а по всему участку сделала извилистые дорожки с солитерами на поворотах. Все, кто ко мне приходит в гости, думают, что дача больше 6 соток!
Так вы уже все сделали, раз вам говорят, что у вас больше 6 соток
Однажды побывала в Подмосковье на даче у знакомых. Участки большие, по сравнению с нашими. 30 — 40 соток. Но вокруг высятся особняки, некоторые до 4 этажей. И никакие заборы и растения не позволяют их закрыть. Ощущение тесноты не покидает.
А мне хочется быть за высоким забором. Чувствую себя уютнее.Многие любят ясную солнечную погоду и много света. А я задыхаюсь от счастья, когда пасмурно и дождь…
Наконец-то грамотная статья в «Вестнике цветовода», ещё и с указанием автора. Советы дельные для тех, кто не задыхается от счастья, а радуется каждому дню)). Здесь основные приёмы увеличения пространства для желающих изменить мир своего участка, а уж учиться дальше — дело каждого. Приёмов же этих гораздо больше. В условиях России мало кто может позволить себе прозрачную изгородь позади участка, чтобы испытывать ощущение «это тоже моё». В деревне это приемлемо.
Да, опять (как и в 1-й статье): всё замечательно и верно изложено — все законы композиции. И фото — красивые. НО опять — не нашлись что-ли такие удачные МАЛЕНЬКИЕ участки, чтобы их в пример привести?!!
Шары красивые — я такой хочу, только большой…

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: