План совершенного огорода: 10 простых правил, которые облегчат ваш труд

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
izdatelstvo_AST izdatelstvo_AST
В необдуманном расположении грядок, дорожек и источников воды скрыт гигантский объем дурной работы. Двойной! И большинство огородников послушно используют этот неиссякаемый резерв трудоголизма. К сожалению, большинство дачных участков не отличаются рациональным планированием, и их владельцы год за годом тратят большую часть своих усилий понапрасну. В книге Николая Курдюмова «Самая полная энциклопедия по саду и огороду» мы нашли 10 основных правил устройства огорода, следуя которым, вы сделаете его максимально удобным и эффективным.



Как умно обустроить свой огород?
Как умно обустроить свой огород?

1. Зонируйте посадки

Очень важный принцип! Чем больше внимания требует культура, тем ближе к вам она должна сидеть. Овощи отблагодарят вас за то, что они видны из окна кухни. Это правда! И особенно они будут рады, если рядом есть источник полива. Ходить по дорожкам, таскать ведра или шланг  — работа нудная и нетворческая. К тому же, — очень тяжелая. А если утомлен, болен, немолод или тоскливо на душе? Чем дальше таскаешь, тем меньше интереса… Отсюда закон: полив самых далеких грядок всегда откладывается на потом.

Овощи отблагодарят вас за то, что они видны из окна кухни
Овощи отблагодарят вас за то, что они видны из окна кухни

Вообще, если грядки где-то на задах, за деревьями и кустами, мы как-то не воспринимаем их всерьез. Даже если к ним подведена поливная труба. Недаром говорится: с глаз долой — из сердца вон! Кроме самых неугомонных энтузиастов, мы все так устроены. Не ругайте себя, а перехитрите: расположите овощи, требующие особого ухода, почти вплотную к дому, а те, что меньше в вас нуждаются — подальше.

Ближе всех весной будут редиска и салаты
Ближе всех весной будут редиска и салаты

Ближе всех весной будут редиска и салаты; парник с рассадой — чуть не у дверей; здесь же грядки с огурцами, томатами и зеленью. И вода — здесь же. Подальше — корнеплоды, перцы и баклажаны, капусты и фасоль. Еще дальше — многолетние растения, тыквы и картошка, но и туда желательно провести полив. На самых задах — сад. Даже на отдельной грядке старайтесь ближе сажать то, что требует больше участия и работы! 

Ads by

2. В тени ничто не плодоносит

Почти все овощи нуждаются в прямом и постоянном освещении. Даже при южном солнце в полутени редких крон деревьев они снижают урожай в 2-3 раза. Лучше уж разбить тут газон с цветами! Есть смысл пускать на деревья с негустой кроной огурцы: на юге они любят полутень, меньше болеют и почти не занимают места. В полутени можно сажать ревень, щавель, чеснок, листовые салаты, зелень, многолетний лук, лук на перо. Но пасленовые (томаты, перцы, баклажаны), тыквы, кабачки и цукини, крестоцветные (редиска, дайкон, редька, капуста и фасоль) не переносят затенения. Плохо плодоносит в полутени и земляника.

В тени ничто не плодоносит
В тени ничто не плодоносит

3. Располагайте все грядки с учётом максимальной освещённости

Все грядки, а также шпалеры и каркасы следует располагать с учетом максимальной освещенности. Если шпалера стоит по центру грядки, она должна располагаться на север-юг, иначе работать будет только освещенная сторона грядки, а вся затененная половина будет страдать. Если же шпалера стоит возле стены или забора, пусть она протянется на восток-запад. Тогда все растения будут улавливать максимум солнца.



Все грядки, шпалеры и каркасы располагайте с учётом максимальной освещённости
Все грядки, шпалеры и каркасы располагайте с учётом максимальной освещённости

Узкие грядки тем и хороши, что растягивают обитаемую площадь в длину. Квадратный метр — это и метровый квадрат, и десятиметровая полоса шириной 10 см! Мы рассматриваем двухметровую полосу шириной 50 см. Можно представить себе четырехметровую полосу шириной 25 см, и такой «квадратный метр» может быть еще более продуктивен — конечно, при хорошем поливе, питании и с широкими междурядьями.


4. Делайте грядки стационарными

В стационарную грядку вы постоянно добавляете органику и удобрения. Именно тут вы поливаете. Вы никогда не ходите по ней, а значит — не уплотняете землю. Только на этой маленькой площади приходится полоть, к тому же с каждым годом все меньше. Разумнее улучшать конкретное место, экономя силы! И это не единственное преимущество стационарных грядок. Можно их приподнять и спасти от переувлажнения. Можно «загазонить» проходы, выложить плиткой дорожки. Можно сделать это красиво — связать огород с цветниками. Наконец, привыкнув к одной и той же схеме грядок, вы быстрее научитесь рассчитывать и предугадывать поведение своих посадок.

Делайте грядки сразу стационарными
Делайте грядки сразу стационарными

А если надоест однообразие, почаще меняйте набор культур, сорта и их местоположение. Добавляйте разные цветы и кустарники.

5. Отделяйте грядки бордюрами от остальной почвы

Тогда участок сразу станет ясным и простым! Пока бордюров нет, вы не можете воспринимать грядку как «самодостаточную личность» на вашем участке, и она будет постоянно страдать от неопределенности и эпизодичности вашего вмешательства. Ограничивать можно чем угодно: камнями, кирпичом, деревом — тем, что есть. 

Ограничивать грядки можно чем угодно
Ограничивать грядки можно чем угодно

Самый хороший бордюр позволяет легко выкосить всю траву и не срезает леску триммера. Таковы, например, бревнышки и доски. А идеальный бордюр — с отмосткой, что позволяет газонокосилке выкашивать все, не оставляя огрехов.

Идеальный бордюр с отмосткой
Идеальный бордюр с отмосткой

Стоит огораживать все, вплоть до цветников и кустарников. Грядки — бревнами и досками, а цветники — камнями. Иногда они как-то сами собой превращаются в рокарии. Все, что растет снаружи от бордюров, вас волновать не должно: берёте косилку и подкашиваете. И тогда вы увидите, как мало остаётся почвы, требующей трудоемкой обработки и ухода! 

Все, что растет снаружи, вас волновать не должно: берёте косилку и подкашиваете
Все, что растет снаружи, вас волновать не должно: берёте косилку и подкашиваете

6. Используйте стены, беседки и заборы

Они идеально подходят для вьющихся растений. Не годятся только северная и западная стороны здания (постройки): цветков и плодов будет мало, а болезней — наоборот. 

Используйте южные и восточные стены для вьющихся растений
Используйте южные и восточные стены для вьющихся растений

7. Устройте уголок органики

В тени, как можно ближе и к воротам, и к грядкам сделайте компостную кучу и место для баков или ванны. 

Устройте уголок органики
Устройте уголок органики

Если вокруг этих неприглядных объектов посадить кустарники или поставить шпалеры для лиан, вид сада не пострадает. 

8. Не жалейте времени на устройство дорожек и проходов

Особенно тех, что идут от дома, от источника воды и от уголка органики. По вашим дорожкам должны одинаково легко проходить и садовые тележки, и знакомые леди на шпильках. Пока таких удобных троп у вас нет, вы и не представляете себе, сколько сил и нервов на самом деле отнимает садовое «бездорожье»! Но как только они появятся — сразу заметите разницу. 

Не жалейте времени на устройство удобных дорожек и проходов
Не жалейте времени на устройство удобных дорожек и проходов

Подробнее об устройстве дорожек вы можете узнать из материалов:


9. Не жалейте средств на устройство полива

Важно, чтобы он гарантировал достаток влаги и не отнимал вашего времени. Это окупится многократно. 

Не жалейте средств на устройство полива
Не жалейте средств на устройство полива

Очень интересен в этом плане капельный полив. О том, как организовать его на участке, рассказывается в публикациях:

10. Не ограничивайтесь прямыми линиями и прямыми углами

Это самое главное. Если того требует удобство, кривите, косите и закругляйте! Смелее используйте свою фантазию. Например, для зелени, многолетних растений и пряных трав хорошо подходит пермакультурная грядка в форме замочной скважины: она компактна и смотрится, как клумба. Если вы таскаете шланги или возите тачку, очень удобен огород «елочкой»: в нем нет прямых углов, так раздражающих любого пешехода. У С. Кладовикова 12 соток «елочки».

У С. Кладовикова 12 соток елочки
У С. Кладовикова 12 соток «елочки»

Ходишь по дорожкам — они будто сами тебя водят. Жаль, что сверху этот огород не сфотографировать! Если ваши грядки, заложенные задолго до сих прозрений, увы, прямоугольные, сделайте к ним хотя бы подходные пути, какие надо.

Сделайте к грядкам хотя бы подходные пути, какие надо
Сделайте к грядкам хотя бы подходные пути, какие надо

Если вы только планируете свой огород, попробуйте сделать его таким, как на рисунке ниже. Сначала разведите все кратчайшие пути на участке. И только потом, между ними, по факту, устраивайте грядки и посадки.

Оптимальное расположение грядок и дорожек
Оптимальное расположение грядок и дорожек

Как планировать

Итак, теперь у вас есть все, чтобы придумать и изобразить свой план. Сначала начертите границы вашего участка. А затем: 
  • нарисуйте дом и постройки, а также деревья и заборы
  • нарисуйте их тень, когда солнце стоит на юге. Высота тени равна половине высоты сооружения или дерева. Заштрихуйте эти теневые зоны и запомните — тут сажать овощи нельзя; 
  • нарежьте бумажные полоски, прямоугольники и квадратики, соответствующие масштабу вашего плана, это будут грядки, траншеи, ямы, пирамиды, короба. Общий метраж их равен вашему расчетному. 

Можно использовать и современные средства планирования участка
Можно использовать и современные средства планирования участка

На вырезки нанесите название овоща или двух, если вы засаживаете грядку дважды за сезон. Можно сделать их разноцветными — по цвету плодов, или нарисовать условный значок для каждой культуры. А теперь осталось разложить их по участку с учетом упомянутых правил.

Применяя такой системный подход к устройству своего участка, вы получите удобный, грамотный и продуктивный огород. Он не заставит вас гнуть спину всё имеющееся время, так что вам придётся придумать другие, более приятные дачные дела. А узнать ещё больше о том, как повысить уровень плодородия почвы и выращивать свой урожай с помощью современных средств и изобретений, вы можете из книги Николая Курдюмова «Самая полная энциклопедия по саду и огороду», которую можно приобрести в официальном интернет-магазине издательства.

Другие публикации нашего сайта по обустройству огорода, которые могут вас заинтересовать:




Статья размещена в разделах: , , , , , , грядки, ,
206 комментариев 100 спасибо за статью 223 в избранном 1695647 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор статьи:
Добавили статью в избранное
riri196 Ирина и еще 222 человека




Комментарии (205)
Благодарю за статью, очень своевременно зашёл.
У меня уже есть устоявшееся мнение о расположении грядок в своём огороде и чередовании на них культур. Во многом оно совпадает с этими простыми правилами. У бабушки огород никогда не имел постоянных дорожек, каждый год огород перекапывался подчистую весь, а по весне прокладывались тропинки, которые к концу лета превращались в дорожки. Но, мы с супругом решили определиться с дорожками раз и надолго, не только проложили их, но и одну уже залили бетоном, на очереди вторая дорожка, уже поставили опалубку, ждём весны.
Бетонные дорожки хороши, когда нет на участке пырея и вьюнка. Под бетоном их любимое место.
Геннадий, а пырей пробьет бетон? Я думала, что бетон для сорняков неприодолимое препятствие.
влезу… он в щель вылезет… или пролезет под бетоном, найдет край, где «земля — бетон» и там вылезет, как ни в чем не бывало
И я свои пять копеек…
После того, как я неделю потратила, ещё в 2003-ем, на тяпание травы между стационарными грядками, все межи застелила картоном от крупной бытовой техники, где ещё была целина — фанерой ( была б/у) — муж посетовал..., но убирать не стал, сам однажды увидел несколько рулончиков, выброшенного старого линолеума, нанял машину и привёз его на дачу. Почему картон и линолеум, ещё обрезки резины толщиной в 1 мм ( эта вообще вечная — не трескается, не коробится), а потому что, как бы аккуратно с землёй не работаешь, а она на меже оказывается и в ней тут же какой-нибудь мокрец прорастает, а «постилушки» смёл или перевернул и опять чисто, я их так ложу, чтобы большая вода стекала и в края грядок и в сторону кустов, ветром ничего не уносит, картон и линолеум в бока упираются, а резину иногда загнёт, но её легко обратно на место вернуть. Под «постилушками» трава часть сопрела совсем, пырей побелел и вылез наружу, и я его выдернула совсем. Между соседними участками копала канавку (более 40-ка метров), собирала обрезки листового железа и вкапывала его, чтобы пырей и молочай не лезли корнями на наш участок, а макушки соседи на сено косят.
Междурядья были 30-35 см — неудобно с тачкой проехать, и как-то, когда переворачивала линолеум, заметила на поверхности земли чьи-то корешки, оказались тыквенные, теперь междурядья 50-60 см. Ещё под всем этим влага сохраняется и не нужной травой не отбирается питание у культурных растений.
Соседи тоже стали делать стационарные грядки и межи застилать, а то я с внучкой гуляю и травы нет, а им приходится полоть в это время.
Последний раз редактировалось
Татьяна, мне тоже не хотелось постоянно заниматься дорожками. Приедешь раз в неделю — дорожки все заросли сорняками, ты их тяпкой. Какой-то каторжный труд получается! И после дождя, если надо сорвать с грядок морковки-петрушки — вся обувь в грязи! Ноги оттуда еле унесешь (на каждом сапоге по кг грязи, и всё это тащится в дом). Поэтому я лично считаю, что без дорожек в огороде ну просто никуда. Тем более, если на участке почва — тяжелый суглинок. Линолеум для меня скользкий, а вот щепа показалась более безопасным вариантом.
На YouTube увидела сегодня полимерную плитку. На видео мужчина с изнанки пришурупливал к ним доску, а потом переворачивал и получалась дорожка, которую можно перекладывать куда нужно и плитка не разъедется по весне.
Круто! Надо посмотреть, что она из себя представляет. Недостаток пока я вижу в том, что такую дорожку, я поняла, могут с лёгкостью украсть. У нас, например, украли все кирпичи, которые были на участке в разных местах (служили грузом, чтобы укрывной материал не улетал). Понимаю, что бред, но тем не менее.
Прижимайте любой укрывной материал пластиковыми бутылками с водой. Удобно, запас теплой воды под руками.
У меня 6 лет лежит полимерпесчанная плитка (пластик и песок). Живу в западной сибири морозы -54, летом жара бывает за 30 градусов. Очень довольна!
Только не упоминаете, что полимерпесчаная плитка от дождя очень скользкая и осенью… у меня уже 3 года такая плитка — скользим и, бывает, падаем
Я дорожки между своих 4-х грядок прокашиваю газонокосилкой. Нынче еще на грядках переделаю короба и расширю чуток дорожки, уложу вдоль коробов впритык к ним плитку-кирпичики, чтобы колеса газонокосилки по ним катились, и не нужно было возле коробов вручную остатки травки убирать, и будет мне красота!!!
Большую ошибку допускают многие дачники, пропалывая сорняки тяпкой. Так корни срезаются, и их нашествие продолжается. Бесконечный труд. Нужно постараться удалить сорняки полностью, вместе с корнями.
Это совершенно нереально! В почве все равно останутся либо кусочки коневищ, либо семена, из которых снова сорняки начнут расти.
Линолеум нужно класть нижней стороной кверху, она не скользкая
Постелить линолеум между грядок — не самое удачное решение. Идя по мокрому линолиуму ( после дождя например) танцуешь паде -де.
Линолеум положен шершавой стороной вверх. В дождь и после дождя никто между грядок не ходит. Межи между грядок сформированы так, что вода не застаивается, а стекает в бока грядок и в кусты, которые растут по периметру участка. Эти дорожки по 50-60 см вдоль грядок они застелены не только линолеумом, а ещё и резиной и даже баннером, на который положена фанера, чтобы он не улетал и трава не росла. А ещё проложены три дорожки по 1-1,2 метра от калитки до дома. Одна из тротуарного камня, а две из асфальтогранулята, под который баннеры положили, опять же, чтобы трава не прорастала.
нет специально фото дорожек, только как фон
нет специально фото дорожек, только как фон
а где же столько баннеров набрать? ночью с рекламных щитов поснимать в городе???
Спасибо! не знала ) эта ткань лучше, чем геотекстиль? ткань для баннеров дышит? я сдуру рулон геотекстиля взяла под плитку на дорожках, но он какой-то хилый (
Надо брать более толстый. Мы под парковку и под площадку для шатра использовали толщину 120 г/м, самое то!
Дорогое удовольствие получится.
У нас б/у баннеры продают. 300-500 руб. 3*6 метров, зависит от качества.
Пырей хорошо уничтожается препаратом Торнадо. Осторожно кисточкой нанесите на зелень пырея, через две недели он засохнет навсегда. Только не попадите на культурные посадки-засохнут тоже
Спасибо!!! Но мне тогда придётся по всему огороду с кисточкой ходить. Буду бороться по старинке — вручную. Если бы у меня была вся дач-цветник, тогда вопросов нет, но у меня там ещё и огородик.
А ведь пырей, Геннадий, очень полезная травка! Кто употребляет корни пырея — никогда не будет знать заболеваний позвоночника и остеопороза!
"… заболеваний позвоночника и остеопороза!", которые развиваются от неразумного поднятия тяжестей и несбалансированного питания.
Интересно! Можно подробнее про корни пырея!
Елена, посмотрите на Ютубе советы православной траверсы Елены Федоровны Зайцевой. Столько всего про травы узнаете!
Ой, противный Т9, не уследишь и появляется белиберда. Травницы, имелось в виду

Просто выбрать все до одного кусочка руками, и не будет его вовсе, просто выбрать. У меня многолетники все выбраны. Однолетники сразу в момент зеленого «тумана» бороню. Грабельки разные по ширине. Два раза за лето и чистота, даже в компост положить нечего, приходится траву со стороны таскать. А дорожки вручную засадила именно мятликом. Низенький, мягкий, не образует кочек, корневая система мочковатая — не ползет никуда.
А можно поподробнее по поводу приёма пырея? По ходу, я стану самым здоровым дачником в округе!
Геннадий, у меня на участке пырей я вывела, пару растений появляется периодически, но я тут же их выбираю с корнями. А вот вьюнок есть, но на дорожки он не покушается, а всё больше по грядкам клубники старается разрастись.
Ирина, Вы молодцы! Фундаментальные постройки не дёшевы и не легки, но упрощают жизнь в дальнейшем.
Спасибо, Света. По бетонным дорожкам можно ходить в любое время года и в любую погоду. Осенью я под дождём могла пройти и с куста томатов сорвать помидорки на салат. Да и сейчас бывает, пройдусь по этой дорожке, помечтаю, что и где посажу.
У нас тоже выделено стационарное место под огород. Грядки планирую сделать с деревянными коробами, а дорожки засыпать опилками. Только грядки планировалось расположить запад-восток, а теперь мне очень-очень понравилась «оптимальная планировка» — квадратиком. Может попробую в этом году сделать так.
Очень понравилась статья. Эх, если бы она мне попалась осенью! Я бы точно сделала такую форму грядок. Кажется, что это — совершенство!!! Теперь подожду, когда каркас из досок для грядок сгниет ( доски ничем не обработаны) и попытаюсь сделать такую красоту. Больше всего понравилось, что со всех сторон Огород закрыт цветами. Это и красиво, и сколько цветов можно посадить!!! В добавок к цветникам! А мне придется отгородить Огород просто линией цветов. Т.е. Огород будет закрыт только с парадного входа.
спасибо! хорошая статья!
Я тоже следовал этим новомодным рекомендациям, но они себя не оправдали. Со временем на этих стационарных грядках настолько истощается почва, что не помогает ни севосмена, ни навоз, а об минеральных удобрениях и говорить нечего. Почва убивается за год. Все разобрал, перепахал все эти дорожки. Урожайность сразу улучшилась. Попробуйте посадить культуры хотя бы на 1 м газона, и вы увидите, что урожай на этом метре будет равен урожаю на 5 метрах стационарной грядки.
И сюда добрались Боты…
Шестнадцать лет используем стационарные грядки, добавляем органику разную и по нормам минеральные удобрения и что-то почву ещё не убили..., и площадь прополки в два раза меньше, и мульчировать удобнее, а оно влагу сохраняет — поливать реже приходится, и чище — ноги в земле не утопают (у нас между грядками всё застелено), детям удобно садиться на ребро грядки и горошек кушать.

8 восемь вёдер с грядки 4*0,8
8 восемь вёдер с грядки 4*0,8

28-32 ведра с 9-ти таких грядок, а до того, как стали в грядки картошку сажать, с 4-х соток такой урожай собирали, при посадке 7-8-ми вёдер, а сейчас только два ведра сажаем семенной картошки
28-32 ведра с 9-ти таких грядок, а до того, как стали в грядки картошку сажать, с 4-х соток такой урожай собирали, при посадке 7-8-ми вёдер, а сейчас только два ведра сажаем семенной картошки

Пионы на приподнятых грядках стали расти и другие цветы...
Пионы на приподнятых грядках стали расти и другие цветы...











Таня, не обращайте внимания, у вас очень красиво и удобно сделаны грядки, да я ещё ни разу не встречала огородника, который разочаровался бы в грядках, устроенных в коробах или просто огороженных. Статья действительно очень хорошая и понятная.
Да, я о том, что если взялся критиковать что-либо, то имей об этом представление. Это не новомодный метод, огораживать грядки, ещё когда 4-е сотки давали (70-е годы) некоторые кирпичами огораживали, рейками, другие собирали по знакомым бутылки из-под шампанского, чтобы клумбу огородить, на Чукотке (Билибино) энтузиасты делали высокие грядки и зелень на них выращивали, и до сих пор, наверно, выращивают. В век информационных технологий появилась возможность обмениваться опытом, и это здорово, а не «изобретать велосипед». И это уже сам решаешь — подходит этот опыт к твоим условиям или нет.
Совершенно верно, в Якутии по-другому и невозможно, только поднятые тёплые грядки. Ещё в детстве, помню, маме помогала, вся зелень, а также морковь, свекла и т.д. на таких грядках росла, огурцы, помидоры и др. теплолюбики — в теплицах и парниках. Картошка только в обычных и то, тоже приподнятых грядках-рядах росла.
О, тоже хотела написать «не обращайте внимания!», а Наталья меня опередила от Ваших грядок моя крыска «в обмороке»
Татьяна, я тоже считаю, что почву в коробе легче удобрять и поливать! Лично я поэтому и сделала короба, чтобы ничего не стекало на дорожки.
Полностью согласна!!! Я тоже начала читать одну книгу Курдюмова, там в самом начале написано, что грызунов надо чуть ли не прикармливать на участке. Я лично их очень боюсь и лишний раз на участке их видеть не хочу. Книгу дочитывать не стала. Мне по душе больше Галина Кизима. А после этой статьи задумалась, может стоит всё-таки Курдюмова почитать, пока зима на дворе? Бублик мне тоже не понравился, как я поняла, у него все растет в сорняках, у меня так не получается, сорняки по любому заглушают культурные растения.
Почитайте Кизиму. А вообще, у каждого нужно брать то, что тебе подходит, во что ты веришь уже, или легко проверить. Кизима помидоры не поливает, например. Но и объясняет убедительно.
Поддержу вас, коллега! Ламерство достало. Все бросились в учительство.
Яна, так у нас всегда все умели лечить и учить… Особенно других. Но при этом своих детей и близких учили и лечили в соответствующих профильных заведениях
Там, где живет Кизима (Санкт-Петербург), там достаточно влаги, и в Подмосковье, где живет Курдюмов), достаточно влажное лето, да и многие дачи как под Санкт-Петербургом, так и в Подмосковье, почти на болотистых местах. У них проблема, как лишнюю воду с участков увести;
а вот у тех, кто в степных районах живет, — проблемы с водой
и с тем, как удержать хотя бы тот минимум воды, что имеется, в почве; в условиях жаркого лета до +34 и выше в Поволжье и отсутствии дождей, когда и реки и озера пересыхают. И что тут говорить о мульчировании грядок сорняками, когда в таких условиях растут только молочай да колючки, а если выращивать сидераты для мульчирования, то на них жалко тратить драгоценную воду.
Так что условия у всех разные и подход должен быть соизмеримый с условиями.
Есть рациональные зёрна и в этих книгах…
Не всему подряд бездумно следовать, конечно, надо думать, анализировать. Но то, что абсолютно все овощи и ягоды любят вкусно поесть и попить — это однозначно. Любят рыхлую, плодородную, влагоёмкую почву, большинство с рН 6-6,5, земляника хорошо развивается и с рН 4,5-5,5, а при рН 7-8 всходит и пропадает (делала водные вытяжки, покупных грунтов для посевов). Поэтому в огороженных грядках легче создать нужные условия, для лучшего развития наших растений. С глубокой перекопкой в книге Джевонса я не согласна (слишком трудоёмко), мы пошли «другим путём» — культиватором осенью перемешали свой тяжёлый серый суглинок с опилками 1:1(сейчас я услышу много «лестного» в адрес опилок), но земля стала «родить», а весной в бороздки и лунки по щепотке комплексное удобрение добавили и до сих пор опилки используем, как разрыхлитель и влагоудерживающий компонент, а при разложении, ещё и питание.
При этом не могу не вспомнить про малину, которая досталась при покупке участка. Все 6-7 метров кустов были мне по пояс и в первый год за всё лето собрала, наверно, не более стакана, но земля с опилками стала выше, чем где росла малина и я решила выравнять, накидала в малину эту землю с опилками, а весной мочевину бросила в малину, она за лето вымахала выше меня, а на следующий год отблагодарила отличным урожаем, оказалось на участке была отличная малина, надо было её подкормить. Теперь постоянно так малинку кормлю.



1993 год выпуска
1993 год выпуска


Таня, я с детства знала, что малина опилки любит. Поэтому свои траншеи с малиной покрываю опилками слоем не меньше 15-20 см. И только когда завела себе первую дачу, прочитала в инете, что действительно так и есть. Значит я правильно делал и делаю
"… сорняки по любому заглушают культурные растения..."

Не всегда… тут зависит от их вида и количества. Ну и от погоды тоже. Я рассказывала уже про конкуренцию на своих грядках. Да здравствует конкуренция! или Полоть - не полоть?
Мила, с удовольствием ещё раз прочитала Вашу статью про сорняки. Полностью согласна.Тоже стараюсь все сажать плотненько. Флокс шиловидный уже в цветниках Везде. На грядках постоянно соседство. Все растет, как в коммунальной квартире. Но это после 1 года борьбы на этом месте с сорняками- одуванчиком, пыреем. По поводу лебеды и прочих нежных сорняков я вообще не парюсь. Хотя, когда приходит знакомая и видит эти нежные сорняки, а она Ярый враг Всех сорняков, мне становиться стыдно. Пытаюсь ей объяснить, что я не хочу быть рабом дачи, хочется все таки больше отдыхать, но бесполезно (ей 70 лет). Видите, какой у всех разный подход!
У меня матушке 88 лет. Начинает мне жаловаться, что все в огороде травой заросло. Приезжаю, захожу в огород: голая земля, травинку поискать надо. Спрашиваю: где у тебя тут все заросло? Она ходит-ходит по огороду, найдет пару травинок: вот!
Мила! Я вчера уже не выдержала, прочитала про мшанку. По крайней мере, в одной статье про неё написано, что ходить по ней нельзя. Стебелёчки хрупкие, легко ломаются. Уже спросила у знакомых дачников про неё, у всех на альпийских горках она растёт. Весной, значит, и у меня будет деляночка мшанки. Буду ждать, когда она с полевицей мне всё заполонит. Вот счастье-то будет!
Красота-то какая! Загляденье!
Что за бред) Сажаю на стационарных грядах 11 лет, и с каждым разом почва всё лучше и лучше. Копать не надо, при поливе вода не вымывается, мульчировать одно удовольствие, притом мульча за сезон перепревает и автоматически улучшает структуру почвы, при желании стационарная грядка лёгким движением руки превращается в парничок. Севооборот никто не отменял. Я за три года на стационарных грядках землю-песок сделала нормальной почвой, а что бы у меня было при вспашке того песка? Правильно, ничего. Хоть тонну навоза в него затолкай.
У Вас песок, а у нас, наоборот, тяжёлый суглинок! Вот в такие грядки мы песок и вносим. А без ограждения вся работа была бы насмарку.Вы абсолютно, по моему мнению, правы!
Не надо песок, любую органику, только не песок. Гумуса и так мало, а его ещё и песком разбавляют, оксидом кремния, его и так в тяжёлом суглинке 70-80%, остальное глинистые частицы. Если будет 90-97% песка, то будет супесь. Мне ещё в 1986-м про песок говорили огородники, когда я только начинала садово-огородную деятельность.
Спасибо за совет, Татьяна! По поводу того, что нежелательно в суглинок добавлять песок. Не знала.
Очень странно и как то не верится. Я на эти грядки каждый год добавляю компост понемногу и все растет прекрасно. И почва замечательная, рыхлая и плодородная.
Замечательная статья! Спасибо!
Подскажите, кто знает, эти грядки подходят только для холодных регионов? А если я их сделаю (Воронежская область), не будет ли в них очень жарко растениям? Я в прошлом году делала грядку, но наоборот, не поднимала, а выкапывала траншею, и туда складывала компост, сверху землю, и сажала кабачки. А подглядела такой способ на юге Ростовской области.
Родственники в вашей полосе. Не делают высокие — сохнут моментально. Огород большой, перепахивают каждый год заново все вместе.
Ирина! Только Ваш личный опыт даст Вам 100% ответ. Может попробовать сделать одну (грядку) и пару лет проверить… А там и решите — нужны такие грядки или нет. Поднятые грядки удобны (нужны), где высокий уровень грунтовых вод. То, что Вы описывали (грядка для кабачков), это и есть вариант тёплой грядки. У нас в Сибири многие так делают для теплолюбивых культур. А на севере Омской области огурцы можно вырастить в теплице или на навозной грядке (высокой), по-другому не получить урожая.
Спасибо, Наташа! Поняла, мне точно не подходят, у нас грунтовые воды далеко, наоборот страдаем без воды, рады каждому дождику.
Ирина, у нас летом тоже очень жарко, и поэтому у нас высокие грядки не очень приживаются, высыхают быстро. Сама однажды мужа достала, он мне сделал высокую грядку под огурцы — полное разочарование, а сделала все по уму — и компост, и т.д. и т.п.
Оля, спасибо! Я в этом году попробую в такие же грядки (теплые) только в земле, посадить тыкву, кабачки и огурцы. Только с удобрением еще надо разобраться, какие сыпать, то ли минеральные, то ли еще гранулированный навоз продают в пакетах Оргавит. В общем надо пробовать.
Ирина, я уже года три делаю осенью под огурцы траншеи, туда все скидываю — и листья, и сорняки, и полуспревший компост, землей засыпаю, сверху насыпала семена горчицы и до весны, ну не скажу, что тоннами огурцы снимаю, но нам хватает. А из удобрений у нас только разложившийся конский навоз и все, химию применяю только на цветах! Может я ретроград в этом плане, но когда выращиваешь для себя, то не хочется всякую бяку есть. Я все делаю по наитию. Как-то по весне, надо было компостную яму освободить, еще не до конца разложился, вытащила и по малине раскидала, потом где-то прочла, что так и надо делать, и удобрение, и влагу сохраняет, посадила в лилиях аллисум, тоже оказалось правильно, предохраняет луковицы от жары. Ну вот как-то так…
Оля, а разве минеральные удобрения это химия? Я думала химия это ускорители роста или отрава от вредителей?
То ж Ростов. Все по погоде. Поднимите, а потом поливать замучаетесь
Все это — линолеум, картон и пр… 3 года убили на очистку купленных участков от хлама, железа, рам и «могилок»-грядок. Под зелень просто окапываю высокие. Клубника растет на круглой «клумбе» — красиво, т.к. почва мульчируется, сорняков почти нет.
А насколько (диаметр) у Вас круглая грядка? И какой «смысл» в ней? Урожай клубники как собираете? Сколько у Вас земли, если 3 года очищали?
Наталья, 2 штуки по 2 — 2,5 м примерно. Зачем — ягоды собираем). На семью поесть хватает, если вы об интенсивном с.х. производстве — то это не ко мне. Весь участок 15 соток, 4 под дом, остальное газон и сад. Огород сажаем в соответствии с климатическими возможностями, Северо-Западный регион. Листовая зелень, лук, чеснок, горошек, кабачки — нормально,… огурцы и помидоры растут только в теплице — не держим. Участок убрали достаточно быстро, но гнилые доски, линолеум кусками, железяки и стекло кладами всплывает до сих пор — «спасибо» предыдущим хозяйствующим. Борозды от грядок старых точно засыпали несколько сезонов. Бабушка моя жила огородом как раз ближе к ростовской области — выращивала овощи на продажу в соответствующих количествах. Она бы сейчас сказала бы что-нибудь цепкое на обаятельном суржике про высокие грядки.)))
Простите, не знаю, как к Вам обратиться!? Интересно,, кабачки растут, а томаты и огурцы нет? они вроде не сильно отличаются по тепло параметрам… На сайте очень много людей из разных климатических зон нашей большой Родины(СССР) и почти всё рассказывают о личном опыте, то что для Вас не подходит, для других норма и лучший выход (огороженные грядки в основном делают где глинистая почва и грунтовые воды близко находятся) Видите, а моя бабушка выразилась бы на Белорусском языке про «голую землю» и возможности посадки в неё чего-нибудь без высокой грядки… Потому что на севере Омской области без «навозной» грядки ничего не росло. И сезон начинали с осени, таскали навоз за лето, что накопился и делали основание с бортами, а в середину насыпали землю, так и высаживали растения. Весной сеяли. Сейчас, конечно, теплицы у всех почти.(может потому, что живности КРС мало у кого осталось.)
Кабачки намного более выносливей огурцов и тем более помидоров. Последние у нас в ОГ удавались считанные разы и не в массовом количестве, а кабачки никогда ничем не укрываем. Если питания достаточно — вырастают практически в любое лето.
Дада. Огурцы в открытом грунте 3 штуки в разгар сезона с куста — не считается. Не растут, сволочи, ночи прохладные. Теплицы как и грядки в коробках — не нашла возможный для участка эстетический вариант. Особенно грядки. Пусть они в земле и выполняют функцию витаминного и декоративного огорода… Спасибо за дискуссию.
Ну Вот и выяснили, что «овощи» из грядок, как лично выращенные, Вам не очень нужны (наверное кто-то другой выращивает либо проще купить) А эстетика — это очень важно! Просто сейчас масса растений: томаты вариегатные, с голубой листвой, серии «палки» огурцы с мелким листом и белыми плодами, горох с желтыми и фиолетовыми стручками очень эстетичны и экзотичны. Удачи Вам.
Барон Вы хотите сказать, что у Вас холоднее чем у нас? Если томаты и огурцы не растут в ОГ? Конечно, кто не формирует томаты у нас тоже нет гарантии на урожай, тем более, на красные томаты с куста. И огурцы в ОГ приходится укрывать какое-то время.
Сдается мне, в Южной Сибири при меньшей сумме температур лето несколько жарче и суше, это для помидор особенно важно.
Огурцы мы не укрываем почти, только несколько кустов на очень раннее, с начала июня потребление втыкаем в уголку теплицы.

основная масса высеивается так, под плошечки во внешнюю сторону очень высокой и очень удобренной гряды
основная масса высеивается так, порд плошечки во внешнюю сторону очень высокой и очень удобренной гряды

и растет в ампельном виде. Укрыты, как видите. корни.
и растет в ампельном виде. Укрыты, как видите. корни.
Барон «побегала» по климат сайтам разница в температурах летом июнь-август в 1-1,5 градуса и не всегда в нашу пользу, а вот май и сентябрь в среднем у Вас теплее на 6-8 градусов. У нас в ОГ огурцы с укрытием(семенами) можно высадить в 10 числах июня, а раньше убьют возвратные заморозки. В 2018 снежинки кружились 8 июня(но слоем не легли) И у Вас круто так! Теплица термос? Это Ваша личная идея? там внутри перцы растут?
Да, мы с личной жабой выдумали… Чтоб дождевая вода с покрытия лилась не мимо, а в гряду, и чтоб менять грунт можно было не через дверь втаскивая/вытаскивая, нижний обвод теплицы проходит посередине высоких грядок, которые весной набиваются биотопливом и засыпаются перегноем.
Внутри высаживаются сперва зелень, редис, рассада капусты и цветов, а по мере их поедания и переселения на постоянные места в ОГ, на освобождающиеся места размещаются перцы, томаты и баклажаны.

В наружные карманы со стороны огорода сажаем огурцы, а со стороны скотного двора — кабачки. Их ботву проходящая скотина не трогает.

Делал я эти теплички давно, наспех и на энтузиазме, сейчас они здорово износились, надо бы переделывать с учетом опыта эксплуатации, но не факт, что смогу.

рассада
рассада
Жаба Ваша замечательная! Барон, с каждым днем всё больше восхищаюсь вашей смекалкой и обширным кругозором! Теперь такие мужчины большая «редкость»!
Всё практично и функционально!
Извините, вы закрыли теплицу с 2 сторон посадками (огурцы, кабачки)… вопрос: а растениям в теплице -не темно???
Нет. Уровень земли в теплице и снаружи — одинаков, тем более, что излишки зелени(огурцы) склоняются ниже его, вдоль внешнего борта, а кабачки посажены с запада, свет оттуда не столь важен.
Летом солнце ходит высоко, теплица освещается через крышу.
Согласна с Вами, Павел! Мало того, что хлопот с ним (подкорми, подстриги, прополи), так нужно ещё и траву пристраивать (стриженную). Везде нужна золотая середина: газон, цветы и овощи.
Я думаю, что кусочек зеленой травы на участке — это ещё и очень красиво!
Когда купили участок, к крыльцу подступали грядки с луком- батуном и прочие. Но мне столько грядок не надо было. Поэтому огород отодвинула подальше, а перед домом высеяли газонную траву. На газоне у нас, правда, и можжевельники высажены, и декоративные кустарники, и розы. С одуванчиками пару лет вела борьбу, но они меня победили Скошенной травой мульчирую грядки или даже междурядья. До английского газона нам как до Луны, но все равно очень нравится зелёная лужайка и нам, и гостям. Не грядками едиными…
Паша, у каждого свои предпочтения, в том числе и в области обработки земельного надела, это нормально. Участок у нас большой, поэтому место для выращивания овощей тоже есть, основными культурами обеспечиваем себя полностью, а семья у нас немаленькая. Подумываем о том, чтобы брать на лето курочек, для них тоже места больше чем достаточно, но окончательно пока не созрели. Но когда только купили участок, больше мечталось о газоне, альпийской горке, маленьком прудике, пусть даже из старой ванны, и лишь в десятую очередь — об урожае.
Фонтан Вы сделаете, даже не сомневаюсь
Говорят, что газон нужен:
1. Чтобы сократить площадь, на которой надо работать.
2. Чтобы лежать на нём.
3. Сидя на террассе, любоваться им.
У меня на 6 сотках газона нет, но все настоятельно рекомендуют, приводя именно эти аргументы. А газон можно засеять полевицей побегоносной и тогда его вообще не надо будет стричь. Эта полевица — самое лучшее, что есть для газона.
Инна, а я на своем печальном опыте убедилась, что полевица — тот еще агрессор!!! Тоже когда-то про нее вычитала, купила семена. Благо, не стала засеивать ею газон (еще на старой даче), а просто малость кинула между растюшек. Так она потом у меня «поразбежалась» по всему участку. Не даром она зовется — побегоносная.
Стричь ее не получается, т.к. она длинная, но ползучая. Заползает везде, где можно и не можно. Поэтому ее бы я не советовала ни на газонах сеять, ни где либо еще…
Мила, я тоже когда-то по вычитанному совету решила часть участка залужить полевицей. Она действительно оказалась высокой и требующей кошения. Ну и особо красивой травкой ее не назовешь. Одновременно сеяла и другие травы (смесь типа «спортивный газон») — те куда декоративнее смотрятся, да и сочнее намного, чем полевица.
Мила, это лучше, чем пырей? По мне, то, что Вы написали про полевицу — так это одни плюсы!!!
Я не говорю, что пырей лучше. Я написала свои наблюдения. А решать, конечно, каждому самому.
Я у полевицы для себя никаких плюсов не увидела.
Каждому — свое
Вы правы, Мила! Вот посею хоть маленький пакетик полевицы и тогда напишу своё собственное мнение! Не исключено, что оно совпадает с Вашим! А то в моем представлении, полевица- это что — то типа флокса шиловидного, но по которому можно ходить!
Инна, вы посеяли полевицу? Как она у вас себя чувствует? И как вы с ней? В дружбе?
Нет, мила не нашла в чистом виде. Весной из-за карантина её нигде не было. И мшанки тоже. Сейчас прошлась по прежним магазинам Семена и обнаружила, что многие вообще закрылись…
Купила фацелию, но не посеяла… Теперь она в планах на 2021.
У меня где-то ее семена в сараюшке валяются. Надо поискать
Мила, мне надо съездить в Леруа. Я там видела полевицу, но это было до знакомства с сайтом. А запомнила её, потому что мне сказали что в Великобритании газон из полевицы и его не надо стричь. А потом специально искала полевицу и мшанку, уже не попадалась.
Мила, писала комментарий с телефона, сейчас прочитала, телефон выбросил фразу: «В Велибритании в королевском дворце газон.....»
Инна, так можно мшанкой засеять, она бывает темно-зеленой и почти желтая. Вот где красота будет! даже узоры выкладывают, как ковёр. И ходить по ней рекомендуется… Но уход-то всё равно никто не отменял… И полевица требует стрижки, как и другие травы для газона. Может чуть реже… но «газоны для гольфа» стригут 2 раза в день в разных направлениях. Кроме понедельника только снимают по 0,3-0,5 см. А когда мне что-то советуют, но для меня это «спорно», я всегда говорю, что «каждый суслик — агроном».



Наташа, а это прямо Ваше? Вот вся эта красотища?
Инна, нет, это из интернета, просто, как может выглядеть газон, по которому можно ходить и который не надо подстригать, у меня этап «собирательства». Есть островки мшанки на даче, но пока я со многими растениями пытаюсь просто подружиться посмотреть — моё не моё.
Наташа, а мне тоже нравятся почвопокровные. Причем пока все подряд! Везде сажаю флокс шиловидный. Соседка пропалывает (он у неё только в розах) и отдаёт мне. Мшанка — просто супер!
Инна, и я большая поклонница этих растений… Люблю их «жажду» жизни…
Наташа, а мне они нравятся тем, что почвопокровные закрывают голую землю, а ещё больше тем, что их можно погладить!
Наташа, на первом фото разве мшанка?
Мила, фото не моё, но написано мшанка шиловидная, у меня есть ещё «лежачая» (светло-зеленая), в том году посадила, не знаю, как перезимует...
что-то она мне смутно напоминает вербейник монетчатый
У мшанки листочки действительно шиловидные, а на той картинке хоть издалека, но видно, что они округлые. Да и навряд ли мшанка таким водопадиком будет стекать по камням
мшанка
мшанка
Последний раз редактировалось
Мила спорить не буду… может и так, но в левом углу цветочки беленькие, как у мшанки. Я вербейник монетчатый не видела с белыми цветами, у него вроде только желтые цветы. И я думаю, что там не камни, а просто насыпь почвы разного уровня.
Аааа!!! Вот сейчас пригляделась, увидела. Фотка нечеткая, поэтому не понятно.На второй-то белые цветки видно, проще узнать…
С большим интересом прочитала дискуссию про мшанку. Очень все красиво!!! Только вопрос, а точно можно по такой красоте ходить???? Даже не верится, что это не специально сделанная полянка.
Ходить по ней можно, но аккуратно. Мне кажется, что она все-таки вытаптывается. А на картинке, по видимому, просто дизайнерский прием показан.
Инночка, каждое утро делаю зарядку около часа, и хуже не становится, притоптанные цветочки, листочки восстанавливаются через час, полтора и опять бархат на земельке, а моя подружка, она художник, сделала из земли крокодильчика и уложила сверху мшанку — получилось забавно, не успела сфотографировать, она разобрала — внучка испугалась, а я хочу просто бугорки сделать, скорее бы Весна!
София, то, что я посажу себе мшанку -это уже не обсуждается. Но это будет маленький кусочек 10х10 см, вокруг сделаю пустоту и буду ждать, пока она разрастётся. Так что спасибо, буду иметь ввиду!!!
Инночка, я с такого же крошечного кусочка начинала, главное не пускать к нему сорняки, а вот семян у нас не встречала
София, я так же ухаживаю за шиловидным флоксом! Сделала вокруг 10 см рыхлой земли, и каждый год кусочек увеличивается!
Инночка, а я флокс запустила, чего в нем только не растёт, ой,скорей бы Весна!!!
София, мне тоже приходится тяжело с флоксом! Туда налетают и одуванчики, и все другие сорняки. Полянку флокса, которая была на даче до меня 1х1 м, могу общипывать и 1 час, и 2. Зато потом такая красота!!! Чистейший флокс!!! И обязательно полоса земли вокруг см 10 -15 для дальнейшего разрастания.
.., а потом действительно красота, хочу на дачу!
София, а я однажды по пути домой с дачи нашла что-то очень похожее на очиток. Только не высокий, а почвопокровный. Кто-то выполол у себя на участке и выбросил в посадку. На следующий день я поехала специально за ним, собрала и посадила у себя в разных местах. Как же он быстро разрастается!!! Тоже осенью красивый, как салатовый мох и очень плотный! И я тоже хочу на дачу!!! А у нас снегопад и пурга…
Да, да, Инночка — находки случаются, вроде бы лес, а такое можно встретить, у меня три очитка с опушки леса и всё хорошо прижились
София, мой почвопокровник точно не дикий! Дорожка была от садоводства до остановки. Т.е. кто-то выкинул, там и виноград девичий был, и яблоки… Как я поняла, разрастается он реально быстро! София, а вот как Вы из леса очитки принесли? Я всё хочу посадить на даче ОБЫКНОВЕННЫЙ клён и постоянно подстригать его. Необыкновенный не хочу — выкопают тут же. Уж больно красивые у клёна листья!
У нас тоже часто лишнее просто выставляют на дорогу за забор и кому нужно, те забираюю. Я себе на старой даче так астильбу развела. Шла домой вечером с дачи, смотрю стоит возле кустов огромный пук астильбы. Я ее затащила в кусты, чтобы не видно было. На след. день мужа попросила, чтобы он ее разрубил нга меньшие куртинки. И забрали на дачу. На весь палисадник хватило. Потом еще к ней другой прикупиал.
Милана, как хорошо, что Вы её первая увидели! А какого она оказалась цветом? Вот везде пишут, что астильба — королева теней. Я посадила в полутень, ну не растёт. Хотя соседка мне сразу сказала, что надо на солнце, у неё огромная астильба на солнце. Пересадила на солнечное место, начала расти, прямо заметно. У меня нежно розового цвета.
Такая же, нежно-розовая. Кстати, у меня в палисаднике тоже практически целый деньтень была, кроме раннего утра. И тоже пышного цветенияя там не заметила.
А вот на этой даче мои астильбочки на солнышке, так цветут, как оглашенные:

Лето-2018
Лето-2018
Вот Вам и королева ТЕНЕЙ! Решено. Всю астильбу пересажу на солнышко. Спасибо, Милана, за потверждение.
Инна, у меня многие растения растут не так, как им предписано. То же самое у меня и с хостами, которые сидят на полусолнце (т.е. часть дня солнце есть, а часть нет или чуточку всего попадает на них).

Вот эта же «королева» в компании с хостами. Они практически целый день на солнышке, за исключением вечера, когда солнце за баню уходитю
Вот эта же "королева" в компании с хостами.  Они практически целый день на солнышке, за исключением вечера, когда солнце за баню уходитю

А это тот же цветник левее
А это тот же цветник левее
Милана, какие ухоженные цветники!!! Обожаю плотные естественные посадки!!! А хосты в Дивеевском монастыре тоже на солнце и такие огромные, просто гигантские!
Вот эта красотка вообще на полном солнце целый день сидит
июль-2018
июль-2018
Жирна и красива! Вывод- ВСЁ на солнце!
Наташенька, я завела себе любимую мшанку, она же ирландский мох и очень довольна, друзья, которые подарили мне кусочек, наказали, что чем больше по нему ходишь, тем ему лучше, конечно, я берегу его, но зарядку делаю постоянно на нём. Пока оба блинчика у меня не большие, но ничего — растут и приходится каждый раз кусочек кому-то отрезать, если будешь сеять, надо тщательно неоднократно прополоть землю, чтобы сорняки не прорастали




София, какие у вас уже суперские мшанные коврики разрослись! Я залюбовалась ☺ Надо тоде найти будет где-нибудь эту милую мшанку и посадить у себя ☺
Аня, она продается семенами и всходит очень хорошо, агротехника — как у петуньи или лобелии… семена, как пыль… я высаживала в торф таблетки. Только очень рано не нужно сеять, месяца за полтора до высадки. Я вот такую сеяла.

Спасибо, Наташа, за подсказку и за фото! Сохранила себе, потом фото перекину на мобильник, чтобы можно было посмотреть вспомнить, когда буду в садовом магазинчике
Вот никак не могу найти семена. Везде «временно отсутствуют»
Странно… а в Сидспосте не смотрели?
Там тоже нет в наличии(
Юля, в Поиске нашла, есть в продаже, но там не «Ирландский мох», а просто Мшанка шиловидная, 1 тысяча семян в упаковке 390 р.
Спасибо, тоже там видела, но мне столько не надо, посмотрю в магазинах. Может позже будут и «кусками» продавать, рассадой. В том году точно видела в каком-то большом магазине, леруа или Оби, не помню
А, ну, рассадой-то лучше, чем семенами
Спасибо, кусками было бы лучше! Не уверенна, что из «пыли» получиться что-нибудь вырастить… Будем искать.
Девочки, я в простом хоз.магазине зимой покупала, семена как вверху на фото у Наташи, что-то в пределах 15 руб. Могу еще зайти посмотреть, вдруг остались, если есть — выслать не проблема.
Юля, в магазине возле дома продают — 15 рублей пакет. Если очень нужно, могу купить и выслать, в личке спишемся… Как на фото «Плазменные семена»
Анечка, спасибо, а как же приятно утром, когда ещё роса прохладная, ножками босыми...
Моя Фея Крёстная, они у Вас обворожительны! Как и все, к чему прикасаетесь Всегда любуюсь Вашими фотографиями…
Спасибо, Наташенька, ты меня захвалила, но знаешь как это приятно с утра прочитать, спасибо, коврижки разрастаются быстро, хочу с краю подложить бугорок земли, мшанка и его покроет
Я не так часто хвалю людей, как хотелось бы, но всегда от души!!!
Немножко примерно представляю она же, насколько я поняла по фото, нежная и пушистая, да? если так, то мне кажется, по ощущениям может быть похоже на густой северный мох… он как подушка, так и хочется на него улечься
Да, Аня, так и есть… травка «интрига»
Ну, да, её же и называют ещё ирландский мох
Да, будет очень красиво! Я буду в этом году на горке своей «порядок» наводить, хочу мшанку по краям лентами пустить. А то барвинок к ней залез и жизни ей не даёт…
Павел, у каждого свой взгляд на предназначение участка.
У меня дача больше для отдыха, поэтому там мало грядок (всего 3 и четвертая недавно под клубнику была сделана) для поесть летом.
А в основном цветы и две лужайки (которые я не называю газоном, т.к. это не газон в его классическом виде, а просто выровненные площадки, на которых растет обычная трава, но которые мы постоянно прокашиваем.
Я живу по другому принципу: не мы для дачи (огорода), а они для нас. У меня матушка по молодости, пока папа был живой, на зиму закручивала по сто банок 3-литровых огурцов, столько же помидоров и т.д. Сейчас живет одна, но выращивает не меньше. Вечно с ней по этому поводу воюю. Потом не знает куда все девать. Мы выросли, внуки выросли, стали всего этого есть меньше. Да и хранить особо запасы негде. К тому же у всех у нас свои дачи, хоть и маленькие, но огородики для поесть летом есть. Она обижается, что не берем. Поэтому я не сторонник такого подсобного хозяйства. Я выращиваю только то, что может вырасти безо всяких «плясок с бубнами» типа подогреваемых теплиц и т.д. Но в то же время, никому не навязываю и свои принципы.
На еду в месяц 120-150 тысяч? Вы серьёзно? Сколько же вы в день въедаете?
Паша, извините, конечно, за такие некорректные вопросы, но я просто не смогла удержать вопль изумления
Паша, работать за еду! Представляю как Вы сейчас себя чувствуете! Наверное, как король среди всего этого царства приусадебного хозяйства и огорода! Вот у Вас теперь свобода!
Павел, знаете, а мне вот как раз мужчины-бесприданники попадались)) Из приданного — бесконечное пиво до компьютерные игры. А вот девочки — все, как на подбор, все с двумя высшими образованиями. Учились да работали. И я в том числе, когда училась и в первом и во втором институтах, работала, в первом — по трое суток брала (работа на тел), чтобы подзаработать, во втором — уже по специальности работала с Борисом Ноткиным по 6 дней в неделю (очень по воскр.съемки любил проводить): с утра на курсы ин.яза, потом на работу, а потом — в МГУ, в пятницу в ночь на дачу, в суб.-в 6 утра в огороде, в воскр — на работу. И ни до клубов нам было, не до курортов, поспать бы хотя бы не три часа, а четыре (по ночам — уроки)) И что интересно — пару среди ровесников я себе не нашла, как и мои подруги.
Ну и мечтая об огромном количестве денег из ниоткуда, осмелюсь предположить, что скучно в этом случае бы не было))
Ну про приданое — это смотря какого возраста «девушка»)) Да и сама какая. У меня наоборот получалось всегда как-то. Это я вечно бесприданников притягивала, что ли)). Причём, не важно даже, какие интересы были у меня. А они были совершенно разные в 20 лет и в 30, например. Если бы мне кто сказал, что ближе к 40-летию я обзаведусь огородом и уеду жить из Москвы — я бы долго смеялась))
Ну про Эмираты и Испанию — это про меня. Мне плевать было на мебель и сантехнику, шмотки, украшения и прочую ерунду, да, собственно, и сейчас не далеко от этого. А вот поехать куда-то — это да… Я на это могла деньги откладывать. И ребёнка возила везде, куда могла. Надеюсь, и ещё отвезу. И если сейчас могла — тоже бы поехала. Это вопрос приоритетов и интересов. Ну и меняться они могут со временем.
Для всех понятие «тратить на себя» заключается в разном. Потратить на впечатления, эмоции и здоровье — это тоже «на себя». Для меня «на себя» — это не только материальное и, тем более, съедобное))
Паша, как всегда очень оригинальный ответ, даже удивительно, что Вы — не Водолей по знаку зодиака. Прокомментировать пока не могу, надо работать, а так хочется разводить, только не гусей, а мини-пигов (можно было бы и обычных свиней, но жалко же потом их убивать).
Мини-пиг чисто декоративная порода, и мяса с неё просто нет, мелкие потому что. А вот вьетнамки свиньи как свиньи и мясо у них ничем не отличается от обычной ( не магазинной!) свинины. Ну и сала с ладонь от них ждать не стоит.
В приусадебном хозяйстве их разводить удобней, потому что некрупные и характер спокойный. Даже предыдущего хряка в дочкином хозяйстве, который на пятом году жизни изрядно окабанел и оборзел, хозяин легко приводил в чувство обычным черенком от лопаты. С крупным белым в полторасто кило такой номер не прошел бы. Да и дамочки у них нравные. Наслушался я историй об хозяевах крупных белых,
которые при опоросах вставали перед дилеммой: то ли новорожденных спасать, то ли самим на загородке спасаться…
Я вас поняла, Павел, спасибо, что ответили, объяснили. Цены, честно говоря, прямо как на Крайнем Севере… там-то понятно, всё самолётами завозится, потому и продукты «золотые»… не думала, что на материке могут быть такие цены.
Каждый выбирает сам для себя, как жить и как поступать, и отвечает только пред своей совестью и Создателем. Я для себя считаю, главное, в любой ситуации оставаться человеком. А жизнь есть жизнь, она даёт нам уроки, и все ситуации разные, и люди тоже разные, люди — живые уникальные неповторимые души, невозможно всех под одну гребёнку… но, это лично моё мнение и моё отношение.
Кроме того, во всём круговорот жизни, и во Вселенной работает закон «что посеешь, то и пожнёшь» и «как ты поступил, так к тебе и вернётся», — но опять же, это лично моё мировоззрение и отношение.
У нас продают яйца тут домашние по 80, крупные по 100. За 150 никто не подумает брать даже. Молоко козье 100 литр. Коровье не знаю, рядом ферма, три раза в неделю машина, литр 50. А про налоги — так уже придумали же с этого года закон новый. Если продаёшь излишки — плати налог. Правда, как это технически будут отслеживать — не известно.
Павел, было бы здорово, если бы вы у себя создали публикацию о вашей жизни, задумках, планах, разъдумьях, где мы все могли бы пообщаться, порассуждать
Здесь же, не хочу засорять хорошую публикацию о совершенном огороде рассуждениями не относящимися к теме. Всего вам доброго.
Я ж и говорю, вы человек, видно, общительный, и рассказывать умеете интересно, сделайте отдельную свою публикацию
Ну, Паша, во как разошелся, как будто и впрямь куркуль эдакий, а по-сути — добрейшей души человек!
Коллеги. Сайт про дачу или приусадебное сельхозпроизводство? Если про дачу, то эстетический подход не менее важен, чем хозяйственный. На настоящх больших огородах в Черноземье и на юге — высокие грядки не делают, т.к. сухо, почва достаточно плодородная или удобряют и обрабатывают широко и сразу, обьемы не такие как на севере. Уклад другой. В нашей полосе СЗ- усилия по сооружению высоких грядок не оправдываются, долго и дорого устраивать, требуют такого же ухода как и неустроенные, земля истощается и выглядит все сооружение убого — а оно вам надо из садового домика наблюдать ящики, загородки, пленки и пр..., а не розы с ромашками. Соседи вокруг держат такие грядки- строили их строили, потом — или заброшенные или горбатятся с утра до вечера над ними, чтобы что то вырастить — ровно также, как и на низких.
Лучше под окном дачного домика посадить парковые розы. И антоновку со штрефелем в саду — всегда с урожаем. ИМХО.
Ваш участок, Вам и решать, что перед окнами сажать, кстати, в статье и такой вариант предлагается, что огород прикрыт цветниками, да хоть весь участок в цветах… Вот незадача и цветы надо подкармливать, а розы особенно, перегной не жалеть, а многолетники ещё и перед зимовкой фосфорно-калийным удобрением обязательно подкормить, а то зимостойкость упадёт и вымерзнут, и будет напрасный труд и убитое время.


Мне кажется, каждому — свое. Кому высокие грядки, кому низкие: было бы время, желание и силы обрабатывать. Я попробовала и то и другое. Вернулась к грядкам-коробам, т. к. их можно устроить на «солнечных» пятнах — участок с затенением. Но количество коробов уменьшила втрое: сколько сил, столько грядок.
Про книги: Люблю перечитывать и Н. Курдюмова, и Б.Бублика, иГ. Кизиму. Такая оптимистичная популярная литература, чтоб сад-огород полюбить. Люблю их всех, вкупе, хотя советами сейчас, набравшись личного опыта, практически не пользуюсь( имею ввиду). Курдюмовская мульча? О, да!, но есть нюансы. Алеллопатия и огуречные клумбы от Б. А.Бублика — учтем, но что-то результат немножечко иной. Советы Галины Кизимы воодушевляют, но все получается чуть-чуть иначе… А в целом, для расширения кругозора и наполнения знаниями для собственных нужд — любой опыт — очень хорошо.
Вот согласна с автором по поводу размещения огорода. Ну не великое это удовольствие из окна на грядки смотреть и с крыльца в теплицу заходить. У огорода чисто утилитарное назначение. Есть, конечно, люди, которые прямо красоту из овощей делают, но это лишние траты времени и сил. Поэтому я считаю, что если участок позволяет, то огород должен иметь свое место подальше от дома. У меня так. И уже в районе огорода и вода, и инвентарь. А рядом с домом цветник и зона отдыха: банька, мангал. Как говорится: делу время — потехе час)))
Татьяна! У нас в городе весной писали, что дизайнеры предлагают посадить на городские клумбы овощи -капусту, свёклу, морковь, петрушку. Но сколько я не присматривалась к клумбам, среди цветов ничего такого не увидела. А ведь действительно все листья у овощей очень декоративны! Одним салатом можно любоваться! А кабачок сорта Кавили- можно прямо в центр цветника сажать, по моему мнению. Каждый год ( из 5 лет) хочу сделать хоть подобие такой декоративной клумбы, но наступает весна — и вход идут циннии, календула, петуньи и бархатцы!!! Вроде, как жалко места? А ещё я думаю, что не посадили овощи на клумбах города, потому что побоялись, что народ будет рвать на закуску — удобно ведь, прямо с клумбы…
Сайт про все! И народ тут делиться своим опытом.
И если у кого-то высокие грядки не «приживаются», то у многих они наоборот необходимость.
А эстетика высоких грядок зачастую, наоборот, поражает красотой и изяществом.
Конечно, такой подход к хозяйствованию на даче имеет место быть, кто-то даже, наверное, испытывает удовольствие от процесса, но не нужно думать, что вы построите ящики — и у вас все заколосится… скорее усилия будут те-же, но в профиль.
Да кто же Вас заставляет строить их! У меня у соседей красивые оцинкованные (купленные за дорого) грядки между ними дорожки из тротуарной плитки. Теплица с такими же грядками внутри. Всё это отделено от входной группы, где есть и японский садик и альпийский уголок и виноград который плодоносит, но стилизован под францию и колоновидные яблони(очень красивы) и вишнёвые деревья правильно сформированы плодоносят вёдрами и красивы как игрушки. И да сайт обо всём Вы представляете у Нас даже «Котики» есть! И эксперты у Нас есть руководители сельхозпроизводства. Мой «огород» в Сибири и он не менее настоящий, чем на юге или в черноземье. Томаты и огурцы Вы где берёте? Хотя бы покушать?
Да уж… если я начну у себя помидоры выращивать они выйдут платиновые. Сколько в сезон стоят грунтовые огурцы на рынке? У нас недорого. В теплице все равно они будут тепличные, а салат так растет, если чуть ухаживать. Я за все хорошее, но против артели «Напрасный труд».
Не знаю, сколько они у Вас стоят? Грунтовые на рынке? Где гарантия, что не тепличные? раз у Вас не растут в грунте? сами же говорите.
Вот-вот… С постройкой теплиц в 2009 году свои Красные помидоры, без электрического отопления, только вода и солнце и пенопласт под грядками, начали вкушать 31 мая — 7 июня (в разные годы разная температура «за бортом»), а огурцы с 20-х чисел июня, в 2018-м первый был 30 мая по сентябрь включительно. На рынке в это время их ещё нет. В 2018 первые помидоры на рынке по 500 рублей. Даже для себя наши теплицы окупили себя несколько раз. 14-21 ведро по 8 кг (в ведре) — это 112-168 кг.

Ой, мне очень понравилась и ваша теплица, основательная такая, и аккуратные грядки, особенно Гусики!)))
Красота! Как в тропиках! И видно, что все основательно! Молодец вы! Удачи вам!
Павел! какие они у Вас добротные, по-мужски брутальные, прямо чудо-теплицы!
Хорошо, что на сайте есть мужчины, которые могут показать, что настоящие хозяева земли ещё есть!!! Низкий поклон Вам и Вашим родителям.
Не знаю, будет ли Вам интересно? Дыни мелкоплодные, размер с кокос самые крупные, но сладкие и запах дичайший… У меня не было места в теплице, но и на улице они вызрели, проблема была лишь в коте, который съедал их на кусте, причем спелые только.

Паша! Кот мой «роднулечка», мы с ним на даче живем по 4 дня в неделю… поэтому я к нему без обид. Это его единственная слабость — дыни кушать… Пусть лакомится, раз маслины у нас не растут По семенам дынь, арбузов (необычных) могу сказать, посмотрите у Суворовых (редкие семена) из СП много всего интересного и цены приятные очень, 10-12 рублей. (всхожесть семян отличная). И есть Олег Фунтиков у него большое разнообразие всего тыквы, дыни, арбузы и многое другое, но там цена другая… Если хотите, я могу прислать Вам дыньки, огурдыни и фицифолию (подарком без денег).
Татьяна! уточните, пожалуйста, как понять-пенопласт под грядками?
Под коробами на глубине в одной теплице 60 см, в другой 70 см постелены куски плёнки, на эти куски положили пенопласт и пеноплекс (что насобирали), а сверху и на бока опять положили плёнку. Потом насыпали опилки 20-25 см, а сверху земля с перегноем. Ничего не выносим, только добавляем. Строили весь сезон 2008-го года. Бока были из рам б/у со стеклом, а крыша из поликарбоната. Теперь так (рамы сгнили) и как оказалось теплее, стыки и срезы загерметизировали и запенили. Разница температур между теплицей и улицей была 6 градусов, теперь 10 в 6 утра. На полу сначала просто доски лежали, потом на высоте 10 см сделали настил из фанеры.













Наташа, вот где красота!!!
Из опыта, а не размышлений, площадь прополки в два раза меньше и самих сорняков меньше, замульчированные грядки меньше требуют полива и с боков земля не иссушается, так как бока закрыты, осенью органику культиватором на грядках перемешиваем- площадь в полтора раза меньше, весной копать нет необходимости — земля рыхлая, опять экономия времени и сил. Картошку в грядках не окучиваю, сорняков почему то в ней нет, так единичная лебеда, но мульчирую (опилки или, если получится, то подстилкой от животных) и поливаю, опять же 9 грядок по 4 метра полить проще, чем четыре сотки.







Картошка в грядках, так интересно, никогда бы не додумалась, спасибо. Ни окучивать, ни сорняков, — надо попробовать.
Кушать любят все
Мне всё время не нравилось возится с картошкой — привези 7-8 вёдер, а соберёшь 16, максимум было 30, а морковку или свёклу посеешь маленький пакетик, а соберёшь до 190 и до 70 кг соответственно. Когда мне рассказали знакомые, что они картошку в грядки сажают, я посадила параллельно одну грядку 4*0,8 и собрала 4 ведра, мне очень понравилось, но я Поливала. Сама заметила и потом «на просторах интернета» встретила подтверждение, что окучивание не даёт прибавку к урожаю, что зелёные стебли не дают дополнительные столоны. Окучивают, чтобы не зеленела, наросшая картошка, а на грядке — это мульча. Теперь два ведра (вернее 180-200 шт) дают 28-36 вёдер.

На переднем плане трубка с вентилем — таких выходов 10 по всему участку и два на теплицы.
На переднем плане трубка с вентилем - таких выходов 10 по всему участку и два на теплицы.
У меня целый ритуал по отбору картошки на семена — на кусте должно быть не менее 16 штук, как можно больше глазков, само-собой все клубни должны быть здоровые. Один раз взошла одна картошина, но довольно поздно, росла до октября (специально оставила). Понравился картофель «Фермер» из семян — высокий потенциал, хотя из 0,02 г взошло и росло 4 штуки, они через год дали 2,5 ведра приличной картошки (на фото от 27 января последняя и средняя кучки).

Сразу не менее трёх вёдер — крупная, мелочь, семенная
Сразу не менее трёх вёдер - крупная, мелочь, семенная

Вот эта картошина дала 40 штук. От неё 10 выбрала на семена, но в следующем году ни одна из них не дала 40 и вообще не было с 40-ка штуками. Эти дали 18-20, а другие (от 16-ти) были и по 32 штуки максимум, но некоторые были по 700 г.
Вот эта картошина дала 40 штук. От неё 10 выбрала на семена, но в следующем году ни одна из них не дала 40 и вообще не было с 40-ка штуками. Эти дали 18-20, а другие (от 16-ти) были и по 32 штуки максимум, но некоторые были по 700 г.

Картошка неожиданно выросла среди лука
Картошка неожиданно выросла среди лука

2 октября 2016. 3-его выпал снег и остался до весны
2 октября 2016. 3-его выпал снег и остался до весны
«Очень хочется эдакое хранилище...» — главное, поставить цель и стремиться к ней...
Татьяна, а какие сорта картошки Вы сажаете? «Кто» дает такой богатый урожай и какие они на вкус?
Первый какой-то местный с 2005-го сажаю, а может с 2004-го (я тогда только названия сортов помидоров и огурцов и других овощей, которые покупала, записывала, картошку в семенном магазине не покупала, а на рынке сорта толком никто не знает, да и не скажет, а сейчас ещё и производителей семян). «Фермер» дал богатый урожай — приблизительно 0,5 литра граммов по 20-30 картошин дали 2,5 ведра приличной картошки. Запекла две картошины без соли в микроволновке. Фермер вкуснее, и мякоть желтоватая.