Как скрыть забор и некрасивые постройки на даче: 13 правил от дизайнера

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Anastasia Anastasia ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙНЕР
Анастасия Корпач
Композиции из деревьев и кустарников необходимы саду: они формируют закрытые пространства, своеобразные зеленые стены, помогающие произвести зонирование территории или скрыть нежелательные элементы, скорректировать цепочку видовых точек, расположенных вокруг прогулочных дорожек.



С помощью таких композиций можно даже визуально изменить геометрию участка, ненавязчиво редактируя видовые точки путем создания открытых пространств там, куда необходимо направить взгляд созерцателя, и закрытых — в местах, которые лучше скрыть от глаз посторонних. Выстраивая на участке совокупность замкнутых и свободных пространств, формируя кулисы с помощью древесно-кустарниковых композиций, мы можем направлять взгляд созерцателя в нужную нам сторону, помня о том, что человек обычно смотрит в проем, просвет, свободное пространство.

Древесно-кустарниковые композиции способны визуально изменить геометрию участка
Древесно-кустарниковые композиции способны визуально изменить геометрию участка

Особенности маскирующих посадок

Зонирование территории позволяет создать совокупность зеленых комнат, каждая из которых будет спроектирована для выполнения тех или иных функций — детская игровая, место отдыха и релаксации, садовая кухня и др. Разграничить зоны сада можно с помощью вертикального озеленения, живой изгороди, древесно-кустарниковой группы. Последний вариант позволяет нам сделать интересную композицию, с нескольких видовых точек воспринимаемую по-разному. Интересная группа меняется в течение года, демонстрирует разнообразие картин и зрительно расширяет границы. О том, как создать интересную и гармоничную композицию, читайте в статье Как красиво посадить деревья и кустарники.

Древесно-кустарниковые группы, которые используют для зонирования территории или декорирования построек, обычно длинные и узкие. Как правило, это композиции одностороннего обзора. Исключения составляют группы, разделяющие две зоны и формирующие своеобразные зеленые комнаты, в этом случае обзор может осуществляться с двух сторон — с внешней и с внутренней.

Протяженная композиция одностороннего обзора вдоль забора
Протяженная композиция одностороннего обзора вдоль забора

Древесно-кустарниковая группа формирует определенную зрительную и шумовую изоляцию. За счет разницы высот составляющих ее задний план растений (просветов) позволяет частично обозревать окружающее пространство, что обеспечивает не только возникновение дополнительных картин, но и чувство уюта, покоя, защищенности. Протяженные древесно-кустарниковые миксбордеры и группы одностороннего обзора человеческий глаз не может уловить целиком и мысленно разбивает на несколько картинок. Поэтому при их проектировании очень важно соблюдать ряд правил. О них расскажем подробнее.

Ads by

Основные правила составления протяженной группы

1. Планируя высадить деревья и кустарники рядом с забором соседнего участка, важно учесть ряд рекомендаций. Так, деревья более 15 м разрешено высаживать на расстоянии не менее 3 м от ограждения, 10 м высотой — на расстоянии не менее 2 м, невысокие кустарники и деревья до 2 м — на расстоянии не менее 1 м. Все об актуальных нормах, которые следует соблюдать при посадке у ограждения на вашем участке, читайте в статье На каком расстоянии от забора можно строить и сажать.



У забора сажать можно, но важно соблюдать допустимые расстояния
У забора сажать можно, но важно соблюдать допустимые расстояния

2. Учитывайте экспозицию. Наиболее удачной с точки зрения восприятия является композиция, обращенная на восток или на запад. При этом создаются более благоприятные условия для развития растений. При проектировании древесно-кустарниковой группы южной или северной экспозиции потребуется более тщательно проработать ассортимент, уделив внимание цвету листьев, фактуре кроны, количеству просветов. Так, в тенистом уголке сада эффектно будут смотреться в качестве акцентов бело-пестрые формы деренов, бересклета Форчуна, желтолистные культивары барбарисов, спиреи (в тени, разумеется, они будут менее яркими, чем на солнце, но привнесут в «затерянный» уголок лучики света). На солнце, напротив, блеклые краски теряются, поэтому следует дополнять композицию кустарниками или многолетними травянистыми видами с яркими листьями пурпурных тонов, красными, оранжевыми или желтыми соцветиями. Также здесь выразительны будут культивары с сероватой и серебристой листвой.

Узнайте, какие растения могут похвастаться разноцветной листвой. Загляните в эти публикации:

3. Учитывайте календарь декоративности, расставляя акценты в группе так, чтобы каждый месяц был отмечен чем-то особенным. Например, бересклет крылатый летом будет менее приметным, а осенью вспыхнувшая ярким пламенем листва заставит смотреть только на него.

Композиции вдоль забора нужно прорабатывать очень тщательно
Композиции вдоль забора нужно прорабатывать очень тщательно

4. Создавайте ритм (особенно это важно для миксбордера), используя трех- или пятикратный повтор одинаковых растений или схожих по окраске листьев либо по форме кроны, фактуре.

5. Формируйте не ровную, а волнистую линию верхнего контура — то восходящую, то нисходящую. Если композиция находится вдоль забора, то крайне важно сделать отдельные элементы выше линии ограды, таким образом «подчинив» ей строение и смягчив его доминирующую монотонность и высоту. Учитывайте, что более высокая часть группы должна быть и более широкой, а более низкая — более узкой.

Волнистая линия верха
Волнистая линия верха

6. Располагайте растения не сплошной стеной, а формируйте просветы, которые также могут быть расположены ритмично.

7. Учитывайте удаленность от видовых точек (место, с которого мы наблюдаем композицию) и на основе этого определяйте высоту растений в группе. Так, оптимальное восприятие объекта происходит на расстоянии, в 2,5-3 раза превышающем высоту объекта. Таким образом, имея удаленную на 6 м от места посадки композиции видовую точку, получаем примерную высоту заднего плана 2-2,4 м. Высота растений среднего и переднего планов высчитывается с помощью пропорции и ряда Фибоначчи (1, 2, 3, 5, 8 и т.д.). В нашем примере это будет 1,25-1,6 м и 0,75-0,9 м соответственно.

8. Располагайте растения плавающими контурами, формируя нечеткие полосы переднего, среднего и заднего планов. Пусть они переходят один в другой.

Волнистый контур изменяет пространство
Волнистый контур изменяет пространство

9. Помните о величине горизонтального угла зрения человека (28°) и проектируйте протяженную композицию так, чтобы она смотрелась цельной, но при этом отдельные ее фрагменты укладывались бы в 28-30° и были гармоничны и интересны. Чтобы выполнить это правило, необходимо подобрать солистов, подчиненных и фоновые растения. Причем в пределах отдельных фрагментов фоновые могут переходить в разряд подчиненных, а подчиненные — в разряд солистов.

10. Желая скрыть неприглядный объект, помните, что лучше не пытаться его закрыть совсем, а попробовать обыграть. Постройте композицию таким образом, чтобы «увести» взгляд на нее. В ландшафтном дизайне есть специальный термин, определяющий прием, при котором в картину сада включается объект, расположенный за его границами — так называемый заимствованный пейзаж. С соседским домом можно попробовать поступить так же, выстроив интересную композицию не на фоне дома, а рядом, включая строение в пейзажную картину. Таким образом вы не будете всякий раз «упираться» взглядом в раздражающий объект. Вам будет приятнее смотреть на красивые посадки, а навязчивый дом станет перестанет быть раздражителем за счет верного окружения.

11. Пытаясь закрыть забор или стену постройки, не следует стремиться высадить ряд деревьев и кустарников или создать плотную стену. Монотонность такой композиции будет не менее неприятна глазу, чем глухая стена. 

Монотонные зеленые стены не менее скучны, чем глухой забор
Монотонные зеленые стены не менее скучны, чем глухой забор

Просветы, «окошки», перепады высот, возможно, включение элементов вертикального озеленения позволяют разнообразить композицию и обеспечить нужный эффект — переключение внимания с объекта, который хочется скрыть.
Просветы, перепад высот и ритм - совсем другая картинка
Просветы, перепад высот и ритм — совсем другая картинка

12. Если же вы все же намерены создать именно плотную древесно-кустарниковую композицию (стену), крайне важно оценить и верно использовать фон. Ведь в его роли могут выступить навязчивый соседский забор, баня, сарай. В таком случае важно постараться избежать абсурдных картин, когда, допустим, прямо над зеленой стеной кустарника возвышается крыша соседской бани или балкон.

Плотная стена, обрамляющая комнату под открытым небом
Плотная стена, обрамляющая комнату под открытым небом

13. Интересный способ обыграть плотные посадки деревьев и кустарников — попытаться создать настоящую комнату под открытым небом. Для этого используют садовую мебель (диван, кресла, стол, стулья), светильники, отсыпку. В таком случае мощные, даже отчасти доминирующие зеленые стены будут восприниматься как защита, гарантия уюта и покоя. Также плотная зеленая стена может стать отличным фоном для миксбордера из травянистых растений, но это возможно, если позволяет площадь участка.

А как вы справились с задачей скрытия заборов, неприглядных построек на своем участке? А может быть, это еще в планах? Поделитесь в комментариях.


Развернуть ▼ Свернуть ▲
Предложения магазинов:


Статья размещена в разделах: кустарники, деревья и кустарники, , , ,
  комментарии 15 спасибо за статью 3 в избранном 6704 просмотра
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор статьи:
Добавили статью в избранное
shavin Ирина и еще 2 человека




Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: