Ошибка 5. Увлечение геометрией
Поскольку ландшафтный дизайн говорит о повторении мотивов, то многие садоводы считают так: раз участок прямоугольный (как правило, так и бывает), то все линии планировки должны быть ровными: дорожки - прямыми, газон - квадратным и так далее.Не увлекайтесь геометрией!
Однако в профессиональном дизайне для планировки участка в целом действует совсем другое правило, которое называется метод противоположного. Возможно, вы уже знакомы с ним по статье Уроки вредности. Метод заключается в создании резкого контраста, когда существующая форма и размер участка как бы отрицаются.
Так, если участок узкий и длинный, исправить эти недостатки поможет не прямая планировка, а угловая, диагональная или закруглённая, дугообразная. Ну а выбор между этими вариантами уже осуществляется в соответствии со стилем сада:
- если желаемый замысел требует объекта правильной формы, то пусть он будет не квадратом, а ромбом и так далее. Нужно исказить форму, сделать так, чтобы глаз двигался медленнее, следуя за линиями: вместо прямоугольной площадки отдыха сделать угловую, дорожку расположить по диагонали и так далее;
- если нравится пейзажная планировка, выбирайте закруглённые линии: извилистые дорожки, площадки отдыха круглой, овальной или же неправильной волнистой формы. Даже если по каким-либо причинам сделать пейзажную дорожку решительно невозможно, на помощь придут обманки: просто устройте по ходу дорожек площадки, интересные переходы. Хорошо, если и материал мощения будет неоднородным. Да, если участок слишком маленький, бывает, что делать извилистую дорожку буквально негде. Но и это можно преодолеть: создайте иллюзию извилистой дорожки, сделав отдельные части прямой из различных материалов. Естественно, комбинирование материалов не должно осуществляться в шахматном порядке. Чтобы создать впечатление искривления, нужен фантазийный рисунок мощения.
Хорошо, если материал дорожек будет неоднородным. Фото с сайта gkdomisad.ru
Всё вышесказанное относится и к цветникам, и к отдельным крупным растениям (такие растения – элемент скульптурности в саду), к водоёмам, газонам. Например, парадный газон лучше всего сделать округлой, дугообразной или лентообразной формы, а если вам нравится – то и свободной, произвольно изогнутой. Располагать отдельные объекты нужно тоже не по прямой траектории. Таким образом на участке визуально скругляются острые углы и расширяются узкие проходы.
Пейзажность – лучше
Этот приём, в отличие от метода подобного, предполагает, что и при выборе садовых аксессуаров вы тоже будете придерживаться тенденции контраста. Следует заметить, что в способе противоположного мелочей не бывает. По необходимости его можно применять и локально: если, например, у вас на участке есть отдельные неудобные зоны (с острыми углами или суженные).
Ошибка 6. На участке нет композиции
Слово композиция слышали многие, так же как и то, что в саду эта самая композиция обязательно должна быть. Но эта тема настолько обширна, что студенты-дизайнеры, например, изучают её целых 5 лет. Композиция – это не симметрия, не подбор всего примерно одной цветовой гаммы, не обязательно классический стиль в саду. Композиция – это наука о том, как правильно располагать объекты, чтобы это выглядело красиво. Она должна быть и в саду в целом, и в каждом отдельном его элементе.Никакой композиции здесь нет
Надо сказать, что чувство композиции присуще многим людям инстинктивно, просто они не осознают, как именно они его используют. Например, умение стильно одеваться, сочетать предметы одежды – это тоже композиция.
Чтобы в саду была композиция, у неё должен быть центр, главный герой, вокруг которого располагаются различные объекты и растения. Центр – это что-то очень броское, на что нельзя не обратить внимание. Этим чем-то может быть что угодно. Но, конечно, объект должен быть достаточно большого размера: конструкция, строение, группа растений и так далее.
Очень важно правильно выбрать центр композиции. Фото с сайта tadgikov.net
Центр композиции называется ещё активной доминантой. Оно и понятно: ведь он должен выделяться, приковывать взгляд каким-то броским качеством: формой, фактурой, цветом, оригинальностью конструкции, яркой стилевой принадлежностью, уникальностью, авторской задумкой.
Центр – условное название, совсем не обязательно искать его в середине участка. Он может находиться в любом месте сада, а иногда даже и за его периметром. И он, как правило, один, много центров не бывает.
А ещё композиция – это пропорциональность, то есть соответствие размеров отдельных элементов сада друг другу и размеров дома величине всего участка. Если элементы сада не соответствуют друг другу, это режет глаз и выглядит так, как будто всё собрано с разных участков. Нужно уравновесить размеры. Как это можно сделать:
- во-первых, правильным планированием. Большому дому – значительное окружение: беседки и площадки отдыха должны быть просторными, а деревья – высокими. Соответственно, участок тоже должен быть обширным. Ну а если дом маленький, то, например, беседка не должна спорить с ним по размеру;
- во-вторых, есть специальные приёмы: если на маленьком участке уже построен большой дом, то окружение тоже нужно сделать большим, с помощью приёмов ландшафтного дизайна визуально увеличить размеры сада.
А вот здесь композиция есть
И самое главное: композиция определяет конкретные расстояния. Обычно объекты располагают где придётся или руководствуются практическими соображениями. А это не всегда выглядит гармонично, даже если объекты исключительно красивы.
Всё в саду имеет свою техническую конкретику. Приблизительно – это непрофессионально. Так, если вы рассматриваете отдельный объект, то вам нужно знать не только как, но и на каком конкретно расстоянии друг от друга (в метрах, сантиметрах) будут располагаться его отдельные части.
Тот же самый вопрос возникает, когда вам нужно добавить к существующей композиции новый элемент. Куда его? Ответ на этот вопрос даст критерий золотого сечения. Золотое сечение – это особая пропорция, которую даже называют божественной. Все произведения искусства содержат её. Золотое сечение достаточно сложно определяется, буквально вот так: «это деление отрезка на 2 неравные части в такой пропорции, где меньшее относится к большему так же, как большее к сумме его частей».
На практике это просто: в саду нужно применять коэффициент пересчета, он равен 0,618. Допустим, у вас есть 2 объекта, расстояние между которыми равно 10 м. Вам нужно между ними поместить третий объект. Вопрос – где? В совершенно определённом месте. Умножьте расстояние между объектами на коэффициент 0,618, получите 6,18 м. Значит, третий объект должен располагаться на расстоянии 6,18 м от любого из двух существующих.
Ошибка 7. Неправильно использован цвет
Встречается очень часто, так как любой сад – многоцветный, это ведь не городская квартира. Здесь играют роль и конструкции, и, конечно же, растения. Ошибкой будет считать, что в природе любое сочетание цветов красиво, и чем больше оттенков, особенно ярких, тем лучше. Это не так. В саду всегда нужно стремиться использовать гармоничные цветовые сочетания, которые бывают:- в виде нюансной гармонии, когда в оформлении сада используются разные оттенки одного цвета;
- в виде тональной гармонии, когда используются различные, но близкие цвета;
- в виде контрастной гармонии – когда используются противоположные, резко контрастные цвета.
В саду всегда нужно стремиться использовать гармоничные цветовые сочетания. Фото с сайта img.superdom.ua
Любая из гармоний может быть в виде диады (сочетаются два цвета), триады (сочетаются три цвета), или кварты (сочетаются четыре цвета). Сочетание одновременно более 4 цветов или оттенков в одной композиции будет уже не слишком гармонично.
Не стоит забывать и о группе нейтральных цветов:
- светло-серый;
- светло-синевато-серый;
- бежевый;
- песочный;
- кремовый;
- очень светло-жёлтый.
Они станут отличным дополнением к ярким и сочным цветам, уравновесят всё слишком броское. Поэтому их хорошо использовать в любой из гармоний, при любом принципе сочетания цветов. Естественно, нейтральные будут не вместо, а помимо тех основных цветов, которые участвуют в комбинации.
С цветом явно перебор
На ландшафте наше восприятие цвета несколько иное, чем в помещении, потому что на открытом воздухе присутствует солнечный свет или жёлтая составляющая (даже если пасмурно). Глаз при таком освещении без искажения воспринимает только яркие, тёплые оттенки. А вот холодные тона искажаются и выцветают. Поэтому если вы хотите высадить цветы на солнечном месте, лучше выбрать те, что цветут в красно-жёлто-оранжевой гамме. А в полутени расположить растения, цветущие голубым.
Освещение в саду в течение дня постоянно меняется. Поэтому важно посмотреть, как тот или иной цвет выглядит при разном освещении. Все ненасыщенные оттенки должны использоваться в качестве фона, а насыщенные – быть акцентами.
В нашем маркете, объединяющем крупные интернет-магазины, вы можете выбрать разнообразные декоративные растения для своего сада. Загляните в разделы Однолетние для дачи, Многолетние для дачи и Декоративные кустарники для дачи.
Кочедыжник ниппонский Ред Бьюти (С2)
1 494 руб
Агрофирма Поиск
Агрофирма Поиск
Кровохлебка Мензиса (С2)
675 руб
Агрофирма Поиск
Агрофирма Поиск
Бадан сердцелистный (С2)
603 руб
Агрофирма Поиск
Агрофирма Поиск
Астра кустарниковая Дженни (С2)
414 руб
Агрофирма Поиск
Агрофирма Поиск
Всё вышесказанное относится не только к растениям! И цвет садовых конструкций тоже нужно подбирать гармонично. Тут, конечно, непрофессионалу будет сложно. И вот что я предлагаю. Для того, чтобы безошибочно подобрать цветовую гамму сада, лучше всего составить колерный коллаж. Как раз в нём и присутствуют образы, которые делают выбор цвета идеальным. В саду используется большое количество материалов и растений, и любая ошибка будет стоить в буквальном смысле дорого. Вот как я советую его сделать:
- На большой лист бумаги нужно наклеить несколько достаточно крупных фотографий основных уголков вашего сада, а рядом с этими фото прикладывать различные пробники красок для строений, образцы кровли, облицовок, кусочки материалов мощений (можно просто их чёткие фото), фото желаемых растений, мебели и аксессуаров именно такого цвета, как вы хотите. Естественно, учитывая основные правила сочетания цветов. Делайте всё это, пока не найдёте тот вариант цветовых сочетаний, который вас устраивает.
- Теперь его можно зафиксировать (наклеить составляющие) и вынести этот коллаж на улицу, рассмотреть при разном освещении в различное время суток. Если вам нравится результат, тогда этот коллаж становится руководством к действию – образцом для конкретных покупок.
Эта цветовая гама – нюансная
Осторожнее с яркими аксессуарами! Они сделаны из искусственных материалов, поэтому яркий цвет на них усиливается и глушит цвета природы. В любом случае лучше отдать предпочтение пастельным тонам.
Вскоре мы продолжим разбор основных ошибок в дизайне сада, а пока я предлагаю вашему вниманию подборку материалов, которые наверняка пригодятся при обустройстве участка:
- 15 золотых советов по ландшафтному проектированию для новичков
- Как оформить сад по правилам композиции
- 10 визуальных эффектов, позволяющих сделать сад интересным
- Cоздаем собственные перспективы в саду
- Идеи гармоничного сада: цветники и террасы круглой формы
- Учимся планировать зону отдыха в саду
- Территория блаженства: обустраиваем зону отдыха
- Зонирование участка с помощью перегородок и условных границ
- 15 больших идей для маленького сада
- Маленькие, да удаленькие! Малые архитектурные формы в садовом дизайне
- Дорожки в вашем саду
- Практично или красиво? Варианты оформления садовых дорожек
Я обычно, когда делаю альпийские горки, то тоже так горшочки расставляю. Чем больше растений, тем сложнее представить, да и нарисовать, как это будет выглядеть. Огромное значение играет малейший рельеф, освещённость конкретного места, а также то, что глаз видит вместе с этой «горкой», например.
Огромное СПАСИБО автору!!!
Красиво ступенями, но вот наверно, я человек, навсегда полюбивший равнину. Это не вам лично адресовано, пишу как ответ вам, потому что немного понимаю в дизайне (училась и, как показывает статья, мои работы верны), и вижу по вашим трудами, что вы человек, способный на практике верно создавать своё творчество. вот я люблю и нахожу красивыми ландшафтные работы в пейзажном стиле без резких перепадов почвы, с изогнутыми дорожками и загадочным немногочисленным садом с солнечной полутенью где-то не по центру. В общем, захотелось поделиться опытом по тонкостям уровня земли на участках, которые можно назвать «лужайкой», но с соблюдением правил и приёмов геометрии и перспективы)))
Фото прошлого года. сейчас она уже увита глицинией
Мне очень-очень нравится у Вас!
У нас есть соседи, у которых тоже немного земли, так у них такие «американские горки»-у них еще гораздо сильнее перепад уровня земли в две стороны (углом) вниз, наверно в итоге будет красиво, но детям не побегаешь.
Хотя я покупала участок у женщины-огородника, плодовые деревья и ягодник уже были, домик, сарай из контейнера, качок и бак для воды в центре участка тоже стояли… так что приходится «плясать» от имеющегося )))
Так же стихийно покупаю посадочный материал и в итоге так же стихийно планирую территорию (((
Очень хочу живую изгородь, но не строгую и одинаковую по всей длине — регулярную, а «стихийную» — чередующую растения полутораметровые и высокие, цветущие и декоративнолиственные