Распространенные ошибки в дизайне сада: форма, цвет, композиция

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
OlgaVoronova OlgaVoronova АВТОР 7 ДАЧ
Ольга Воронова
В первой части статьи мы говорили о том, как должна быть организована связь дома и сада, о зонировании участка, о том, что такое многоуровневость и как ее можно создать, а также о том, почему забор нельзя сбрасывать со счетов ландшафтного дизайна. Теперь перейдем к форме, цвету и композиции.



Ошибка 5. Увлечение геометрией

Поскольку ландшафтный дизайн говорит о повторении мотивов, то многие садоводы считают так: раз участок прямоугольный (как правило, так и бывает), то все линии планировки должны быть ровными: дорожки - прямыми, газон - квадратным и так далее.

Не увлекайтесь геометрией
Не увлекайтесь геометрией!

Однако в профессиональном дизайне для планировки участка в целом действует совсем другое правило, которое называется метод противоположного. Возможно, вы уже знакомы с ним по статье Уроки вредности. Метод заключается в создании резкого контраста, когда существующая форма и размер участка как бы отрицаются.

Так, если участок узкий и длинный, исправить эти недостатки поможет не прямая планировка, а угловая, диагональная или закруглённая, дугообразная. Ну а выбор между этими вариантами уже осуществляется в соответствии со стилем сада:
  • если желаемый замысел требует объекта правильной формы, то пусть он будет не квадратом, а ромбом и так далее. Нужно исказить форму, сделать так, чтобы глаз двигался медленнее, следуя за линиями: вместо прямоугольной площадки отдыха сделать угловую, дорожку расположить по диагонали и так далее;  
  • если нравится пейзажная планировка, выбирайте закруглённые линии: извилистые дорожки, площадки отдыха круглой, овальной или же неправильной волнистой формы. Даже если  по каким-либо причинам сделать пейзажную дорожку решительно невозможно, на помощь придут обманки: просто устройте по ходу дорожек площадки, интересные переходы. Хорошо, если и материал мощения будет неоднородным. Да, если участок слишком маленький, бывает, что делать извилистую дорожку буквально негде. Но и это можно преодолеть: создайте иллюзию извилистой дорожки, сделав отдельные части прямой из различных материалов. Естественно, комбинирование материалов не должно осуществляться в шахматном порядке. Чтобы создать впечатление искривления, нужен фантазийный рисунок мощения.

Хорошо, если материал дорожек будет неоднородным. Фото с сайта gkdomisad.ru
Хорошо, если материал дорожек будет неоднородным. Фото с сайта gkdomisad.ru

Всё вышесказанное относится и к цветникам, и к отдельным крупным растениям (такие растения – элемент скульптурности в саду), к водоёмам, газонам. Например, парадный газон лучше всего сделать округлой, дугообразной или лентообразной формы, а если вам нравится – то и свободной, произвольно изогнутой. Располагать отдельные объекты нужно тоже не по прямой траектории. Таким образом на участке визуально скругляются острые углы и расширяются узкие проходы.

Пейзажность - лучше
Пейзажность – лучше

Этот приём, в отличие от метода подобного, предполагает, что и при выборе садовых аксессуаров вы тоже будете придерживаться тенденции контраста. Следует заметить, что в способе противоположного мелочей не бывает. По необходимости его можно применять и локально: если, например, у вас на участке есть отдельные неудобные зоны (с острыми углами или суженные).



Ads by

Ошибка 6. На участке нет композиции

Слово композиция слышали многие, так же как и то, что в саду эта самая композиция обязательно должна быть. Но эта тема настолько обширна, что студенты-дизайнеры, например, изучают её целых 5 лет. Композиция – это не симметрия, не подбор всего примерно одной цветовой гаммы, не обязательно классический стиль в саду. Композиция – это наука о том, как правильно располагать объекты, чтобы это выглядело красиво. Она должна быть и в саду в целом, и в каждом отдельном его элементе.

Никакой композиции здесь нет
Никакой композиции здесь нет

Надо сказать, что чувство композиции присуще многим людям инстинктивно, просто они не осознают, как именно они его используют. Например, умение стильно одеваться, сочетать предметы одежды – это тоже композиция.
 
Чтобы в саду была композиция, у неё должен быть центр, главный герой, вокруг которого располагаются различные объекты и растения. Центр – это что-то очень броское, на что нельзя не обратить внимание. Этим чем-то может быть что угодно. Но, конечно, объект должен быть достаточно большого размера: конструкция, строение, группа растений и так далее.

Очень важно правильно выбрать центр композиции. Фото с сайта tadgikov.net
Очень важно правильно выбрать центр композиции. Фото с сайта tadgikov.net

Центр композиции называется ещё активной доминантой. Оно и понятно: ведь он должен выделяться, приковывать взгляд каким-то броским качеством: формой, фактурой, цветом, оригинальностью конструкции, яркой стилевой принадлежностью, уникальностью, авторской задумкой.

Центр – условное название, совсем не обязательно искать его в середине участка. Он может находиться в любом месте сада, а иногда даже и за его периметром. И он, как правило, один, много центров не бывает.

А ещё композиция – это пропорциональность, то есть соответствие размеров отдельных элементов сада друг другу и размеров дома величине всего участка. Если элементы сада не соответствуют друг другу, это режет глаз и выглядит так, как будто всё собрано с разных участков. Нужно уравновесить размеры. Как это можно сделать:
  • во-первых, правильным планированием. Большому дому – значительное окружение: беседки и площадки отдыха должны быть просторными, а деревья – высокими. Соответственно, участок тоже должен быть обширным. Ну а если дом маленький, то, например, беседка не должна спорить с ним по размеру;
  • во-вторых, есть специальные приёмы: если на маленьком участке уже построен большой дом, то окружение тоже нужно сделать большим, с помощью приёмов ландшафтного дизайна визуально увеличить размеры сада.

А вот здесь композиция есть
А вот здесь композиция есть

И самое главное: композиция определяет конкретные расстояния. Обычно объекты располагают где придётся или руководствуются практическими соображениями. А это не всегда выглядит гармонично, даже если объекты исключительно красивы.

Всё в саду имеет свою техническую конкретику. Приблизительно – это непрофессионально. Так, если вы рассматриваете отдельный объект, то вам нужно знать не только как, но и на каком конкретно расстоянии друг от друга (в метрах, сантиметрах) будут располагаться его отдельные части.

Тот же самый вопрос возникает, когда вам нужно добавить к существующей композиции новый элемент. Куда его? Ответ на этот вопрос даст критерий золотого сечения. Золотое сечение – это особая пропорция, которую даже называют божественной. Все произведения искусства содержат её. Золотое сечение достаточно сложно определяется, буквально вот так: «это деление отрезка на 2 неравные части в такой пропорции, где меньшее относится к большему так же, как большее к сумме его частей».

На практике это просто: в саду нужно применять коэффициент пересчета, он равен 0,618. Допустим, у вас есть 2 объекта, расстояние между которыми равно 10 м. Вам нужно между ними поместить третий объект. Вопрос – где? В совершенно определённом месте. Умножьте расстояние между объектами на коэффициент 0,618, получите 6,18 м. Значит, третий объект должен располагаться на расстоянии 6,18 м от любого из двух существующих.


Ошибка  7. Неправильно использован цвет

Встречается очень часто, так как любой сад – многоцветный, это ведь не городская квартира. Здесь играют роль и конструкции, и, конечно же, растения. Ошибкой будет считать, что в природе любое сочетание цветов красиво, и чем больше оттенков, особенно ярких, тем лучше. Это не так. В саду всегда нужно стремиться использовать гармоничные цветовые сочетания, которые бывают:
  • в виде нюансной гармонии, когда в оформлении сада используются разные оттенки одного цвета; 
  • в виде тональной гармонии, когда используются различные, но близкие цвета;
  • в виде контрастной гармонии – когда используются противоположные, резко контрастные цвета.

В саду всегда нужно стремиться использовать гармоничные цветовые сочетания. Фото с сайта img.superdom.ua
В саду всегда нужно стремиться использовать гармоничные цветовые сочетания. Фото с сайта img.superdom.ua

Любая из гармоний может быть в виде диады (сочетаются два цвета), триады (сочетаются три цвета), или кварты (сочетаются четыре цвета). Сочетание одновременно более 4 цветов или оттенков в одной композиции будет уже не слишком гармонично.

Не стоит забывать и о группе нейтральных цветов:
  • светло-серый;
  • светло-синевато-серый;
  • бежевый;
  • песочный;
  • кремовый;
  • очень светло-жёлтый.

Они станут отличным дополнением к ярким и сочным цветам, уравновесят всё слишком броское. Поэтому их хорошо использовать в любой из гармоний, при любом принципе сочетания цветов. Естественно, нейтральные будут не вместо, а помимо тех основных цветов, которые участвуют в комбинации.

С цветом явно перебор
С цветом явно перебор
 
На ландшафте наше восприятие цвета несколько иное, чем в помещении, потому что на открытом воздухе присутствует солнечный свет или жёлтая составляющая (даже если пасмурно). Глаз при таком освещении без искажения воспринимает только яркие, тёплые оттенки. А вот холодные тона искажаются и выцветают. Поэтому если вы хотите высадить цветы на солнечном месте, лучше выбрать те, что цветут в красно-жёлто-оранжевой гамме. А в полутени расположить растения, цветущие голубым.

Освещение в саду в течение дня постоянно меняется. Поэтому важно посмотреть, как тот или иной цвет выглядит при разном освещении. Все ненасыщенные оттенки должны использоваться в качестве фона, а насыщенные – быть акцентами.

В нашем маркете, объединяющем крупные интернет-магазины, вы можете выбрать разнообразные декоративные растения для своего сада. Загляните в разделы Однолетние для дачиМноголетние для дачи и Декоративные кустарники для дачи.

Кочедыжник ниппонский Ред Бьюти (С2) 1 494 руб
Агрофирма Поиск
Кровохлебка Мензиса (С2) 675 руб
Агрофирма Поиск
Бадан сердцелистный (С2) 603 руб
Агрофирма Поиск
Астра кустарниковая Дженни (С2) 414 руб
Агрофирма Поиск


Всё вышесказанное относится не только к растениям! И цвет садовых конструкций тоже нужно подбирать гармонично. Тут, конечно, непрофессионалу будет сложно. И вот что я предлагаю. Для того, чтобы безошибочно подобрать цветовую гамму сада, лучше всего составить колерный коллаж. Как раз в нём и присутствуют образы, которые делают выбор цвета идеальным. В саду используется большое количество материалов и растений, и любая ошибка будет стоить в буквальном смысле дорого. Вот как я советую его сделать:
  1. На большой лист бумаги нужно наклеить несколько достаточно крупных фотографий основных уголков вашего сада, а рядом с этими фото прикладывать различные пробники красок для строений, образцы кровли, облицовок, кусочки материалов мощений (можно просто их чёткие фото), фото желаемых растений, мебели и аксессуаров именно такого цвета, как вы хотите. Естественно, учитывая основные правила сочетания цветов. Делайте всё это, пока не найдёте тот вариант цветовых сочетаний, который вас устраивает. 
  2. Теперь его можно зафиксировать (наклеить составляющие) и вынести этот коллаж на улицу, рассмотреть при разном освещении в различное время суток. Если вам нравится результат, тогда этот коллаж становится руководством к действию – образцом для конкретных покупок.

Эта цветовая гама - нюансная
Эта цветовая гама  нюансная

Осторожнее с яркими аксессуарами! Они сделаны из искусственных материалов, поэтому яркий цвет на них усиливается и глушит цвета природы. В любом случае лучше отдать предпочтение пастельным тонам.

Вскоре мы продолжим разбор основных ошибок в дизайне сада, а пока я предлагаю вашему вниманию подборку материалов, которые наверняка пригодятся при обустройстве участка:




Статья размещена в разделах: , , , , , , ,
37 комментариев 86 спасибо за статью 136 в избранном 168376 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор статьи:
Добавили статью в избранное
Orthodox13 Ekaterina и еще 135 человек




Комментарии (36)
Ольга, спасибо! Ценные и наглядные рекомендации. Прекрасный дистанционный (и притом бесплатный)))) курс! И сейчас самое время пополнить теоретический багаж, чтобы к активному практическому сезону желания «наворотить»в своем саду были уже направлены в правильное русло)
Спасибо за статью, я и раньше понимала, что не все делаю правильно(, при формировании своего молодого сада, а Вы только подтвердили мои опасения. Вопрос: как теперь это исправить? Например, я очень увлекаюсь геометрией и высадила березы и пузыреплодники между ними в одну линию(((, (у нас узкий участок, и между домом и забором узкий, как труба, проход )
Ну а вы визуально измените эту геометрию. Просто «раскидайте» как горох, неравномерно, между вашими посадками и около них небольшие объекты, лучше близкие к круглой форме. Ну например, где-то положите большой камень, где-то поставьте фигурку, где-то устройте круглой формы маленькие цветнички (крышку от бочки можно на земле оконтурить, и в пределах этого круга сажать) с многолетними растениями, лучше одного вида. Ну например, «пятно» из астильб, или 2 — 3 хосты вместе (они и сами в форме «таблетки» растут), или кружочек из гейхер. Это я специально такие многолетники советую, так как с берёзами рядом не всё растёт. Ну а летники — их надо каждый год сажать, это работа. А ещё можно в качестве фигурки на землю положить декоративное тележное колесо, 2 — 3 сегмента красивыми камешками засыпать, а в остальные посеять цветные салаты, например. И вот у вас форма исказится, и будет всё пейзажно.
Ольга, спасибо огромное! ( пишу повторно, почему-то не прошел первый ответ) действительно, мне такое решение в голову не приходило, астильба там есть, но одна, значит, добавлю кругом еще парочку, хосты тоже голову ломала куда посадить, гейхеры тоже очень уважаю, но участок солнечный, не будет им жарко? Еще хочется что-то осенне-цветущее туда
Раз там уже посадки есть, жарко им быть не должно. Ну а если гейхеры цветные, то им вообще лучше солнечный свет. Цветные — это сорта, у которых листья вишнёвые, например. Осеннецветущее, чтобы не ухаживать особенно — можно гелениум осенний.
А у меня горят на солнце(((. Пересадила в тень — ожили, растут и цветут отлично (ттт).
А можно посадить растения сначала в ёмкости (в моём случае это розы и гибискус), расставить их, и, если все смотрится, то высаживать на место?
Даже нужно так делать. Так вы будете уверены, что композиция будет отлично смотреться именно в этом месте.
Я обычно, когда делаю альпийские горки, то тоже так горшочки расставляю. Чем больше растений, тем сложнее представить, да и нарисовать, как это будет выглядеть. Огромное значение играет малейший рельеф, освещённость конкретного места, а также то, что глаз видит вместе с этой «горкой», например.
Спасибо за поддержку. Теперь я буду более уверена.
Спасибо за поддержку. Теперь я буду более уверена.
Статья — просто сокровище!!!
Огромное СПАСИБО автору!!!
В саду должно быть уютно Композиция и симметрия тут ни при чём.
Согласна, в саду должно быть уютно, а у понятия уюта есть определенные правила, поэтому композиция — да, а симметрия — дело сугубо индивидуальное. Всему надо учиться, вот и я учусь.










Кот, конечно, отдельный центр любой композиции)))
Красиво ступенями, но вот наверно, я человек, навсегда полюбивший равнину. Это не вам лично адресовано, пишу как ответ вам, потому что немного понимаю в дизайне (училась и, как показывает статья, мои работы верны), и вижу по вашим трудами, что вы человек, способный на практике верно создавать своё творчество. вот я люблю и нахожу красивыми ландшафтные работы в пейзажном стиле без резких перепадов почвы, с изогнутыми дорожками и загадочным немногочисленным садом с солнечной полутенью где-то не по центру. В общем, захотелось поделиться опытом по тонкостям уровня земли на участках, которые можно назвать «лужайкой», но с соблюдением правил и приёмов геометрии и перспективы)))
Монументально я бы сказала… А как Вы используете свою красную площадь?
Да, когда я планировала свой участок, тоже думала о мягких перепадах с устройством дорожек с изгибами, но, к сожалению, участок маленький, и искомый эффект терялся, не просматривался. И тогда я решила применить приём перспективы, уходящей вверх дорожки с подъемом, визуально удлинивший мой участок, в результате и не очень высокий дом кажется выше. А смягчающие пейзаж мягкие линии я могу использовать на боковых лужайках.
Вот на правой лужайке круглый цветник перед перголой к которой подходит пошаговая дорожка по диагонали газона. Кстати, пергола сделана собственноручно)).
Фото прошлого года. сейчас она уже увита глицинией
Фото прошлого года. сейчас она уже увита глицинией





IBK, а я не считаю, что нужно критиковать Ваш участок. Как раз, у Вас очень уютно, но в то же время, чётко продуманы зоны. Сад не перегружен, элегантен. Дом вписан в сад очень удачно. Аккуратно, благородно.
Мне очень-очень нравится у Вас!
Красота да и только!
Очень красиво и ухожено.
Очень приятный вид. Это же Ваше основное место жительства? На мой взгляд, для дачного участка поддержание такого идеального порядка сложно
Спасибо, Татьяна. Летом я конечно живу на даче. Наши расстояния позволяют это. Дорога до центра города занимает минут 15.
Красиво, но как-то все строго и правильно.
Нет, если критиковать, то первое что бросается — нет общей стилистики и левая часть пустовата и не гармонирует с правой. Но для любителя, я считаю, это уже очень хорошая работа.
У нас есть соседи, у которых тоже немного земли, так у них такие «американские горки»-у них еще гораздо сильнее перепад уровня земли в две стороны (углом) вниз, наверно в итоге будет красиво, но детям не побегаешь.
Юлечка, и Москва не сразу строилась… Жизнь внесёт свои коррективы. К сожалению, может не всё, но очень многое зависит от полноты нашего кармана, а здесь бюджет не малый
Спасибо за комментарии. Слева лужайка была задумана как раз для будущих внуков. Вокруг она обсажена декоративными кустарниками: спиреи, сирени, вейгела, будлеи, гортензии и древовидные пионы, но они еще не разрослись. думаю, что со временем все это поднимется и сбалансирует с правой половиной. Ведь тем и прекрасно садоводство, что это всегда творчество и всегда что-то, а то и все можно менять.
У меня все проблемы от стихийной планировки — а не сделать ли в уголочке клумбу? А не посадить ли сюда деревце? — И так постепенно осваиваю территорию. А в итоге целостности нет. Растения сначала покупаю, а потом думаю куда пристроить. Как теперь все свести к единому целому — не представляю.
А к единому целому будете подводить — методом втыка))). У большинства дачников есть свои времяночки с посадками. Когда очень хочется, но не понимается как, куда, зачем и сколько — нужно экспериментировать! Я в прошлом сезоне всю весну экспериментировала, два балкона засадила всякой всячиной. В результате 2/3 поселилось у соседки))) После шестидневной рабочей недели ещё и возделывать что-то не осталось сил. Но на этот год запланировала всё тоже самое! Просто в меньшем объеме
Да, но многие растения не рекомендуется пересаживать — розы, пионы, деревья, многие кустарники — если их тягать с места на место, то они либо погибнут, либо потеряют свою декоративность на продолжительное время.
Эх, вот эту бы статью да три года назад! )))
Хотя я покупала участок у женщины-огородника, плодовые деревья и ягодник уже были, домик, сарай из контейнера, качок и бак для воды в центре участка тоже стояли… так что приходится «плясать» от имеющегося )))
Так же стихийно покупаю посадочный материал и в итоге так же стихийно планирую территорию (((
Очень хочу живую изгородь, но не строгую и одинаковую по всей длине — регулярную, а «стихийную» — чередующую растения полутораметровые и высокие, цветущие и декоративнолиственные
Ольга, статья замечательная.Мы, дачники, особенно пожилое поколение, профаны в разных дизайнерских приемах. Всё красиво и замечательно смотрится. Но что же делать, когда участку много, много лет. Меня больше интересуют отдельные моменты. Вот срубила большую, очень старую сливу, состоящую из 6 стволов. Выкорчевать её нет никакой возможности, так разрослись корни, занимают приличный участок земли, посадить там ничего невозможно. Вот как обыграть этот кусочек земли с корнями, не представляю, чем прикрыть, чтобы было симпатично. Вот помогите, посоветуйте что-нибудь.
Ольга, спасибо. читать в самом деле интересно. для меня прямо открытие про желто-красные цветы на солнце и голубые в тени. подбиваешь многолетники петунией, настурцией, агератумом, вроде как красиво -фиолетовое с оранжевым, а все не просто так.оказывается. Наверно еще и нехватка времени играет роль. Накупишь всякой всячины (глаза завидущие. а руки загребущие), особенно ранней весной. когда уже садово-огородный зуд начинается, а потом растения по пол-лета в горшках стоят — не знаешь куда их приткнуть.Однажды до смешного(или грустного) дошло. купила ель в горшочке и поставила под кустики в тень до посадки, и все- провал в памяти.растения поднялись, ель не вижу, обнаружила ее, засохшую, только поздней осенью, когда листва облетела.Елка моя приказала долго жить.
Эх, жаль ёлочку! Я так постоянно что-то теряю. Мне муж все рукоятки садовых инструментов покрасил белой краской, в сумерках все очень удобно находиться! А дети смеются, когда что-то искать начинаю, говорят: мам, ты позвони))). Всегда приезжаю на дачу с мыслью, что этот день будет только мой и я буду делать только то, что хочу, но приходиться ещё паралельно чем-то заниматься, вот и теряем все. После того, как потеряла рассаду с трудом выращенного гелиотропа, местечко определила, куда все растюх составляю, которые привожу. И ещё начала себе перед поездкой на дачу записки писать и пришпиливать на угол крыльца (там гвоздь точит, но при этом ни кому не мешает). Приезжаю, прилепила и не о чем не переживаю, и не суечусь. Перед отъездом проверяю, что из намеченного сделано, а что нет. Последнее время мои домочадцы сами подсказывать начали и подписывать, что ещё нужно. Первый раз когда увидела, смеялась до слёз. Прям как то письмо, которое Дяде Федору помогали писать Матроскин и Шарик. Но здорово черт возьми!
Спасибо за идею. Попробую обязательно. А то вроде бы планируешь что-то сделать в каком-нибудь месте участка, но пока идешь, глаз за что-то цепляется другое и все планы насмарку. Вместо обрезки смородины делаешь прополку в цветнике, а до обрезки и руки не доходят или времени не хватает. Думаешь: ну, в следующий раз — обязательно, а через неделю снова-здорово, то же самое. Так вот и бегаешь по участку то туда, то сюда.  Системы, конечно, нет.
Ни как не можем решить, как объединить два дома стоящих на участке. Один старый, с которым мы участок и приобретали, он щитовой и за ним прячется, вернее сказать раньше прятался весь участок, пока мы не возвели на заднем плане баньку. Т.к. ставили её в самом низу участка, где чавкало под ногами болото, поставили мы ее на сваи на высоте метр от земли, чтобы комфортно там ходить было, привезли три машины песка и всё вокруг засыпали. Стало выше и комаров меньше, но! эта самая банька светилась с дороги, как бельмо. Раньше, где виднелись верхушки деревьев, показался дом даже председатель, когда увидел строительство прескакал проверить, не полезли ли мы в лес, дабы проблем у него потом не было. Тогда мы решили покрыть баню пропиткой под орех, типа темный не так будет в глаза бросаться. Фиг мы угадали, только участок стал казаться короче, а махина на заднем плане осталась. Вот теперь ломаем голову, в какой цвет покрась старый дом, что бы хоть как-то объединить их. А то получается основной дом жёлтенький, хоть и с мансардой, но крыша двускатная и поэтому он визуально кажется меньше бани, которая теперь возвышается на заднем плане, скрывая за собой лес. Заборчик из зелёного металлического штакетника вдоль палисадника, вдоль леса часть забора из рабица, часть из падающего горбыля. И весь участок, как на ладони сакской стороны не посмотри а очень хочется камерности и единства. Естественно забор вдоль леса в этом году поставим из профлиста и повыше))) будем прятаться! Лист ищу под камень, чтобы и юбку у дома и бани сделать из него же, но что делать с цветом дома — не знаю!
Покрасьте оба дома одинаковой краской, так объедините два участка.

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: