Как красиво посадить деревья и кустарники

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Anastasia Anastasia ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙНЕР
Анастасия Корпач
Многолетники и декоративные злаки дарят саду форму и цвет в теплое время года, но они, постепенно угасая, и уходят из композиций к ноябрю. И чтобы участок в межсезонье и зимние месяцы не выглядел плоским и скучным, в оформлении садового пространства должны участвовать деревья и кустарники. Они способны создать баланс открытых и закрытых пространств, сделать рукотворный ландшафт более естественным, причем в любое время года. Расскажем, как правильно составлять гармоничные и выразительные древесно-кустарниковые группы.



Посадить кустарники рядом - не сложно. Составить сбалансированную группу - задачка поинтереснее
Посадить кустарники рядом несложно. Составить сбалансированную группу — задачка поинтереснее

Древесно-кустарниковая группа может быть кругового и одностороннего обзора, когда хотя бы с одной стороны она ограничена забором или стеной постройки. И у каждого вида есть особенности составления. В данной статье мы рассмотрим законы построения композиции кругового обзора и покажем в рисунках примеры.

Ads by

Первое — определяем идею

Прежде всего необходимо определить идею композиции (стиль, настроение — как кому ближе). Группа регулярного стиля подразумевает наличие четкой, правильной формы кроны. Природной композиции чужды вычурность и «правильность» — ей к лицу легкая небрежность. В подчеркнуто рукотворном саду будут органично смотреться растения с неожиданной окраской листьев, необычной формой кроны (например, привитая плакучая крона, извилистые побеги и др.).

Отсутствие идеи в данном случае приметит даже глаз непрофессионала. Ощущение, что разные растения просто приткнули на свободном пространстве
Отсутствие идеи в данном случае приметит даже глаз непрофессионала. Ощущение, что разные растения просто приткнули на свободном пространстве

Второе — прорабатываем доступный ассортимент

На следующем этапе необходимо подобрать ассортимент деревьев и кустарников, соответствующих экологическим условиям участка (свету, влаге, почве). Ведь только в оптимальных условиях растения способны максимально проявить свои декоративные качества. Если изменить влажность и состав почвы в месте посадки нам отчасти удастся, то световой режим остается не в нашей власти. А он крайне важен и для красивоцветущих кустарников, и для декоративнолистных. Первые могут не зацвести в тени, а вторые там же изменят цвет: пурпурные листья станут грязно-зелеными, желтые приобретут салатовый оттенок, вариегатные формы будут стремиться к зеленому цвету листьев.

Условия места посадки должны соответствовать требованиям культуры. Например, вариегатные формы лучше посадить в полутень или на солнце
Условия места посадки должны соответствовать требованиям культуры. Например, вариегатные формы лучше посадить в полутень или на солнце

Третье — видовая точка и размеры композиции

Третье, что нам нужно, — рассчитать высоту растений, ширину композиции и расстояние от видовой точки до будущей группы. Видовая точка — это место, из которого вы будете созерцать композицию. Это может быть окно беседки, скамья в уголке для отдыха или просто место на площадке или дорожке, где можно задержаться. Для гармоничного восприятия картины необходимо, чтобы видовая точка располагалась на расстоянии двух-трех высот самого высокого элемента композиции (в нашем случае это дерево или кустарник). Рассчитав высоту самого крупного звена композиции, можно определить примерные размеры двух-трех его партнеров. На мой взгляд, удобнее всего для этой цели использовать ряд Фибоначчи, где каждое последующее число равно сумме двух предыдущих: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21… Составив пропорцию, можно без труда рассчитать, что, например, соседями двухметрового растения должны стать кустарники 1,3 м и 0,8 м высотой. Помните, что на этом этапе мы уже учитываем выбранную идею композиции и «оперируем» растениями из доступного нам ассортимента.



Дальше важно определить ширину композиции: она не менее важна, чем высота. Примерно обозначить ее на местности (или на плане на бумаге) можно так: от видовой точки откладываем острый угол 30° (либо 25-40°) с вершиной в основной видовой точке. Стороны этого угла и будут являться примерным ограничением ширины гармоничной композиции.

Ширина композиции зависит от расположения стационарной видовой точки - места, из которого вы будете созерцать будущую группу
Ширина композиции зависит от расположения стационарной видовой точки — места, из которого вы будете созерцать будущую группу

Четвертое — распределяем роли

Из допустимого ассортимента выбираем для группы солистов, подчиненных и фоновые растения. Первые должны обладать устойчивостью в конкретных экологических условиях (зимостойкостью, неприхотливостью, полным соответствием световому и влажностному режимам), так как они составляют скелет, основу композиции — и не должны нас подвести, потеряв декоративность или «самоустранившись» после морозной зимы.

Вторые и третьи могут быть менее устойчивы и имеют право на некоторые капризы. Их уход из композиции может быть компенсирован посадкой другого растения без ущерба для восприятия композиции.

Растения, составляющие основу группы, не имеют права на капризы. Они должны быть стабильно декоративными и устойчивыми в конкретных климатических условиях
Растения, составляющие основу группы, не имеют права на капризы. Они должны быть стабильно декоративными и устойчивыми в конкретных климатических условиях

Благодаря чему дерево или кустарник может стать солистом? Прежде всего, благодаря форме кроны. Среди наиболее интересных форм кроны — колонновидная, плакучая, зонтичная, шаровидная, стелющаяся. Колонна — это всегда четко выраженная доминанта, в ее отсутствие акцентной станет плакучая крона на высоком штамбе.

Сосны с выстриженными лапками - идеальные солисты. Но их посадили в хаотичной массе, отчего эффект от причудливой формы просто стерся
Сосны с выстриженными «лапками» — идеальные солисты. Но их посадили в хаотичной массе, отчего эффект от причудливой формы просто стерся

Шаровидные и плакучие формы на низком штамбе являются достойными подчиненными, а стелющиеся или низкорослые подушковидные станут отличным фоном. По сути роль подчиненных сводится к удачному обрамлению солистов. А мы знаем: ничто так не подчеркивает особенности облика, как контраст. Крайне важно обыграть контраст форм изящно и без излишней искусственности — стелющаяся форма кроны третьего партнера удачно смягчит дуэт стройной вертикали и геометрического шара.

Примеры гармоничного контраста форм
Примеры гармоничного контраста форм

Составление сбалансированной и при этом контрастной группы — дело тонкое. Стоит только неверно подчеркнуть солиста, как рассыпается все.

Контраст выражен более грубо за счет повторяющихся форм второго и третьего партнеров акцентного солиста
Контраст выражен более грубо за счет повторяющихся форм второго и третьего партнеров акцентного солиста

Акцент может быть выражен и цветом, но совмещать в одной композиции яркие контрасты цвета и формы нежелательно (темная колонна и желтый шар).

Контраст и по форме, и по цвету может выглядеть слишком навязчиво
Контраст и по форме, и по цвету может выглядеть слишком навязчиво

Лучше отдать предпочтение чему-то одному — либо цвету, либо форме кроны. При этом единичные цветные формы уместны в окружении зеленолистных. Такие группы воспринимаются легче.

Более гармоничные по цвету и форме группы - контраст только по одному признаку
Более гармоничные по цвету и форме группы — контраст только по одному признаку

Выбор декоративнолистных форм весьма широк, но следует учитывать еще и восприятие окраски листьев в массе и на расстоянии обзора с видовой точки. Отойдя на 3-4 м от растения, мы уже не замечаем причудливых крапинок, штрихов, тонкого канта на листьях — мы видим лишь высветленный за счет вариегатных признаков цвет.

Выбор растений с эффектными листьями широк. Вы только посмотрите на эти:

Свою роль играет и форма листовой пластинки — в массе листья создают фактуру кроны. Рябь мелких листьев барбариса, «кудреватость» клена гиннала и степенная выровненность крон липы и вяза — эти «спецэффекты» необходимо учитывать и стараться подчеркнуть более простыми партнерами. Чем больше в композиции разных фактур, тем меньше должно быть цветовых пятен, в противном случае есть риск чрезмерной пестроты.

Если у растений в композиции форма крон в течение вегетационного сезона остается неизменной, то цвет листьев может меняться с момента роспуска до момента опадения. Это позволяет нам расставлять не статичные, а блуждающие акценты, что, возможно, слегка усложняет задачу составления группы, но зато создает потрясающее богатство красок и смену кадров на протяжении года.

Осенью некогда зеленые листья бересклета крылатого вспыхивают огненным алым, при этом форма его кроны остается неизменной и поддерживается стрижкой. Это яркий пример блуждающего акцента в композиции
Осенью некогда зеленые листья бересклета крылатого вспыхивают огненным алым, при этом форма его кроны остается неизменной и поддерживается стрижкой. Это яркий пример блуждающего акцента в композиции

Пятое — составляем календарь декоративности

И здесь мы переходим к пятому этапу — календарю декоративности. Как его составить? Желательно период с мая по октябрь разбить на три декады, остальные месяцы можно оставить (но каждый — внести отдельно). Затем в нашем календаре следует отметить цвет растения в каждый момент времени. Учитывайте даже зимнюю окраску, которую дает кора, — это обычно привычный серо-коричневый или белый цвет либо яркие оттенки у некоторых древесно-кустарниковых растений (деренов, ив).

Календарь декоративности поможет нам понять, в какой период года наблюдается «провал», а в какой заметна чрезмерная пестрота, а также отметить блуждающие акценты. Как правило, отсутствие красок наблюдается с ноября по март — здесь на помощь приходят дерены и ивы с их яркой окраской молодых побегов, а также хвойные растения с зеленой, серебристой, желтоватой или коричневатой хвоей.

Побеги деренов раскрасят сад зимой
Побеги деренов раскрасят сад зимой

Ранней весной цвет в композицию могут привнести луковичные и раноцветущие эфемероиды. Вспомните картины нашей родной природы: в естественных ассоциациях древесно-кустарниковые растения практически всегда соседствуют с травянистыми. И сад не должен быть исключением, пятна многолетников среди древесно-кустарниковых растений добавляют оттенки и штрихи, делают композицию живой и органичной. Травянистые растения, обладая довольно быстрым ростом, необходимы древесно-кустарниковой композиции еще и для того, чтобы создать необходимый объем, форму и цвет в первые годы жизни группы. Ведь динамика роста древесных растений такова, что большая часть из них начинает раскрываться во всей красе ближе к 5-10 годам. Кстати, при расчете высоты и ширины группы вы должны ориентироваться на параметры взрослых растений.

В союзе древесных и травянистых растений доминировать будут, конечно, первые, но соотношение площадей, отведенных под древесно-кустарниковую и травянистую растительность, может быть различное.


Шестое — рассчитываем количество растений в группе

А как определиться с количеством древесных растений в группе? На мой взгляд, математические расчеты здесь не особо уместны. Поскольку мы создаем группу (не массив), то, скорее всего, будет достаточно одного крупного растения-солиста (если это узкая вертикаль, возможно использование трех), одного-трех средних (подчиненных) и трех-пяти небольших (фоновых). Но отклонения от этой формулы возможны. Для представления результата можно набросать на бумаге придуманную композицию.

Грамотное сочетание: есть интересный контраст форм,  нюансные оттенки зеленого не выглядят навязчиво, количество растений подобрано удачно
Грамотное сочетание: есть интересный контраст форм, нюансные оттенки зеленого не выглядят навязчиво, количество растений подобрано удачно

Соотношение площадей должно быть распределено более или менее равномерно. Значительный перевес в сторону крупного или низкорослого партнера может лишить композицию гармонии.

В каждой из этих групп есть очевидный перевес в сторону одного из участников. Слева слишком много вертикалей, справа - чересчур большое пятно из стелющихся кустарников
В каждой из этих групп есть очевидный перевес в сторону одного из участников. Слева — слишком много вертикалей, справа — чересчур большое пятно из стелющихся кустарников

Мы рассмотрели основные нюансы построения сбалансированных древесно-кустарниковых композиций. Понимая их, вам будет проще составить гармоничную группу, и вы сможете запланировать реконструкцию уже существующих композиций. А какие тонкости создания групп вы используете в своей практике?

Статьи о создании садовых композиций, которые могут быть вам интересны:

В статье использованы рисунки автора


Развернуть ▼ Свернуть ▲
Предложения магазинов:


Статья размещена в разделах: , деревья и кустарники, , ,
4 комментария 18 спасибо за статью 19 в избранном 12502 просмотра
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор статьи:
Добавили статью в избранное
simba3561 Елена Швецова и еще 18 человек




Комментарии (4)
Анастасия, спасибо за замечательную статью! В одной этой статье нашла сразу несколько подсказок для решения своих довольно сложных задач. Мой путь — от частного к общему. Примеры и акценты, которые вы показали, очень важны в моем случае. Именно это я не находила в литературе, которую изучала — либо вскользь, либо размыто. Поэтому такой немного эмоциональный комментарий. У вас понятный четкий язык изложения. Надеюсь на продолжение.
Очень понятно и доступно! Как букварик для начинающих! Посажена была два года назад одна такая группа, все еще в сыром виде, в процессе, так сказать, но увидела, к чему стремиться и что основная идея групповой посадки у меня выбрана верная. И можно и нужно еще дорабатывать! Скорей бы лето!!!
Спасибо, Анастасия! Мне надо учиться и учиться! Положу в избранное для перечитывания и изучения!
Как все эти знания нужны были лет так 12 назад, сейчас могу только подправить, выстричь, уменьшить размеры некоторых растений, либо совсем убрать. Статья доступна для понимания, ясно и понятно изложена, а иллюстрации помогают вживую представить правила составления композиций.

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: