Многоликая метельчатая гортензия (Hydrangea paniculata) и альтернативный взгляд на формирующую «классическую» обрезку. Часть 2

Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Хочу отметить, что мнения в этой статье отражают частные взгляды её создателя.
 
Маленькое предисловие
Мне не очень хотелось раздувать статью мелкими подробностями по поводу того, что и как я делаю, а также выкладывать большое количество скучных фотографий с обрезанными кустами. Но по-другому не получилось, хотелось написать так, чтобы в ней, по возможности, всё было понятно. Не знаю, смогла ли я это сделать. Судить вам. И смысл этой статьи заключается не в том, чтобы кого-то научить, как формировать тот или иной куст, а показать, по какому принципу можно подойти к этому процессу. Ужималась как могла, но короче не получилось, дробить на части не стала — пусть все вопросы и ответы будут в одном месте. 
  
А теперь о главном.   

Мои любимые гортензии
Фото 1. Мои любимые гортензии

Если вы обратили внимание, то в первой части своего повествования я, при знакомстве со своими метельчатыми гортензиями, старалась обратить ваше внимание на характер их роста – прямостоячие, плакучие или с асимметричным ростом.
 
К сожалению, чаще всего в статьях и различных обучающих роликах авторы дают одни и те же рекомендации по «классической» обрезке гортензий – это удалить все сухие и тоненькие веточки, а остальные ветки текущего года обрезать на две-три почки. Всё! И в этих рекомендациях даже не говорится, какую именно метельчатую гортензию они обрезают. Нет, в принципе, в этих рекомендациях ничего неправильного нет, но смущает одинаковый подход ко всем гортензиям, а они ведь такие разные! Но мы же, наверное, не хотим, чтобы наши гортензии были одинаковыми, как деревянные солдаты Урфина Джюса из известной сказки А. Волкова. Да и не получится этого.
 
Невольно вспоминается анекдот:
 
Изобретатель пришел в фирму:
— Хочу предложить Вашей фирме свое последнее изобретение. Это автомат для бритья. Клиент опускает монетку, просовывает голову в отверстие и два острых лезвия начинают его брить.
— Это хорошо… Но… Но ведь у каждого человека своё, индивидуальное строение лица!!!
— В первый раз да!
 
Вот мне как-то не хочется, как в анекдоте, «автоматически» подходить к вопросу обрезки и формирования кустов метельчатых гортензий, поскольку у каждой из них тоже есть своё индивидуальное строение «лица» и свой характер роста. Правда, есть садоводы, для которых обрезка это всего лишь агротехнический приём и они не забивают себе голову мыслями о каком-то особом взгляде на этот процесс. И имеют на это полное право! Но есть и другие, для которых обрезка это очень творческий процесс, позволяющий сформировать куст по своему вкусу и как он будет выглядеть в будущем, зависит только от их желания.
 
Хотите высокий, хотите низкий и широкий, на штамбе, куст «букет», «фонтан», «веер» или даже маленькое «деревце», куст с «ногами» или без них и т.д. и т.п. Конечно, все эти «букеты», «фонтаны» «вееры» — чисто условные названия и даны по тому или иному образу и подобию лишь для того, чтобы зрительно было легче понять, что мы собираемся формировать.
 
А можно вообще ничего не формировать и пустить куст в «свободный полёт». В общем, как захотите, так и сделаете. Но вот совсем без секатора не обойтись.
 
Секатор в руках садовода это что кисть в руках художника!
 
Чтобы придать гортензии красивую форму, хорошо бы знать и учитывать особенности и характер роста того или иного сорта.
 
Например, такие сорта, как 'Ванили Фрэйз', 'Грандифлора' и им подобные — это сорта с поникающими, «плакучими» соцветиями, и из них прекрасно формируются кусты-«фонтаны», «деревца» или просто кусты-«полусферы».
 
А такие сорта, как 'Куишу', 'Пинки Винки', 'Сильвер Доллар', 'Фантом' — это прямостоячие сорта, и из них хорошо получаются кусты «букеты» или «вееры».
 
Сразу скажу, что основную обрезку я делаю осенью и не потому, что так надо, а потому, что мне так больше нравится и мне так удобнее. А весной я делаю корректирующую обрезку.
 
Во всех учебниках пишут, что весеннюю обрезку нужно делать до начала сокодвижения, т.е. до того, как начнут выдвигаться почки. И это правильно. Но это правило не всегда работает в отношении гортензий. Если человек не формирует куст, а просто обрезает весной сухие соцветия, и дальше растение растёт как ему вздумается, то тогда лучше резать пока почки не проснулись. Я же свои гортензии весной обрезаю тогда, когда уже начался рост побегов, а иначе, как я увижу, что мне нужно для моей формировки убрать.
  
Попробую на конкретных примерах показать принципы формирования и обрезки, которых я стараюсь придерживаться при формировании кустов метельчатой гортензии. Но сразу хочу отметить, что единого рецепта для всех кустов и на все случаи жизни нет, поскольку у разных сортов разный характер роста, да и изначальный посадочный материал тоже разный, и это приходится учитывать.

А начну я с того, что покажу картинку и маленькую выдержку из статьи про обрезку гортензий с сайта любимого мною садового центра «Подворье»:
 
«Каждый красивоцветущий кустарник для успешного цветения нуждается в формирующей обрезке, и метельчатая гортензия – не исключение. Если удалять только отцветшие метёлки, поломанные и сухие ветки, вы получите широкий раскидистый куст с множеством побегов и мелких соцветий, но зато отпадает необходимость устанавливать подпорки и стягивать куст изнутри на случай чрезмерного цветения и сильных ливней».

Фото 2
Фото 2

Делаю это не для критики автора, Боже упаси!, а для того, чтобы мне было легче донести до читателей свои соображения на эту тему. Ведь недаром говорят, что всё познаётся в сравнении, да и плюрализм мнений, думаю, пойдет всем на пользу. И, в конце концов, каждый сам пусть решает, какой обрезки ему придерживаться.
 
Ads by

Начнём с сортов с поникающими соцветиями

Выше я писала, что есть сорта с большими, поникающими, «плакучими» соцветиями. Одним из таких сортов является 'Ванили Фрэйз'.

Фото 3
Фото 3. 'Ванили Фрэйз'

Вот, как вы думаете, если бы куст 'Ванили Фрэйз' (фото выше) обрезался бы, как предлагает выше автор статьи с сайта садового центра, где бы лежали у него тяжелые соцветия? Правильно, на земле.
 
Автор в статье пишет: «Вы получите широкий раскидистый куст с множеством побегов и мелких соцветий, но зато отпадает необходимость устанавливать подпорки и стягивать куст изнутри на случай чрезмерного цветения и сильных ливней».
 
Если речь идёт о прямостоячих сортах, то могу согласиться с таким утверждением, а касательно «плакучих» сортов, не могу согласиться, потому что у сортов с поникающими побегами даже некрупные соцветия стремятся улечься на землю.
  
Если бы куст рос на газоне, то может ещё и ничего, а вот если, как у меня, вокруг куста голая земля, то все цветы, особенно во время дождя, лежали бы в грязи. А ещё у меня вокруг гортензий растут пионы, и растения мешали бы друг другу. Поэтому для кустов с поникающими соцветиями в первые годы после посадки я стараюсь сформировать сильный «скелет» на высоких «ногах». Высота ног может быть и не очень высокой, но достаточной для того, чтобы соцветия не лежали на земле. Из таких гортензий с поникающими соцветиями прекрасно формировать кусты, похожие по форме на фонтан.
   
Для этой формы я сначала выращивала несколько сильных скелетных побегов, растущих под небольшим углом к вертикали. Лучше, если таких побегов — «ног» или лидеров у такого куста будет от 3 до 5. Все остальные побеги в течение первых нескольких лет вырезала, и так до тех пор, пока эти «ноги» не потолстели и не одревеснели. Сами лидеры осенью обрезала высоко – эти побеги стали основой будущего «скелета» куста. А вот все ненужные — нижние, растущие внутрь или в сторону, слабые – вырезала на кольцо, замазав раны садовым варом.
 
Если за один сезон не удавалось получить нужные по высоте побеги, то на следующий год молодые побеги, которые появлялись из верхних почек, с помощью подвязок или системы растяжек приводились в вертикальное положение и в таком положении росли, как продолжение лидеров, пока не одревеснеют, а всё остальное опять обрезалось.
 
Для наглядности, покажу фото. На фото кусту 2 года после посадки и начала формирования. Когда я его посадила, он уже был 2-леткой, значит, на фото ему 4 года. На момент посадки у него было только два более или менее вертикальных побега, высоты которых для формирования нужного куста явно не хватало. Тогда на следующий год из верхних почек я вырастила уже четыре растущих вверх побега, которые по осени обрезала высоко. Высота «ног» к тому моменту была уже ~ 120-130. Все остальное внизу было обрезано начисто. 

Фото 4
Фото 4. 'Ванили Фрэйз'. Начало формирования

При достижении требуемой высоты «ног» начинаю формировать пышную макушку. Для этого в последующие годы осенью однолетние побеги уже начинаю обрезать короче. Получаю куст, похожий на фонтан, с высокими «ногами» и «плакучими», ниспадающими побегами. При этом цветы у меня не лежат на земле. В дальнейшем каждую осень, выражаясь терминологией парикмахера, я такой куст просто филирую, а весной дофилировываю.

Фото 5
Фото 5. Тот же самый куст 'Ванили Фрэйз' двумя годами позже. Кусту 6 лет (снято с другого ракурса)

По такому же принципу сформирован и другой куст-«фонтан» 'Ванили Фрэйз'. Здесь изначально «ног» было не две, а больше.

Фото 6
Фото 6. 'Ванили Фрэйз'

Высокие «ноги» у кустов нужны были ещё и потому, что вокруг гортензий посажены пионы, которые летом с успехом эти самые «ноги» закрывают. Расстояние от пионов до гортензии не очень большое, где-то 120-140 см, и выращивать широкий куст на невысоких ногах означало бы «положить» этот куст на пионы, а мне этого не хотелось.

Фото 7
Фото 7. 'Ванили Фрэйз' в окружении пионов

Ещё хочу отметить, что за один год вырастить высокие и сильные «ноги» или сформировать крепкий «скелет» не получится, на это требуется несколько лет. Но я лучше потрачу несколько лет на формирование куста, чем потом буду видеть лежащие на земле цветы.
 
Метельчатые гортензии хорошо отзываются на обрезку. Обрезка стимулирует рост новых побегов и это тоже помогает в формировании куста. С помощью обрезки можно получить новый побег, взамен погибшего, если он был повреждён. В прошлом году, сейчас не вспомню по какой причине, пришлось обрезать одну повреждённую скелетную ветку, а в этом году на старой древесине оставшейся части ветки проснулись спящие почки, из которых выросли три новых сильных побега. Два из них были обрезаны на кольцо, а один сильный, растущий наружу, был оставлен для новой «ноги» взамен обрезанной. Чтобы он держался в нужном мне направлении, прямо, а не изгибался, я прикрепила его с помощью специальной прищепки к металлическому колышку. Пока побеги молодые и сравнительно гибкие, им легко придавать нужное положение, а вот год спустя, когда они уже одревеснеют, их будет не разогнуть. 

Фото 8
Фото 8. Молодые побеги, выросшие из спящих почек

Фото 9
Фото 9. Побег, растущий внутрь, был вырезан «на кольцо»

В нижней части куста проснулись и другие почки, из которых выросли хорошие побеги. Их хорошо видно внизу куста, с левой стороны, на фото 6. Несколько из них также оставлены и при помощи прищепок и подвязок приведены в вертикальное положение. 

Хочу обратить ваше внимание на то, что у гортензии сорта 'Грандифлора' эту же операцию с молодыми побегами надо проводить очень аккуратно. За годы общения с гортензиями я обратила внимание на то, что у неё молодые побеги более ломкие, чем у других сортов. 

Фото 10
Фото 10. Подвязанные молодые ветки

Фото 11
Фото 11. Крепление при помощи специальной прищепки

Вот в таком виде, с пришпиленными и подвязанными молодыми побегами, гортензия ушла на зимовку.

Фото 12
Фото 12. 'Ванили Фрэйз'

Теперь ещё раз покажу всё то же самое, но на примере одного молодого куста.
 
Когда весной забирала свой заказ, была очень расстроена — посадочный материал оказался не очень хорошим, и выбрать было не из чего. Кустики были похожи на бурьян из мелких веток, торчащих почти горизонтально в разные стороны, хотя годом ранее я там же покупала великолепные экземпляры.

У кустика нашлось два наиболее подходящих побега (будущих лидера), которые при посадке были приведены, насколько это можно было сделать, в вертикальное положение, подвязаны к колышкам, и сразу же при посадке у этих двух побегов были обрезаны макушки. Это стимулировало на них рост новых побегов — продолжение лидеров. Остальные побеги росли до осени как есть.

Осенью из новых побегов, которые успели за лето вырасти на лидерах, я опять оставила только два побега (продолжение), обрезав их максимально высоко, а все остальные вырезала начисто, включая и все прикорневые побеги. Другими словами, осенью осталась «культя» с обрезанными на ней прикорневыми побегами и два «рога», торчащих вверх и состоящих как бы из двух кусков — начальный побег и выросшее за лето «продолжение». В таком виде гортензия осталась зимовать до следующей весны — фото 14.

Фото 13
Фото 13. Осень в первый год после посадки

Фото 14
Фото 14. Весна второго года. Уже просматриваются «ноги»

Весной я жду, когда начнут появляться побеги, тогда мне становится видно, что удалять дальше, и продолжаю формировать куст. Осенняя вырезка прикорневых побегов стимулировала рост новых. Новые побеги уже растут более сильными, и их можно вести в вертикальном положении.

Фото 15
Фото 15. Весна второго года. Рост новых прикорневых побегов

Из этих побегов я оставила нужное мне количество самых сильных, а остальные просто обломала. Этот способ я подсмотрела у виноградарей, где они так же весной обламывают молодые ненужные побеги у винограда. Это наименее травматичный способ удаления побегов для растений.

Фото 16
Фото 16. Весна второго года. Обламываю ненужные побеги

Весной, когда появляются побеги, подрезаю макушки на сильный молодой побег. Уже видно, куда будут расти эти молодые побеги, поэтому всё мне ненужное обламываю сразу. 

Фото 17
Фото 17. Весна второго года. Обрезка на сильный побег

Фото 18
Фото 18. Весна второго года. Выламываю ненужные мне смотрящие внутрь почки

К осени из оставленных весной прикорневых побегов выросли хорошие, крепкие побеги, правда, я вырезала из них ещё один побег, который, как мне показалось, загущал бы куст, но, может, и зря. 

Фото 19
Фото 19. Осень второго года. Собираюсь вырезать ещё один побег

Все оставленные побеги привела, по возможности, в вертикальное положение и максимально высоко обрезала. И в таком виде куст ушел на зимовку.

Понимаю, что идеально ровные «ноги» вырастить сложно, поскольку куст выдает тебе сильную почку где ему вздумается, а не где захочется мне.

Фото 20
Фото 20. Осень второго года

Каждый куст я обрезаю по-своему. Количество «ног» у них разное, и много зависит от того, каким изначально был посадочный материал. Но принцип один и тот же.
 
Вот такими, уже высотой примерно 120-130 сантиметров, осенью второго года молодые посадки остались зимовать.

Фото 21
Фото 21. Осень второго года. Молодые посадки

Очень рекомендую при формировании кустов наряду с основной обрезкой использовать и выломку молодых побегов как наименее травматичную процедуру для растений.
 
У старых, уже сформированных кустов весной я просто подрезаю макушки, на которых, как правило, самые верхние почки не просыпаются, а всё ненужное просто обламываю. Так будет меньше побегов, цветы становятся крупнее, да и при основной осенней обрезке меньше работы.
 
Показываю на примере сорта 'Фантом'.

Фото 22
Фото 22. 'Фантом'

Фото 23
Фото 23. Выломанные побеги

А вот ещё вариант формирования 'Ванили Фрэйз' (фото 24). Она растет у моих друзей среди стелющихся хвойных растений. Они ей отрастили невысокие «ноги», чтобы поднять цветы над хвойными растениями, а потом пустили в «свободный полет», т.е. почти не обрезали, срезали только цветоносы и дали возможность веткам расти во все стороны. Соцветий на этом кусте много, и они не очень крупные, но при этом, обратите внимание, они всё равно поникают и стремятся вниз, особенно нижние. А «ноги», хоть и небольшие, не дают цветам лечь на землю. Куст, на мой взгляд, органично вписался в композицию с хвойными растениями и выглядит необыкновенно живописно и естественно. 

Фото 24
Фото 24. 'Ванили Фрэйз'

Из «плакучих» сортов метельчатой гортензии можно формировать небольшие «деревца». Лучше всех формируется «деревцем» 'Грандифлора'. 

Фото 25
Фото 25. 'Грандифлора'

Изначально куст представлял собой невысокий штамб высотой сантиметров 50. В течение 2-3 лет все побеги, которые появлялись на штамбе, и прикорневая поросль удалялись полностью, а крона сильно прореживалась. И вот наконец корневая система набрала мощь и выдала один сильный побег высотой около 150-160 сантиметров. Это хорошо видно на фото 26. 

Фото 26
Фото 26. 'Грандифлора'

В 2015 году куст выглядел так — фото 27. На фото виден новый растущий побег, заканчивающийся соцветием. 

Фото 27
Фото 27. 'Грандифлора'

Фото 28
Фото 28. 'Грандифлора'

У куста получилось как бы два яруса — старый и новый. Фото 26.

Мне хотелось, чтобы «скелет» будущего деревца был поуже и повыше. Для этого весной на нижнем ярусе старые побеги, растущие в стороны, были коротко обрезаны на сильные молодые побеги, растущие вверх.

Фото 29
Фото 29. Правая сторона уже обрезана

Фото 30
Фото 30. Теперь обрезаем левую сторону

Фото 31
Фото 31. Старая ветка — коротко обрезана на сильный побег, растущий вверх

Предыдущей осенью был вырезан ещё один старый побег, растущий в сторону, а весной на его месте появился новый побег, но уже растущий вверх. Вот его я тоже оставлю. Т.к. я формирую узкий и высокий скелет куста, мне не нужны ветки, растущие в стороны, мне нужны побеги, растущие вверх.

Фото 32
Фото 32. Молодой побег, растущий вверх

Итак, нижний ярус обрезан кротко на сильные побеги, растущие вверх, а верхний ярус обрезан, наоборот, высоко — то есть обрезаны только  макушки с непроснувшимися почками. Все лишние и растущие внутрь побеги просто выломала. Каркас «деревца» стал узким и высоким.

Фото 33
Фото 33. 'Грандифлора' весной 2017

К сожалению, не нашла фото с окончательным результатом весенней обрезки, но цветущее «деревце» я Вам показывала выше. А этой осенью уже все выросшие молодые побеги обрезала высоко. Осталось дождаться, чтобы все эти побеги одревеснели — и «скелет» «деревца» готов. Вот так 'Грандифлора' выглядела этой осенью.

Фото 34
Фото 34. 'Грандифлора'.

Вот ещё одна 'Грандифлора', которая тоже формируется узким кустом, потому что для широкого куста здесь места мало. Внизу у неё одна низкая «нога».

Фото 35
Фото 35. 'Грандифлора'.

'Грандифлору' можно сформировать и широким кустом с цветами, которые не будут лежать на земле. Принцип тот же, что и при формировании, который я описала выше на примере 'Ванили Фрэйз', только «ноги» растят до высоты 1.0-1.2 м, а дальше обрезайте, как вам нравится, либо пусть растёт как нравится ей.
 

Теперь о сортах с прямостоячими побегами

Теперь ещё раз вспомним фотографию из статьи с сайта садового цента, которую я разместила в начале своей статьи — фото 2.
 
Такая обрезка, как на фото 2, на мой взгляд, подходит для гортензий с прямостоячими побегами, но тоже с некоторыми оговорками и с учетом того, сколько места вы можете отвести растению.
 
У гортензии 'Эрли Сенсейшен' нет тяжелых цветоносов, и побеги у неё прямостоячие. Было бы глупо формировать такой куст на высоких и голых «ногах». Поэтому для этой гортензии у меня такой же подход к обрезке, как и у автора вышеупомянутой фотографии. Единственное что, я не режу все побеги коротко. 

Фото 36
Фото 36. 'Эрли Сенсейшен'.

Я уже писала, что 'Эрли Сенсейшен' растёт асимметричным кустом. Поэтому при обрезке я стараюсь придать ему всего лишь симметричную форму. Побеги могут расти во все стороны, кроме как внутрь – такие стараюсь обрезать. Коротко не режу, иначе куст будет медленнее наращивать крону. При такой обрезке кусты получаются широкими, но в данном случае, мне это и надо, поэтому и места дала ему много.

Фото 37
Фото 37. Весна 2017. Обрезала макушки на сильный побег.

Боковые побеги, растущие в сторону, с осени коротко не обрезала, поскольку хочу получить широкий куст, а весной только подрезала макушку.

Фото 38
Фото 38. Длинный побег коротко обрезать не буду.

В прошлом году куст выдал один мощный нулевой побег высотой около 150 см в центре куста. Его оставила почти полностью. Весной на нём в нижней части «обшмыгнула» все появившиеся молодые побеги до нужной мне высоты, чтобы не загущали куст внутри. На макушке же оставила три комплекта сильных побегов. 

Фото 39
Фото 39. 'Эрли Сенсейшен'

А так выглядел куст весной после всех манипуляций с обрезкой.

Фото 40
Фото 40. 'Эрли Сенсейшен'. Весна 2017

Осенью куст был обрезан из расчета того, что будущей весной крона будет подравниваться и на побегах ещё будут обрезаны верхние одна-две пары нераспустившихся почек.

Фото 41
Фото 41. 'Эрли Сенсейшен'. Осень 2017

Из других прямостоячих сортов, таких как 'Киушу', 'Пинки Винки', 'Фантом', 'Сильвер Доллар' и другие, хорошо получаются кусты-«вееры», «букеты» или «полусферы». Принцип тот же. Чтобы вырастить высокий веер или букет, нужно оставить несколько «ног», растущих вверх под небольшим углом друг к другу, обрезать их высоко и дальше формировать макушку.

Фото 42
Фото 42. 'Фантом'. «Букет» на высоких «ногах»

Фото 43
Фото 43. 'Фантом'. «Букет» на высоких «ногах»

Фото 44
Фото 44. 'Пинки Винки'. «Букет» на высоких «ногах»

Фото 45
Фото 45. 'Пинки Винки'. «Букет» на высоких «ногах»

Если нужен широкий раскидистый куст-«веер» или полусфера и без длинных «ног», значит, изначально его нужно резать коротко, как пишет автор в своей статье, о которой я упоминала в начале этой части своего поста — фото 2. 
  
В заключение хочу сказать, что в статье я никого не собиралась учить, как правильно формировать кусты метельчатых гортензий. Я писала не о том, как НУЖНО это делать, а о том, как МОЖНО это делать. Как будет выглядеть Ваша гортензия, зависит только от Вас. Я лишь поделилась своим опытом. И надеюсь, что он кому-нибудь да пригодится.

И ещё хочется добавить, что это только на первый взгляд может показаться сложно, а на самом деле это проще простого, если понять принцип действий.

При формировании куста я, в первую очередь, учитываю особенность и характер роста того или иного сорта. Далее я прикидываю, какой объем пространства куст будет занимать во взрослом возрасте в случае той или иной формировки, т.е. если места мало, я не буду его формировать низким и широким кустом. Многое зависит и от моего желания, т.е. если места много и могла бы сформировать куст широким, а мне в этом месте видится одинокое «деревце», значит, будет расти «деревце». А ещё важно понимать, что то, что получится сформировать, ну скажем, из 'Грандифлоры', нельзя в точности сформировать из 'Пинки Винки'. Ну и, конечно, приходится учитывать, как изначально выглядел посадочный материал.

P.S. Понимаю, что, прочитав статью, с первого раза всё понять и усвоить будет сложно. Поэтому читайте частями и не спеша, а если будут вопросы, задавайте. Постараюсь ответить.

Запись размещена в разделах: , , обрезка, , , уход,
979 комментариев 142 спасибо за запись 239 в избранном 217549 просмотров
Поделиться ссылкой
Копировать ссылку
Автор записи:
Добавили запись в избранное
user_24106 Марина Машакина и еще 238 человек


Комментарии (976)
Очень Вам признательна за статьи про метельчатую гортензию!!!👍👍👍👍Мои гортензии: Ванилла Фрайз, Сандей Фрайз и Лидия Самарская — весенние маленькие новосадочки этого-2022 года. Очень вовремя нашла вашу замечательную статью по формировке и обрезке!!! Зацвели все 3… и пошли расти новые побеги! Нужно ли было прищипывать цветочные кисти? Я нигде не нашла ответа. Поэтому растут и цветут. По характеристикам сортов посадила в полутень — Краснодарский край… жара до 40 бывает, хотя сейчас и дожди пошли. Теперь переживаю, хватит ли им солнца выгнать крепкие побеги!!!
Доброго утра и спасибо. Люба, в южных регионах гортензии лучше сажать именно в полутень или рассеянную тень, так что с посадкой Вы поступили правильно. Я у своих гортензий цветочные кисти после посадки никогда не прищипываю, в отличие от пионов , пусть растут и цветут. И ещё — сильные и крепкие побеги можно выгнать только на 3 или даже 4-й год,
Благодарю Оля!!! Я внимательно прочла вашу статью, даже вчера на ванилле подвязала один побег, чтобы ровненько по вертикали рос!!! На двух других побеги поменьше… всё по вашим заметкам… потом фотки покажу.Очень рада… что вас нашла, впервые всё доступно и понятно расписано!!!
Всё у Вас получится.
Добрый день. Есть 3 хороших побега метельчатой гортензии. Можно ли переплести побеги, для формирования одной сильной ноги?
Добрый день. Я на своих кустах такого эксперимента не проводила по некоторым причинам. Зайдите на 19-ю страницу и почитайте нашу переписку с Валентиной вот с этого места и ниже: ValentinaKolesnikMakarenko Валентина Колесник ( Макаренко ) Минск 15 ноября 2020, 16:27 Там Валентина показала куст с переплетёными побегами, так что, если у Вас есть желание, переплести можно, только делать это надо пока побеги не одревеснели, т.е по мере их роста.
Оля, день добрый! Вот смотрю на твое фото высокой гортензии на трех ногах. Классно выглядит. А какойсорт? Боковые ветвления начинаются вроде на разных уровнях каждой ноги? Я второй год формирую на 3-х ногах Лайм Лайт. Первый год пошли все в никуда, пришлось обрезать до основания, а от в этом году пошли все стройные, я три прямые ноги оставила, и они достигли высоты 1.20м. Ровные, свои, не нарощенные, так сказать). Боковые стебли обрезала наполовину, чтобы укрепить(утолщить) ствол. Теперь на следующий год начнется самое ответственное: обрезать высоту этих прямых ног. Вот по своему опыту, как лучше посоветуешь- все на одном уровне, или на разных? Понятно, что каждый решает по-своему, ты скажешь, и будешь права — это ж его растение. Но вот вопрос мой в чем: не будут ли мешать друг другу шапки, если все обрезать на одном уровне? Тогда придется много соцветий удалять… Или на одной высоте, но формировку куста уже делать по количеству почек на ветках разветвления? Т.е. я хочу попробовать штамб на 3-х ногах.

Вот такая Лайм Лайт в этом году. Боковых стеблей много, я их укорачивала, на следующий год все уберу.

Вот такая Лайм Лайт в этом году. Боковых стеблей много, я их укорачивала,на следующий год все уберу.
Ирочка, добрый день. Рада тебя видеть.🙂 Сорт Ванили Фрайз. Ты написала: «Первый год пошли все в никуда...» всё именно так и бывает, потому что сильные побеги от «головы» куста можно вырастить примерно с 4-го года жизни и редко с 3-го — всё зависит от саженца. У тебя всё получилось просто великолепно!🙂 Если три ноги тебе хватит, то боковые мелкие вырезай сейчас, пока они маленькие. То, что я бы тебе ответила, ты уже написала, а вот будут ли мешать шапки цветов друг другу зависит от дальнейшей обрезки. Сейчас обрезай на ~1-1.2м. а вот весной подойди к кусту, когда молодые побеги будут уже ~ 5 см. и подрежь макушки на сильные побеги. У этих трёх старых побегов весной почки могут проснуться на верхней части по-разному, либо не проснуться вообще, поэтому весна ещё откорректирует высоту ног.😉 Только из сильных побегов сможешь сформировать хороший «скелет» и крону куста. Уже показывала, но на всякий случай покажу ещё раз, что такое обрезка на сильный побег (фото ниже). В это же время выламывай все побеги, которые посчитаешь лишними.
Весной почки на старых побегах просыпаются по-разному. Обрезка на сильный побег
Весной почки на старых побегах просыпаются по-разному.  Обрезка на сильный побег

Обрезка на сильный побег.
Обрезка на сильный побег.
Продолжу.🙂 Ира, Лаймлайт мощная гортензия и крона у неё ежегодно будет увеличиваться в геометрической прогрессии. Покажу тебе свой Фантом, поскольку эти гортензии похожи по своим размерами и ты сможешь понять, что тебя может ждать в будущем.😉 Несмотря на постоянное сдерживание роста кроны, в этом году куст был шириной 4 метра. Сдерживаю не только обрезкой. Весной я помимо, прочих лишних побегов, выламываю побеги, растущие наружу. Т.е. на побеге есть комплект из трёх почек (побегов), так вот растущую наружу от куста обламываю и оставляю только две, а часто и одну, это если надо разрядить крону. Может совет тебе пригодится — в дальнейшем меньше придётся резать.
Гортензия Фантом.
Гортензия Фантом.

Левый побег, растущий наружу, весной выламываю.
Левый побег, растущий наружу, весной выламываю.
Оль, из твоих уст слова «великолепно» это высшая степень похвал 🥇. Спасибо за добрые слова. Фантом… это… просто нет слов!!! Если моя такой же будет, то я прям испугалась😢. Буду стараться не забыть все твои рекомендации. А что значит, если 3 ноги хватит? Не очень устойчивая будет? Еще добавить ногу 1-2, если получится? Поняла про боковые побеги- обрезать сейчас, я их на весну хотела оставить. Т.е. под зиму стволы должны уйти голыми… Но опоры наверно лучше оставить, чтоб ноги не сломались от снега.
Лаймлайт устойчивая гортензия, на 3-х ногах будет стоять хорошо и костыли ей не нужны, но вот крону я связываю. Делаю это для того, чтобы сильный дождь и ураганный ветер, что у нас бывает, не разломали сам куст, т.к. крона широкая и шапки цветов наполненные водой очень тяжелые. Связываю чёрным двужильным проводом, чтобы не сильно тёрлась кора на ветках. Провод под листьями не видно. Ноги, если захочешь, добавить можно будет без проблем. Когда куст войдёт в силу и ты начнёшь делать обрезку кроны, у него в ответ на эту обрезку будут пробуждаться спящие почки на стволах или у головы куста и ты по желанию можешь оставить какие-то из этих побегов, только весной не пускай на самотёк рост этих побегов.
Вот из этих молодых побегов я добавила ещё одну скелетную ветку кусту.
Вот из этих молодых побегов я добавила ещё одну скелетную ветку кусту.

А вот из этих побегов, растущих от головы куста, я добавила ещё две "ноги".
А вот из этих побегов, растущих от головы куста, я добавила ещё две "ноги".
Олечка, спасибо большое за советы 😘
А еще хочу показать вам, какой удивительный в этом году вырос куст гортензии Пастель Грин. Я просто ходила и восхищалась им все лето. Невысокий, но очень прочный и с огромными шапками.

Самое главное, что прошлой осенью я обрезала его очень низко, потому что как и у Лайм Лайт были тонюсенькие веточки в разные стороны. Вот еще раз повторю Олины слова: не бойтесь обрезать гортензии!!! Похоже, они действительно это любят!!!

Конец июля, начало цветения

Конец июля, начало цветения

Середина августа

Середина августа



Конец августа

Конец августа

Середина сентября

Середина сентября

Ир, Пастель Грин действительно очень красивая и необычная по цвету гортензия. Ко мне она попала пересортом.🙂 Для того места, куда я планировала посадить другую гортензию, Пастель Грин оказалась маленькой по росту и я её подарила своим друзьям, у которых маленький участок. А вот у них она оказалась на своём месте — просто красотка. Вот так она у меня зацвела, когда я поняла, что это пересорт.🙂
Пастель Грин
Пастель Грин

Пастель Грин
Пастель Грин
Хорошенькая! Кончики более яркие у тебя. У меня она растет больше в тени: утром до 10 часов и вечером с 15 часов. наверно яркости и не хватает. Но я больше ее для коллектива к Лайм Лайт покупала, чтоб тоже зеленая в основном была.
А вот мой Фантом, который с твоей помощью формировала. Куст вроде большой, но соцветия не очень пышные в этом году. Какие-то рыхлые.(( У меня в этом году вообще с некоторыми гортензиями очень большие странности.🙁 Ерли Сенсейшн невысокая, Самарская Лидия не яркая, Сандей Фрайз, Фрайз Мелба и Даймонд Руж вообще не цвели. И даже Древовидная, уж она-то что? Тоже не цвела. Наверно холодный май и холодный июнь сделали свое недоброе дело.

Фантом
Фантом
Добрый день! Оля, еще раз говорю спасибо за статью и за терпение))). У меня, надеюсь, последний вопрос! Одна моя гортензия в этом году решила выпендрится и все ветки отрастила в горизонтальном направлении. Я ее в субботу очень сильно обрезала. Прям, сильно. Чуть не плакала, боялась, что загублю.
Было так
Было так

обрезала так. Теперь у меня вопрос: Нижнюю ветку слева отрезать полностью или на почку, направленную вверх, которая недалеко от ствола находится?
обрезала так. Теперь у меня вопрос: Нижнюю ветку слева отрезать полностью или на почку, направленную вверх, которая недалеко от ствола находится?
Свет, не пугай меня. Своими словами «надеюсь, последний вопрос!» ты хочешь сказать, что тебе в твоей обрезке нравится всё, кроме ветки слева?😉 Вот если отвечать кратко и прямо на твой вопрос, скажу, что эту ветку как не режь, хоть совсем, хоть на почку, из этой конструкции, что я вижу на фото, вырастет опять чёрт-те что. И ещё, на фото я указала стрелочками места, скажи это какие-то повреждения на коре?




да, это — повреждение после прошлой зимы. Кстати, не увидела, почему-то… А на счет стрижки — а что сейчас надо с этой конструкцией делать?
Вот почему я не люблю штамбы — что-то повредило единственный ствол и куст надо выращивать заново. Что делать это зависит от того готова ли ты к кардинальной обрезке или будешь плакать. Я в стопятсотый раз скажу, что садовод должен быть: а — смелым и б — терпеливым. Если не готова и хочешь оставить этот штамб, то я бы обрезала, как на фото 1. — верхнюю кривую часть отрезаешь совсем, две боковые ветки режешь на одну почку «с пеньком» — такая обрезка может стимулировать рост новых побегов и в верхней части штамба и от головы. Можно обрезать, как на фото 2. — такой обрезкой, в зависимости от того, где будут расти новые побеги можно нарастить имеющийся штамб или даже вырастить новый. А можно обрезать «на пень» в 3 почки и вырастить новый куст. Напиши, что ты решила.
фото 1.
фото 1.

фото 2.
фото 2.

фото 3.
фото 3.
Спасибо! Огорчена, но буду думать. Склоняюсь к варианту на фото 1. Посмотрю этой весной — если пойдут побеги снизу, возможно, начну все заново на трех ногах.
А чему огорчаться? Без обрезки ничего не сформируешь. Я других способов не знаю. Так не бывает, чтобы сказал трах-тибидох и кривые «ноги» стали прямыми. Всё у тебя получится и будешь ещё радоваться. Меня только очень смущает разрыв коры на штамбе, не знаю, как он будет затягиваться. Почему-то не сомневалась в твоём выборе. 🙂 Кстати, по варианту фото 1, я сформировала деревце из грандифлоры и я писала об этом в статье… не читаете, блин.🙁
Блин, читаем!))) Просто, понимаешь, когда новая для тебя информация поступает — весь объем уложиться в моей голове полностью никак не может((. Наверное, голова размером не вышла. )) Но я ее тренирую! Конечно, я понимаю, само собой только мухи плодятся. И не обольщаюсь, что все будет само расти так, как мне нужно). Но еще я не сомневаюсь, что у меня все получится! С таким-то инструктором)))
Светлана, я бы тоже так сделала. Если пойдут побеги из земли новые, а они конечно пойдут-куст молодой, то пустила бы 3 прочные ноги вверх. У вас там сбоку еще одна ветка непонятная тонкая идет вровень со стволом, ее бы совсем убрать. Я вверху писала, что тоже самое у меня было с Лайм Лайтом они все росли кое-как, да еще после зимы часть сломалась. Я весной всё обрезала и начала с нуля. Извините, что вклинилась🙂
Напротив, большое спасибо за личный опыт и совет! Оля права- надо резать. И Вы правы. Она была в том году, прям, чудесная! А значит и ещё будет). Да и потом, мне нравится пробовать в саду что-то новое))).
Светик, резать надо однозначно.🙂 Ты выбрала обрезку по варианту фото 1., а я бы обрезала по варианту фото 3, т.е. оставила бы пенёк с 2-3-мя почками. Объясню почему. Ты рано начала формировать штамб. Хороший штамб без наращивания можно получить от куста с хорошо развитой сильной корневой системой, а это обычно начиная с 4-года. Ты, как человек выращивающий виноград, наверное знаешь что такое обрезка на обратный рост. 😉 На Дзене у «Самарского винограда» есть хорошая статья на эту тему, объясняющая, для чего это делают: «обрезка на обратный рост – это такой агроприем, в ходе которого на лозе виноградного куста оставляется минимальное количество почек (по 1-2 на каждом ростке) с целью нарушить корреляцию, или равновесие между наземной частью растения и коневой системой, в результате чего оставшиеся почки получат мощное питание от сильной корневой системы и дадут прирост хорошего качества.» Тоже самое можно написать и про гортензии, т.к. у этих разных растений в некоторых моментах есть сходство и я об этом уже писала.🙂 У гортензий этот приём называется «посадить на пень».
да я, как тот «добрый габровец» из старого анекдота — кусками режу))). Я уже тоже поняла, что не стоит жалеть. Но у нас зимы бывают сложными. Я весной посмотрю — что выжило и тогда дорежу. Скорее всего, радикально, как ты и говоришь.
Весной сильную обрезку на пень можно делать только до начала сокодвижения. А как до начала сокодвижения и начала роста почек ты увидишь, что выжило?
поковыряю стволик)))
Ладно, ковыряй.)) Всё, вот ещё напишу и отстану от тебя. Если решишься резать на пень, то лучше сейчас. Я бы оставила 3 почки с «пеньком» ~ 5 см., срез замазала варом. Если зимы тяжелые с оттепелями, ветрами и т.д., то лучше этот пень закрыть по самую макушку, но не лутрасилом, а чем-то вроде лапника или игольника. Можно засыпать дубовыми листьями, обрезками какого-нибудь камыша или даже ветками твоего посконника, главное, чтобы укрытие дышало, во время дождей был доступ влаги к корням, не загнивало и чтобы оно задерживало снег. Торфом и опилками укрывать не надо — смерзаются.
Забыла написать, если сейчас резать боишься, то весной не надо ничего ковырять и резать радикально. Поскольку, ты уже сейчас сильно обрезала куст, весной нужно просто дождаться роста молодых побегов, посмотреть из каких почек пойдёт сильный рост и уже после этого не резать, а выломать лишние побеги, иначе можешь зарезать куст.
Оля😘👍👏❗
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, почему у саженца гортензии вянут листья. Высажена путем перевалки в конце августа, даже пыталась зацвести( обрезали). А сейчас, когда и дождики почти каждый день, листья опускает пока не польешь дополнительно. Место выращивания Крым, г.Керчь.
Скорее всего она приживается, немного болеет, это в том случае, если вы посадили правильно. Если вы перевалкой сажали, то вполне возможно, что корни не расправили, и они могут быть скрученными до сих пор. Пока оставьте ее до весны, а если снова будет капризничать, то можно было бы раскопать, посмотреть и расправить корни и внимательно посадить, не заглубляя корневую шейку. Сейчас Вы замульчируйте ее побольше, чтобы влага сохранялась, удобрения никакие не давайте. Или, если у вас до зимы далеко (скорее всего), то всю операцию по изучению корней можете проделать до зимы)
Спасибо! У меня тоже мысли про корни. В посадочную яму был уложен дренаж на дно и земля хорошая, а вокруг земля плохая.
Насчет дренажа я сомневаюсь, я никогда дренаж не кладу под гортензии, да и вообще подо всё. Надо, чтоб почва имела повышенную кислотность, pH не больше 5,5. Если есть возможность, проверьте. Подкислить можно полив водой с лимонной кислотой 40-50г на 10л воды. И самое важное мульча. Замульчировать ее хвойным опадом из леса, если есть рядом, или корой сосны или лиственницы, можно сейчас купить.
А «плохая земля» это какая? Какие у Вас грунты на участке.?
В основном солончаки. Поэтому земля в лунке покупная.
Ирочка, согласна с тобой.)
Добрый день. Вот хорошо бы, чтобы Вы ещё и своё имя в профиле указали. Скажите, а какого размера был горшок в котором рос саженец, какого размера надземная часть куста и как выглядел корневой ком при перевалке? Корни расправили или хотя бы догадались перед посадкой замочить в воде корневой ком.?
Ольга! Корневая была закрытая, в емкости 0,7л. надземная часть 25-30см. 1,5 месяца после высадки с гортой всё было хорошо, а последние 10 дней началось. В Крыму живет дочь, а я в Архангельской области. Горты покупали у нас, моя Канделайт такого же возраста как и её Меджикал Свит, чувствует себя прекрасно. Всё таки дело, наверное в земле. А не может она уже просто к зиме готовиться?
Солончаки — это совсем неподходящий для гортензий грунт. Если, лунка с покупной землёй небольшая, то во время дождей легкорастворимые соли быстро туда проникают и, возможно, стали тормозить развитие растения. Но это только предположение. А может и к зиме готовится, но надо видеть фото куста с листьями.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, Даймонд Руж прямостоячая или раскидистая? Пока она маленькая и мне не очень понятно как ее формировать? Растет рядом с Ванилькой и начала их обрезать одинаково примерно. Это правильно?
Даймонд Руж имеет прямостоячие побеги, у Ванили Фрайз побеги гибкие плакучие, с учётом этого и формируйте. Формировать можно по разному, как Вам нравится — этому посвящён пост и вся лента обсуждений.🙂
Поняла, теперь определюсь как обрезать.
Спасибо! Очень понятная статья, все наглядно даже для начинающих 👍
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, по поводу формирования Грандифлоры на высоких ногах. У моего саженца из земли идет только один ствол. От него отходят два побега на высоте 10-15 см. То есть от земли уже трех ног не получится? Можно ли вырастить ноги из этих побегов, и будет ли достаточно одной ноги от земли? И могут ли весной появиться новые побеги от земли?
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как правильно сделать обрезку гортензии Граффити весной? Посажена в конце сентября. Сколько оставить побегов для пышного цветения? Я на ней не наблюдаю почек.

Ольга, спасибо большое за статью. Очень интересно и познавательно. 🙏
Рада, если пригодится.🙂
Ольга, конечно пригодится. Черенковала гортензию Фрейз Мельба. Сидит на окошке маленький черенок. По весне планирую посадить в грунт.

Пожалуйста, оставьте комментарий

Или через: